Тутовое дерево, король Лир и кот Фил

19-11-2020 18:04

На днях в Москве простились с народным артистом СССР Арменом Джигарханяном. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью, как и хотел. Нам остаются его многочисленные фильмы – с его участием снято более 250 (!) картин, что стало рекордом в киноиндустрии, занесенным в Книгу Гиннеса… Нам остаётся память о его ролях в театре. Остаётся его «молодая гвардия», его, многие уже знаменитые, ученики – артисты кино, птенцы его мастерской во ВГИКе, и, конечно, театра.

Остаётся сам Его Величество Театр – созданный им четверть века назад Московский драматический театр Армена Джигарханяна. Ну, и, конечно, его свет, его любовь, которой мы напитывали своё детство и юность, в тесном семейном кругу сидя у телеэкранов…   Откуда же сам он черпал этот свет? Поговорим, пожалуй, об этом. О хитросплетениях его творческой биографии и личной жизни не так интересно – всё давно в открытом доступе, можно почитать и посмотреть…

У Армена Джигарханяна было три любви. Нет, конечно, в жизни народного артиста СССР было, несомненно, любви очень много. И зрительской, и человеческой – всякой! Но мы сейчас не об этом. О первоначалах. Итак.

ТУТОВОЕ ДЕРЕВО

«Я очень люблю тутовое дерево. Однажды я с него упал. С мальчишками залезли, наелись, и я уснул. На тутовое дерево взобраться – это ж как домой пришёл!» вспоминает актёр. Детство, проведенное на шелковице. Если брать шире – проведенное во дворах, в мальчишеских играх, с невероятными приключениями… Так? Так, да не совсем… Детство, проведенное в трудах, голодное, хлеб по карточкам… Позже он скажет: «Самая страшная вещь – это сытость». Или:  «Человек каждый день решает для себя вопрос Гамлета: БЫТЬ или ИМЕТЬ»… А еще в его детстве была МАМА. Самые теплые воспоминания – о ней, которая «всегда на твоей стороне». Мама и тутовое дерево… «Это ж как домой пришёл!»

КОРОЛЬ ЛИР

О том, кто может быть актёром, каким должен быть актёр, Джигарханян говорил так. «Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… Если тебя не волнует вопрос, который мучает Гамлета, ты Гамлета не должен играть…» У самого Армена Борисовича такая боль была. Самая большая – это ранняя, непонятная и непостижимая гибель дочери. Первый брак актёра оказался болезненным и недолговечным. Очаровательная актриса Ереванского русского драматического театра им. Станиславского Алла Ванновская была на 15 лет старше мужа, к тому же имела серьезные проблемы со здоровьем.

После её смерти Армен Джигарханян сам воспитывал дочку. Она погибла вместе со своим молодым человеком, отравившись угарным газом в автомобиле, когда ей не было и 24 лет. Тема отца (а родной отец ушёл от семьи, когда Армен только-только родился на свет) и тема утраты дочери – это осевая трещина, тот разлом в душе, вокруг которого и вертелась дальнейшая внутренняя жизнь большого артиста и просто мудрого человека Армена Джигарханяна.

Ведь его роли – не просто роли. Масштаб личности и харизма Армена Борисовича приподнимали его персонажей на какую-то метафизическую высоту, на уровень символа. Ему роли первого плана были как-то даже не нужны – достаточно было появиться в эпизоде, или голосом в мультике, чтобы это стало Явлением. «Щас спою». Или «Ну ты это… заходи, если что», – помните, волк?! Или ещё (вспоминаем):

«Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мертвым» (Джон Сильвер, мультфильм «Остров сокровищ»)

«Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?» (Хлудов, спектакль «Бег»)

«Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!» («Место встречи изменить нельзя»)

Даже злодеи в исполнении Джигарханяна были, хотя и весьма колоритными, но совсем не страшными. Чувствовалось, что они как бы НАД ситуацией, с большим таким достоинством выполняют некую миссию в этой жизни. Словом, чтобы так играть – вернее, чтобы так БЫТЬ, – нужно было лазать по тутовым деревьям, есть хлеб по карточкам и жить с незаживающей раной, разломом в душе, который никогда не даст скатиться в «сытость».

«Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… И если я, условно говоря, люблю короля Лира, то я и в «Красной шапочке» буду играть своего короля Лира»…

КОТ ФИЛ

«Моя большая любовь – кот Фил… В какой-то момент я обнаружил, что остался один. И мой самый большой друг стал кот Фил…. Он ничего не говорит. Я говорю с ним, обычно жалуюсь на жизнь. А он слушает…»

В последние годы Армен Борисович практически не смотрел телевизор. Только один канал – Animal Planet. Он делился, что может смотреть на животных бесконечно. Какая-то невероятная любовь к животным проснулась.

«Когда он был маленький, он очень любил думать. И мы его назвали Фил, потому что он философ…»

 «Думаю,  это моя последняя любовь».

Когда Армена Борисовича как-то спросили, хочет ли он жить лет до 100, он ответил, что, конечно, умирать совсем не хочется, и все мы хотим как можно дольше, но дальше возникает вопрос… «Я понимаю, что нового уже ничего не создам. Начать новую жизнь – это ведь  в любом возрасте очень трудно, невероятно трудно! А тем более, в старости. И потом, что же это получается, все умерли, а я останусь один?! Это мой кот Фил умрёт, а я буду жить?!»

А еще Армен Джигарханян искренне любил свою страну. Иной раз его пытались подвести к разговору о том, что власть ему ничего не дала взамен того, что он сделал, что и за театр, наверно, приходится расплачиваться… На что он сначала неизменно отвечал, что, мол, «нет, нет, всё нормально, всё хорошо», а затем добавлял конкретики: «У нас хорошие лидеры! Я даже грубее скажу: у нас хорошие хозяева. Хозяин должен быть, обязательно! Играть в демократию – это вы туда, в Голландию идите, играйте».

О России говорил так:

«Меня ни разу не обидели в России. Было много грубых и даже мерзких вещей, но по сути меня никогда здесь не обижали. Прожить жизнь с такой фамилией и ни разу не быть обиженным! Как мне после этого не любить Россию?»

Армену Борисовичу было присуще редкое на сегодняшний день качество – чувство благодарности. К своей судьбе, к  своей стране. Это счастливые люди, в которых есть это чувство.

Несомненно, он был так же и философом, как его любимый кот Фил. Его фразы, даже из простых диалогов, тут же разлетаются на афоризмы.

Во всеобщего Бога, или «в дедушку на облаке», не верил. Верил в очень личного («вот мой бог – это мой кот, он меня от смерти спас»), а еще верил, что мы приходим в этот мир не один раз, и ждал, когда к нему опять вернётся его Фил. «Другого кота мне не надо».

Его спросили: «Кто вы? Лидер? Домашний, жаждущий любви, кот? Творец? Подчиненный?» И он молниеносно ответил:

— Клоун! Я клоун. Выскочить, схватить за нос, вот так повертеть – это моё!

И эта традиция восходит к шутам и скоморохам, к юродивым, которые в игровой форме показывали людям правду о них самих. Правду, от которой можно умереть. А ведь «искусство дано нам, чтобы не умереть от истины», любил цитировать Ницше Армен Борисович.

Человек может умереть, а истина бессмертна.

Прощайте, наш дорогой и любимый Клоун! Пусть у вас будет Там и дочь, и отец, и мама, и тутовое дерево. И, конечно, кот Фил. «Это ж как домой пришёл»…

Наталья Барышева

Фото: cdn.fishki.net, radiokp.ru, dubikvit.livejournal.com, yaplakal.com, zooreview.net

Loading



Армен Джигарханян,

Поделиться:

Похожие посты

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Цирк, опера и мармелад: какие тренды предсказывает Pinterest в 2026 году

Онлайн-платформа Pinterest представила ежегодный отчёт Pinterest Predicts, в котором предсказывает тренды 2026 в культуре, дизайне и моде. Изучили выводы и рассказываем, что с большой вероятностью станет модным в следующем году.
Обложка: Pintere

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

Новости ForPost

Метки

сериалы 2025 музыка 2023 аниме 2024 комедия Обзор фильмы 2023 Balenciaga опера российские фильмы сериалы 2024 Театр имени Луначарского Психо Дель Арт балет "Кинопоиск" поп-музыка кино K-pop арт-отель "Украина" Российские сериалы Клим Шипенко Российские сериалы 2025 карантин Неделя моды фильмы ужасов Севастополь Модный показ театр живопись хоррор Билли Айлиш скандал мастер-классы коронавирус обзор аниме спектакли Мода СевТЮЗ Dior книги Netflix театр Луначарского Новый год Неделя моды в Париже BLACKPINK Театральная улица сериалы 2023 музыка 2024 Charli XCX СЦКиИ фестиваль ДКР фэнтези фильмы 2024 аниме 2025 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Таврический Херсонес мультфильмы 2023 спектакль концерт игры 2023 9 мая игры 2024 Хаяо Миядзаки Александр Петров Дворец культуры рыбаков Фильмы 2025 мультфильмы Крым фильмы Афиша Севастополя Конкурс "Живая классика" музыка Григорий Лифанов театр драмы "Психо Дель Арт" выставка мода и стиль музыка 2025 мультфильмы 2024 Игры 2025 рецензия художники поэзия детектив Гарри Поттер Аниме игры праздник современное искусство День Победы искусство куда сходить рэп выставки Севастопольский театр оперы и балета Большой севастопольский офицерский бал Тейлор Свифт афиша Севастополь изоляция Севастопольский ТЮЗ