У «Довлатова» будет всего 4 дня

21-02-2018 16:00

1 марта в российский прокат выходит картина Алексея Германа мл. «Довлатов». Фильм повествует  о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде.

Изображение брежневских «заморозков» в культуре на примере молодого Сергея Довлатова в годы его жизни в Ленинграде, — даёт краткий анонс картины обозреватель портала Film.ru Борис Иванов. Ему удалось одному из первых увидеть фильм «Давлатов», принимающий участие в основном конкурсе 68-го Берлинского кинофестиваля. 

Молодой писатель и журналист Сергей Довлатов (Милан Марич) живет в Ленинграде в начале 1970-х. «Оттепель» подошла к концу, и в эпоху наступившего застоя Довлатов и многие его друзья-творцы не могут ни публиковаться, ни выставляться, если их произведения не вписываются в жесткие рамки соцреализма. Писать же так, как положено, у Довлатова не получается. Слишком уж он внутренне бескомпромиссен, и слишком уж он иронично настроен к окружающей его советской жизни.

Байопики бывают двух типов. Одни «галопом по Европам» охватывают всю жизнь героя, другие же сосредотачиваются на коротком временном отрезке, который авторам кажется наиболее выразительным или интересным. Новая лента Алексея Германа-младшего («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками») принадлежит к байопикам второго рода. «Довлатов» отображает предпраздничную ноябрьскую неделю 1971 года и лишь намекает на предшествующую и последующую жизнь знаменитого писателя – будущего мэтра русской эмиграции.

Если бы авторы ленты хотели изобразить «точку перелома» в жизни Довлатова, то они бы, вероятно, выбрали его службу по призыву в охране исправительных колоний. И сам писатель, и хорошо знавшие его люди вроде поэта Иосифа Бродского говорили и писали, что колония перепахала Довлатова и определила его отношение к людям, к жизни, к творчеству.

В том же положении Бродский (Артур Бесчастный) и прочие – те, кто все же смог прославиться, и те, кто умер безвестным. Поэтому они либо через силу выполняют поденную творческую работу (Довлатов служит в заводской газете, Бродский занимается кинопереводами), либо, как невостребованный художник в исполнении Данилы Козловского, фарцуют запретными западными товарами и книгами. А еще они пьют, жалуются друг другу на жизнь, ерничают, тусуются на квартирах и в легендарном кафе «Сайгон», читают стихи, снова пьют… И поговаривают об эмиграции. Не потому, что «там» обязательно будет лучше, а потому, что «там» может быть хоть немного иначе. Это не антисоветчина, не принципиальное противостояние с режимом. Наоборот, это режим выпихивает из страны тех, кого сам же создал, дав молодежи образование, стремление к вершинам искусства и революционную бескомпромиссность.

Вполне очевидно, почему Герман снял такое кино именно сейчас, и режиссер не скрывает, что жизнь Довлатова в начале 1970-х – прозрачный намек на нынешнее положение дел в России, когда широко востребован позитив фильмов типа «Движения вверх», а прежде обласканные «непозитивные» творцы вроде Кирилла Серебренникова чувствуют холодное дыхание заморозков. Конечно, в советское время «Довлатов» не был бы снят, а сейчас его поддерживают Минкульт и Фонд кино, и это очень важное различие, которое Герман признает. Но и написать, что режиссер от страха дует на воду, рука не поднимается. Перемены в самом деле идут, и они заслуживают осмысления и художественного, метафорического отображения. В том числе через обращение к ситуациям из недавнего прошлого.

Суть «Довлатова» диктует особенности повествования. Застойность происходящего подчеркивается отсутствием стержневого сюжета. Вместо движения из точки А в точку Б фильм изображает бег на месте, череду ситуаций, происшествий и разговоров. Некоторые из них печальны и даже трагичны, некоторые – комичны и гротескны, и Герман часто позволяет герою продемонстрировать едкий юмор, которым Довлатов более всего известен. Но даже в самых смешных шутках ленты чувствуется грусть и подступающее к горлу отчаяние. Хотя герой еще надеется, что его начнут публиковать, это душевная инерция, а не искренняя вера в то, что дела могут наладиться. Из-за отсутствия сюжетного драйва смотрится картина тягомотно, однако это позволяет прочувствовать состояние главного героя.

«Довлатов» – портрет художника на фоне эпохи, и эпоха у Германа изображена выпукло и густо, с множеством полузабытых ныне нюансов. Можно спорить о точности деталей и правдоподобии ситуаций, но вряд ли стоит этим заниматься, поскольку фильм на абсолютную реалистичность не претендует. Скорее это отображение ощущения от того времени, которое было у людей определенного круга.

Прежде неизвестный у нас сербский актер Милан Марич в главной роли – открытие фильма, и мы, вероятно, еще увидим его в отечественном кино. Реальный Довлатов был побрутальнее, с более низким голосом, но у Марича превосходно получился «идеализированный Довлатов» – мужественный черноволосый красавец с проницательным взглядом, норовистым характером и артистичной душой. Он интеллектуален, но не мягок, и он из тех редких писателей, кто нравится женщинам, даже если они не знают, кто он такой (Довлатову приписывали сотни романов). Другие актеры в фильме подобраны так, что Марич всегда выделяется на их фоне, и его персонаж даже среди «своих» кажется чужаком. Впрочем, каждый из актеров внешне примечателен, и о каждом из прототипов второстепенных героев можно было бы снять аналогичную ленту. СССР стал не отцом, а отчимом для многих творцов.

В российском прокате картина появится 1 марта. Однако на «Довлатова» у почитателей творчества писателя и ценителей фестивального кино будет всего 4 дня. А на телеэкраны фильм выйдет очень нескоро. Так что, не проморгайте. 

Фото: godliteratury.ru, jazzpeople.ru, film.ru

 627 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Декабрь: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас дайджест с самыми интересными новинками, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в декабре — уже в этом материале.

Посмотреть

Голливуд в кармане: самое дорогое хобби любителей кино

В Нью-Йорке пройдёт аукцион за реквизит блокбастеров. Мотоцикл Терминатора, золотой билет Вилли Вонки, Щит Капитана Америки и многое другое уйдёт в коллекции самых преданных фанатов. Торги пройдут через несколько недель в аукционном доме Heritage Auc

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Корона, 5 сезон: пора на покой?

Экранизация одной из самых скандальных эпох в истории Британской короны вызывает лишь зевоту и недоумение. Ни выдающийся актёрский состав, ни захватывающая историческая основа не спасают новый сезон. И пока британцы 90-х рассуждают о необходимости мо

Новости ForPost

Метки

Фонд «Живая классика» Конкурс красоты фильмы Театр имени Луначарского Мастер и Маргарита Федюхины высоты Бесы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Клим Шипенко Картины Виталий Либа театр драмы "Психо Дель Арт" музыка Живая классика Золотая балка Севастополь самоизоляция рецензия художники СевТЮЗ Новый год Театральная улица Мариинский театр театр выставка Театр танца им. В.А.Елизарова Валерий Либа балет карантин «Оперные вечера в Севастополе» Молодёжь праздник Музей обороны Севастополя Море Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский театр оперы и балета История выставки Андрей Маслов День Победы Анна Каренина Балаклава книги художник Достоевский Таврида-АРТ кино живопись Крымский военно-исторический фестиваль ДКР Великая Отечественная война Мода Фёдор Достоевский День ВМФ Херсонес Таврический мастер-классы Ольга Панкратова Россия дети Александр Петров Лев Толстой концерт поэзия Конкурс "Живая классика" Григорий Лифанов Театр Лавренёва Музеи онлайн СЦКиИ Психо Дель Арт Сергей Безруков творчество танцы кинофестиваль Святой Владимир Дворец культуры рыбаков Динопарк Эрмитаж ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастопольский ТЮЗ фестиваль «Природа Искусства» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Крым Афиша Севастополя опера коронавирус Санкт-Петербург Театр им. Кукол 75 лет Победы фестиваль Херсонес искусство спектакль Сергей Шнуров 9 мая Опера в Херсонесе арт-отель "Украина" Михаил Булгаков театр Луначарского изоляция