Картины и сыр: как прошло открытие центра современного искусства «1977»

31 мая в селе Чистенькое открылся первый в Крыму Центр современного искусства «1977». Стены местной частной сыроварни украсил огромный мурал, а комнаты второго этажа — картины и инсталляции крымских художников. ForPost-Афиша побывала на открытии центра и рассказывает, почему он так важен для культуры полуострова.
Обложка и фото: Анастасия Скалдина-Котлярова
Новой территорией творчества стало ремесленное здание 1977 года, которое переделали под стильный лофт. На искусство тоже не поскупились — это крупнейшая частная выставка крымских художников. Всего в залах Центра хранится 130 картин и инсталляций.
«Любой, кто имеет отношение к творчеству, к разнообразным форматам искусства, может прийти сюда и реализовать свою идею. Здесь и молодёжь, и зрелые художники, и те, кто ещё не стал на путь творчества — но для этого и создана наша территория» — поделился основатель и идеолог «1977» Иван Гарда.
Пожалуй, самым впечатляющим полотном стала внешняя стена здания. На ней художник Виктор Нифёдов в абстрактном стиле изобразил «Женщину Д.Е.Л.О». С высоты двух этажей она смотрела, как гости беседуют о творчестве, дегустируют сыры (варить сыр — тоже искусство) и как мотыльки на свет стягиваются вокруг зоны барбекю. Многие гости пришли с детьми: для них подготовили мастер-классы и аквагрим. А спустя время, по словам Ивана Гарда, появятся и занятия с художниками.
Сейчас Центр современного искусства «1977» работает не на полную мощность. Сооснователь и арт-директор проекта Владислав Холявинский рассказал, что в будущем здесь планируют проводить закрытые модные показы, концептуальные вечеринки, стендапы и публичные выступления. А сам Центр скоро начнёт работать круглосуточно.
«Жить — это тоже искусство»
Успеть на все события вечера было бы очень трудно. После официального открытия Центра дети радостно поспешили варить сыр. Взрослые остались на улице слушать каверы на итальянскую классику в исполнении певицы Екатерины. Артистка даже перевоплотилась в культурную музу — вплоть до головного убора в виде сырной инсталляции. Следом на импровизированную сцену вышел музыкант Женя Дидур с поппури из своих хитов. А дальше наступило время изобретательных диджейских сетов.
Нас же особенно манила выставка на втором этаже Центра. Путешествие по современному крымскому искусству начинается с «Безысходности» — так здесь называется касса. После этого попадаем в коридор под названием «Искренность» и по нему проходим в кафетерий «Пепел». Он выглядит как винтажная кофейня с виниловым проигрывателем, книжными стеллажами, разноцветными мягкими пуфиками и уютным прилавком. Теперь, когда в стакане плещется ароматный кофе, можно и искусством насладиться.
Маршрут по галерее имитирует этапы человеческой жизни. Первый зал неспроста называется «Невесомость» — это первое, с чем сталкивается плод в утробе матери. Здесь фотографы Гиг(а/А)нгелина, Кирилл и Александр Кадниковы разместили выставку «Гравитация». Это своеобразные ретроколлажи: на фото авторы положили советские удостоверения, сберкнижки, использованные блистеры и другие предметы эпохи.
Далее переходим в зал «Диссонанс», олицетворяющий первое знакомство с миром. Здесь сосредоточено противоречивое искусство: объемное изображение дерева, сочетание насыщенных оттенков в полотне «Погружение», разделённый надвое холст «Райское перо». В глаза сразу бросается триптих «Страх. Злость. Уныние.» в виде трёх человечков в стиле ацтекских рисунков.
Следом проходим в зал «Резонанс», символизирующий юность и взросление. Здесь много пейзажей и изображений животных, например, табуна коней или павлина. Живопись преимущественно абстрактная: много широких и на первый взгляд небрежных мазков. Но если дать картинам вступить с тобой в «диалог», замысел художника раскрывается в полной мере.
Четвертый зал называется «Метаморфозы» и отображает то, как мы меняемся с каждым годом жизни. Именно здесь — в месте постоянной трансформации — символично проходят театральные постановки и лекции. На холстах изображены как сказочные, так и вполне бытовые сюжеты. Девушка за столиком в кафе, улочка Старого города в Евпатории, изображения цветущих по весне садов.
Последний зал выставки получил название «Апогей» — здесь можно увидеть наибольшее разнообразие стилей и авторских техник. Например, инсталляция «Прекрасная половина железной леди» представляет собой силуэт девушки, собранный из гаек. Возле другой стены видим объемный автопортрет, напротив — цветастую матрёшку как символ жизни и кубические натюрморты. Дальше — «Пепел», «Безысходность» и проход обратно в первый зал. Цикл повторяется. Сооснователь и арт-директор «1977» Владислав Холявинский раскрыл идею галереи одной фразой: «Искусство не закончится — закончишься ты».
Перепрошиваем сознание
Пока гости Центра рассматривали полотна в галерее, в зале «Метаморфозы» провела лекцию крымская художница Нана Романова. Размышляя о том, как художественный процесс перепрошивает сознание, она рассказала о влиянии творчества на органы чувств человека, а значит и его реальность. А изменение реальности под влиянием внутренней воли творца — ни что иное как магия. «Что отличает волшебную картину от обычной?» — спросила Романова у аудитории. Ответ прост: вера художника.
Войдя в особое состояние потока, он перестраивает работу мозга и начинает творить. Перед этим воздерживается от мата и выпивки, не ест мясо или молится. Всё это — лишь ритуал, который помогает творцу создать свой шедевр. Но для этого художник должен верить, что все его действия имеют сакральный смысл.
«Моя бабушка курит трубку»
Кульминацией вечера стал спектакль «Моя бабушка курит трубку» мурманского драматурга Михаила Романенко. Перед началом к зрителям вышел режиссер постановки Дмитрий Кириченко. В своем монологе он рассказал, почему работает преимущественно с текстами новых авторов. Многие театралы морщатся при упоминании фразы «современная драма» и идут пересматривать условный «Вишнёвый сад». Но и великие драматурги прошлого когда-то воспринимались со скепсисом.
«Моя бабушка курит трубку» — история о смертельно больном мальчике Олеге: его иммунитет «сошел с ума» и атакует собственное тело. Из-за этого подросток вынужден постоянно сидеть «в одной квартире со своим тюремщиком — бабой Раей». После смерти дедушки она то и дело курит трубку, из-за чего ругается на внука хриплым голосом. Склочная бабушка заставляет Олега есть капусту, учить уроки и проводить гимнастику. А за непослушание ставит в угол. Неудивительно, что мальчик мечтает жить у тёти Розы, которая печёт пироги с персиком, но ни разу не навестила своего внучатого племянника.
Одна из главных идей спектакля становится понятной уже ближе к середине. С виду злая и жестокая баба Рая оказывается единственной, кто не даёт ослабленному Олегу зачахнуть. Узнав, что внуку осталось жить около года, она начинает стараться ещё усерднее. Учится вкусно готовить, устраивает мальчику свидание с одноклассницей и отмечает с ним все праздники. Оттого финал истории ощущается ещё более пронзительным и волнующим.
На выбор Дмитрия Кириченко повлиял ещё и личный мотив: сам он тоже любил свою бабушку. Но как из разнообразия современных текстов выбрать текст для постановки? После спектакля он рассказал про свой метод:
«Во-первых, текст должен находить во мне отклик. Но кроме этого я должен понять, что буду через этот спектакль транслировать людям. Почему я не беру классику? Она прекрасна, но я не понимаю, что говорить про дворян или графов — мне интересны современники и их проблемы» — говорит Кириченко.
В планах у режиссёра перенести на сцену центра современной культуры другие свои работы. Например, свою дебютную постановку — моноспектакль «Выбрать/удалить». А сейчас команда режиссера репетирует в на территории Центра «Спойлеры» — зарисовку об уроке литературы, где школьники спорят с учителем о смысле произведения.
Открытие центра современной культуры «1977» завершилось шумным афтепати. Но на деле вечеринка только начинается — организаторы ясно дали понять, что настроены серьёзно. Впереди новые спектакли, выставки, культурные и развлекательные форматы. Назвать «1977» центром культурного притяжения — не преувеличение и не метафора. Спустя несколько дней после открытия туда упорно хочется вернуться.
Денис Котляров