Триумфаторами «Золотого Витязя» стали «Салют 7» и драма Мэла Гибсона
31 мая в театре имени Луначарского состоялась торжественная церемония закрытия XXVII Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Кинопоказы с участием авторов фильмов, музыкальные вечера артистов, встречи с популярными актёрами театра и кино – все десять дней на Кинофоруме кипела активная творческая жизнь. Севастопольцам и гостям города было представлено более 140 конкурсных и внеконкурсных фильмов из 28 стран мира. Мы не знаем, удалось ли кому-то посмотреть все картины, но авторитетное жюри в очередной раз совершило этот подвиг и объявило триумфаторов 2018 года.
Церемония закрытия «Золотого Витязя» началась с традиционной красной дорожки, на которой зрители громкими овациями встречали любимых артистов: Илзе Лиепу, Сергея Маховикова, Аристарха Ливанова, Алексея Булдакова, Ларису Голубкину и других известных мастеров культуры. Торжественная часть, конечно, не обошлась без сольных номеров актёров, которые в очередной раз покорили публику своим проживанием литературных и поэтических образов.
Творческие выступления чередовались с официальной и волнительной частью – объявлением победителей. По мнению жюри, лучшим документальным фильмом фестиваля стала картина Сергея Дебижева «Раскалённый хаос», посвящённая 100-летию революции в России и рассказывающая о февральских и октябрьских переворотах. Фильм отвечает на одни судьбоносные вопросы и ставит новые: что за будущее мы хотим построить, каким мы его видим, в каком историческом опыте его искать?
В номинации «Анимационные фильмы» обладателем «Золотого Витязя» стал 16-минутный мультфильм Натальи Федченко «Босоногая радость». Это история 7-летней девочки Анюты, которая после болезни няни остается без присмотра. Главная героиня увлечена мечтой о красивых туфлях. Но события разворачивается таким образом, что Анюта постепенно начинает чувствовать боль другого человека и понимает, что в жизни имеет подлинную ценность.
Впервые в этом году «Золотой Витязь» проводил конкурс детских фильмов в международном лагере «Артек». Главным фаворитом детского жюри стала молодёжная драма «Со дна вершины», рассказывающая о 17-летнем Алексее Царёве, который привык быть первым во всём: в спорте, в жизни, в любви. Но всё меняет трагическая случайность, произошедшая по вине друга Алексея — Кости. Теперь их дружбе предстоит пройти серьёзную проверку на прочность.
Диплом «За лучшую главную женскую роль» вручили Надежде Маркиной (фильм Евгения Татарова «Ничей»), а «Лучшую женскую роль второго плана» жюри отдало оскароносной Ванессе Редгрейв. В «Скрижалях судьбы» актриса сыграла состарившуюся Розанну Макналти, чья жизнь – это поразительная история страстной и трагической любви.
Лучшим актёром этого года на славянском Кинофоруме стал англо-американский красавец Эндрю Гарфилд, исполнивший главную роль в военной драме Мэла Гибсона «По соображениям совести». Помимо этого, судейская коллегия посчитала фильм одним из лучших среди игровых и присудила ему «Золотого Витязя». Главную награду фестиваля поделили между собой ещё две работы: польская картина Иоанны Кос-Краузе и Кшиштофа Краузе «Птицы поют в Кигали» и фильм Клима Шипенко «Салют 7″.
Все представленные фильмы разные по своему посылу и идее, однако их объединяет главный принцип „Золотого Витязя” – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». И всё-таки… Что сегодня должно быть первично в российском кино – возвышение души или успешный прокат?
«В идеале бы – и то, и другое сочетать в одном фильме, — считает обладатель «Золотого Витязя», режиссёр Клим Шипенко. – Позиция Николая Петровича (Н.П.Бурляев — президент Кинофорума «Золотой Витязь» — прим. ред.) тоже правильная, но если духовно-нравственное кино не будет доходить до зрителя, то тоже как-то обидно. Желательно попытаться объединить эти два компонента. Всё равно, кино – это массовое искусство и оно должно дойти до масс. Сейчас такое время, что нужно использовать разные маркетинговые трюки, чтобы зритель захотел пойти и посмотреть фильм. А дальше уже можно поднимать его духовный уровень».
Говоря о своём фильме «Салют 7», Клим Шипенко отметил, что он хотел рассказать эту историю наилучшим образом – так, как она этого заслуживает. Конечно, не обошлось и без патриотизма, на котором, по мнению президента Кинофорума «Золотой Витязь» Николая Бурляева, сегодня играют многие кинематографисты. Но в данном случае не патриотизм был целью этого проекта. «Патриотическим этот фильм покажется многим, но мы, в первую очередь, снимали картину про людей, которые мужественно делают своё дело. Они заслуживают того, чтобы про них поставили фильм», — говорит Клим Шипенко.
В любом случае, каким бы не было массовое кино, у зрителя всегда есть выбор. Безоговорочный успех «Золотого Витязя» в том, что он приучает нас к действительно стоящим фильмам и формирует хороший кинематографический вкус. Кинофорум 27 лет стоит на страже нравственных идеалов, о которых сегодня, по большему счету, люди вспоминают всё реже. Но «Золотой Витязь» никогда не теряет надежды. Борьба за возвышение души человека продолжается…
Арсений Веденин
Фото пресс-службы Кинофорума «Золотой Витязь», kinopoisk.ru, kanobu.ru, cinemaplex.ru, film.ru