У «Довлатова» будет всего 4 дня

21-02-2018 16:00

1 марта в российский прокат выходит картина Алексея Германа мл. «Довлатов». Фильм повествует  о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде.

Изображение брежневских «заморозков» в культуре на примере молодого Сергея Довлатова в годы его жизни в Ленинграде, — даёт краткий анонс картины обозреватель портала Film.ru Борис Иванов. Ему удалось одному из первых увидеть фильм «Давлатов», принимающий участие в основном конкурсе 68-го Берлинского кинофестиваля. 

Молодой писатель и журналист Сергей Довлатов (Милан Марич) живет в Ленинграде в начале 1970-х. «Оттепель» подошла к концу, и в эпоху наступившего застоя Довлатов и многие его друзья-творцы не могут ни публиковаться, ни выставляться, если их произведения не вписываются в жесткие рамки соцреализма. Писать же так, как положено, у Довлатова не получается. Слишком уж он внутренне бескомпромиссен, и слишком уж он иронично настроен к окружающей его советской жизни.

Байопики бывают двух типов. Одни «галопом по Европам» охватывают всю жизнь героя, другие же сосредотачиваются на коротком временном отрезке, который авторам кажется наиболее выразительным или интересным. Новая лента Алексея Германа-младшего («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками») принадлежит к байопикам второго рода. «Довлатов» отображает предпраздничную ноябрьскую неделю 1971 года и лишь намекает на предшествующую и последующую жизнь знаменитого писателя – будущего мэтра русской эмиграции.

Если бы авторы ленты хотели изобразить «точку перелома» в жизни Довлатова, то они бы, вероятно, выбрали его службу по призыву в охране исправительных колоний. И сам писатель, и хорошо знавшие его люди вроде поэта Иосифа Бродского говорили и писали, что колония перепахала Довлатова и определила его отношение к людям, к жизни, к творчеству.

В том же положении Бродский (Артур Бесчастный) и прочие – те, кто все же смог прославиться, и те, кто умер безвестным. Поэтому они либо через силу выполняют поденную творческую работу (Довлатов служит в заводской газете, Бродский занимается кинопереводами), либо, как невостребованный художник в исполнении Данилы Козловского, фарцуют запретными западными товарами и книгами. А еще они пьют, жалуются друг другу на жизнь, ерничают, тусуются на квартирах и в легендарном кафе «Сайгон», читают стихи, снова пьют… И поговаривают об эмиграции. Не потому, что «там» обязательно будет лучше, а потому, что «там» может быть хоть немного иначе. Это не антисоветчина, не принципиальное противостояние с режимом. Наоборот, это режим выпихивает из страны тех, кого сам же создал, дав молодежи образование, стремление к вершинам искусства и революционную бескомпромиссность.

Вполне очевидно, почему Герман снял такое кино именно сейчас, и режиссер не скрывает, что жизнь Довлатова в начале 1970-х – прозрачный намек на нынешнее положение дел в России, когда широко востребован позитив фильмов типа «Движения вверх», а прежде обласканные «непозитивные» творцы вроде Кирилла Серебренникова чувствуют холодное дыхание заморозков. Конечно, в советское время «Довлатов» не был бы снят, а сейчас его поддерживают Минкульт и Фонд кино, и это очень важное различие, которое Герман признает. Но и написать, что режиссер от страха дует на воду, рука не поднимается. Перемены в самом деле идут, и они заслуживают осмысления и художественного, метафорического отображения. В том числе через обращение к ситуациям из недавнего прошлого.

Суть «Довлатова» диктует особенности повествования. Застойность происходящего подчеркивается отсутствием стержневого сюжета. Вместо движения из точки А в точку Б фильм изображает бег на месте, череду ситуаций, происшествий и разговоров. Некоторые из них печальны и даже трагичны, некоторые – комичны и гротескны, и Герман часто позволяет герою продемонстрировать едкий юмор, которым Довлатов более всего известен. Но даже в самых смешных шутках ленты чувствуется грусть и подступающее к горлу отчаяние. Хотя герой еще надеется, что его начнут публиковать, это душевная инерция, а не искренняя вера в то, что дела могут наладиться. Из-за отсутствия сюжетного драйва смотрится картина тягомотно, однако это позволяет прочувствовать состояние главного героя.

«Довлатов» – портрет художника на фоне эпохи, и эпоха у Германа изображена выпукло и густо, с множеством полузабытых ныне нюансов. Можно спорить о точности деталей и правдоподобии ситуаций, но вряд ли стоит этим заниматься, поскольку фильм на абсолютную реалистичность не претендует. Скорее это отображение ощущения от того времени, которое было у людей определенного круга.

Прежде неизвестный у нас сербский актер Милан Марич в главной роли – открытие фильма, и мы, вероятно, еще увидим его в отечественном кино. Реальный Довлатов был побрутальнее, с более низким голосом, но у Марича превосходно получился «идеализированный Довлатов» – мужественный черноволосый красавец с проницательным взглядом, норовистым характером и артистичной душой. Он интеллектуален, но не мягок, и он из тех редких писателей, кто нравится женщинам, даже если они не знают, кто он такой (Довлатову приписывали сотни романов). Другие актеры в фильме подобраны так, что Марич всегда выделяется на их фоне, и его персонаж даже среди «своих» кажется чужаком. Впрочем, каждый из актеров внешне примечателен, и о каждом из прототипов второстепенных героев можно было бы снять аналогичную ленту. СССР стал не отцом, а отчимом для многих творцов.

В российском прокате картина появится 1 марта. Однако на «Довлатова» у почитателей творчества писателя и ценителей фестивального кино будет всего 4 дня. А на телеэкраны фильм выйдет очень нескоро. Так что, не проморгайте. 

Фото: godliteratury.ru, jazzpeople.ru, film.ru

Похожие посты

«Холоп» Клима Шипенко получил в Севастополе «Бронзового Витязя»

В Севастополе завершился XXIХ Международный кинофорум «Золотой Витязь». Награды нашли своих героев. Жюри фестиваля даже отметило российские блокбастеры. В числе победителей оказался кинохит Клима Шипенко «Холоп». Да, так

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман п

Когда интеллектуал задумывается о будущем: запоздалая рецензия на не новый роман

Я иногда так делаю: читаю книжку не вместе со всеми, а погодя. Жду, пока роман перестанет числиться по разряду «модных». Это нетрудно: в наше время на это нужно меньше времени, чем когда-то. Вон, Ленина от Чернышевского

Пример жизнестойкости: на «Золотой Витязь» приехал ветеран ВОВ Николай Лебедев

6 сентября в Севастополе состоялось торжественное открытие ХХIХ Международного Кинофорума «Золотой Витязь». В городе-герое форум уже проходит в шестой раз. В течение десяти дней севастопольцам и гостям города будут предс

Новости ForPost

Метки

вокал Международный день танца коронавирус Новый год в Севастополе Море Дворец культуры рыбаков Опера в Херсонесе изоляция шоу онлайн-марафон Онлайн-экскурсии карантин поэзия Форум Таврида художники Фонд «Живая классика» конкурс Конкурс красоты Лев Толстой театр танца Вадима Елизарова Золотая балка История Херсонес Таврический Фёдор Достоевский Психо Дель Арт Кванториум фильмы СевТЮЗ кинофестиваль Святой Владимир 9 мая День театра Театр им. Кукол День рыбака творчество ДКР Театральная улица Большой севастопольский офицерский бал живопись балет Динопарк Музей-заповедник "Херсонес Таврический" самоизоляция спорт Картины фестиваль Григорий Лифанов Театр танца им. Вадима Елизарова Достоевский пандемия праздник кино музыка Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" открытие сезона спектакль День Победы Музеи онлайн группа Ленинград художник #WineFest роман "Текст" Театр имени Луначарского Балаклава Конкурс "Живая классика" Анна Каренина Дмитрий Глуховский СЦКиИ 75 лет Победы мастер-классы театр дети Федюхины высоты Севастополь искусство Мастер и Маргарита День ВМФ Севастопольский ТЮЗ Молодёжь Крымский военно-исторический фестиваль Херсонес Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастопольский офицерский бал Бесы афиша опера книги Импровизационный батл Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» выставка концерт Большие гастроли театр Луначарского Живая классика благотворительность Великая Отечественная война Сергей Шнуров спектакли Клим Шипенко выставки Александр Петров