Три игровые революции серии Half-Life

19-11-2024 23:26
Half-life обзор

Half-Life 2 отмечает юбилей: 16 ноября научно-фантастическому шутеру от Valve исполнилось 20 лет. В честь этого вспоминаем, как серия Half-Life трижды изменила игровую индустрию.

Обложка: Dhabih Eng

О чём серия игр Half-Life?

В центре сюжета вселенной Half-Life — приключения молчаливого физика-теоретика Гордона Фримена. В первой части он разбирается с последствиями неудачного эксперимента в исследовательском комплексе «Чёрная Меза». Случайно вызванный учёными Каскадный резонанс открыл в лаборатории порталы в пограничный мир Зен. Оттуда на Землю хлынули полчища враждебных инопланетян, от которых Фримен поначалу отбивается с помощью простой монтировки. Пройдя разные отсеки Чёрной Мезы, а потом заглянув в гости к пришельцам, герой останавливает вторжение из другого мира. Но сам после этого исчезает.

half-life 1 скриншот

Кадр: Valve

В Half-Life 2 Гордон Фримен таинственным образом оказывается в поезде, который прибывает в город Сити 17. От бывшего коллеги Уоллеса Брина, а теперь Временного Администратора Земли, герой узнаёт, что Землю поработила космическая империя Альянс. А Сити 17 — теперь «лучший город из оставшихся». Далее Фримен объединяется с повстанцами и в итоге добирается до главной базы Альянса — Цитадели, чтобы освободить планету.

Сюжет второй части продолжают Episode 1 и Episode 2. В первом эпизоде Гордон Фримен и его напарница Аликс пытаются выбраться из Сити 17. А во втором — добраться до комплекса «Белая роща», чтобы окончательно изгнать Альянс с Земли. Фанаты Half-Life прекрасно помнят, на какой ноте завершился Episode 2. Мощный и эмоциональный финал заставил всех с нетерпением ждать новый эпизод. А то и полноценный триквел. Но как позже стали шутить, Гейб Ньюэлл, глава студии Valve, не умеет считать до трёх.

халф лайф 2

Кадр: Valve

Поэтому новая VR-игра во вселенной Half-Life получила приписку «Alyx». В ней мы играем за Аликс Вэнс — дочь лидера сопротивления Земли Илая Вэнса, с которым мы хорошо познакомились во второй части. События Half-Life: Alyx происходят, как говорится, «между первой и второй». Альянс уже вторгся на Землю, но пока не успел построить Цитадель. А земляне из Сопротивления уже готовят план по борьбе с захватчиками.

Half-Life и новое слово в шутерах

Но как эти три игры повлияли на игровую индустрию? До выхода первой Half Life в 1998 году, шутеры полагались на формулу Doom или Quake. Игроку нужно было ходить по лабиринтам туннелей и отстреливать всех попадавшихся на пути врагов. Сюжет в таких играх был второстепенным элементом и обычно подавался через кат-сцены или редкие диалоги.

Но в Valve выбрали другой путь и выстроили повествование через игровой опыт. Half-Life, что непривычно для жанра, начинается с затяжной экскурсии по Чёрной Мезе. А фрагменты сюжета мы узнаём через реплики второстепенных персонажей, заскриптованные события и элементы окружения. Игра перевернула схему — теперь сюжет определял геймплей, а не наоборот.

халф лайф

Кадр: Valve

Концепция сюжетного шутера легко провалилась бы без качественного игрового дизайна. И здесь Half-Life также задал новую планку. Сразу после Каскадного резонанса мы попадаем в «хоррор-секцию», где отбиваемся от зомби в тёмных коридорах комплекса. В последующих главах нам нужно будет уворачиваться от инопланетных тентаклей, участвовать в перестрелках с военными, решать головоломки и исследовать причудливые локации Зена.

Разработчики отлично выстроили темп игры. В каждой новой главе нам открываются новые виды вооружения и элементы геймплея. Это же касается и противников, которые благодаря продвинутому ИИ, стали куда опаснее. При этом прохождение локаций не напоминает тир. Во-первых, противники не валят на игрока большой бездумной толпой, для каждого вида врагов нужна особая тактика. Во-вторых, разработчики дают отдохнуть от перестрелок и разбавляют игровой процесс головоломками или важными для сюжета диалогами.

valve игры

Кадр: Valve

Продуманное сочетание нарратива и игрового дизайна в Half-Life стало эталоном для многих последующих игр. Многие сюжетные шутеры вроде Titanfall, Bioshock и Call of Duty: Modern Warfare, применяли наработки Valve. Например, используя схожий тип повествования и подход к геймплею. Но именно первая часть Half-Life стояла у истоков этих изменений.

Half-Life 2 и новое слово в нарративе и игровой физике

Планка, которую задрал Half-Life, стала испытанием не только для других студий, но и для самой студии Valve. Чтобы сиквел не провалился, разработчикам нужна была ещё одна инновация. Ей и стала знаменитая грави-пушка. Используя возможности движка Source, Half-Life 2 сделала взаимодействие с физикой объектов полноценным элементом геймплея.

Вначале солдат Гражданской обороны просит нас бросить мусор в урну, потом мы собираем конструкцию из ящиков, чтобы забраться наверх. Далее разработчики плавно подводят нас к физическим головоломкам с качелями и грузами. Но именно с появлением грави-пушки в 5 главе, управление физикой выходит на новый уровень.

Кадр: Valve

Лучше всего это ощущается в мрачном городке Рейвенхольм, который кишит зомби. Локацию можно пройти исключительно с грави-пушкой: метать в монстров пилы, радиаторы, бочки. А если система защитного костюма говорит «состояние критическое, пациент при смерти» — подтянуть к себе аптечку или заряд брони.

Продвинутая физика позволила Valve разнообразить игровой дизайн. Почти в каждой главе разработчики предлагают нам новые элементы геймплея:

  • В первых главах мы сбегаем из Сити 17, вооружившись монтировкой и пистолетом.
  • В главе «Радиоактивные болота» пересаживаемся на катер и пытаемся скрыться от босса-вертолёта.
  • Далее прорываемся через Рейвенхольм, швыряясь в зомби разными предметами и заманивая их в ловушки.
  • Позже разъезжаем по побережью на багги и пытаемся избегать песчаных полей, где спят муравьиные львы.
  • В следующей главе вместе с этими насекомыми штурмуем тюрьму и держим там осаду, применяя турели.
  • Ближе к концу игры возвращаемся в Сити 17 и руководим отрядом повстанцев.
  • А в финале проникаем в цитадель и уничтожаем солдат Альянса прокачанной грави-пушкой.

Half-life 2 игра

Кадр: Valve

После выхода Half-Life 2 другие студии стали охотнее экспериментировать с физикой в играх. Например, в BioShock есть плазмид, дающий способность к телекинезу. А в Doom 3 есть аналог грави-пушки под названием Граббер.

Half-Life: Alyx и новое слово в VR-играх

Half-Life: Alyx стала первой игрой в серии за долгие 13 лет ожидания… третьей части. Ведь последнее, что ожидали увидеть поклонники франшизы — спин-офф в виртуальной реальности, да ещё и без Гордона Фримена. Это был вдвойне смелый шаг: тогда VR-шлемы нельзя было назвать распространённым девайсом. А фанбаза серии привыкла, что Half-Life выходит именно на ПК.

half life alyx

Кадр: Valve

Но это не помешало Alyx получить отличные отзывы и большие продажи. Игра задаёт новый стандарт для VR-игр, которому сложно соответствовать даже спустя 4 года. Основные механики Half-Life здесь адаптированы под виртуальную реальность. В настенную аптечку нужно засунуть руку (второй можно держать пистолет и отстреливаться). Языки монстров-Барнаклов теперь душат, а не поднимают наверх. А муравьиным львам можно отстреливать лапы.

Чтобы подготовить игрока к этим изменениям, в начале игры разработчики оставляют множество интерактивных элементов: доска с маркером, ящик с бутылками, банка с насекомым и т.д. Это нужно, чтобы далее игрок начал интуитивно перезаряжать пистолет или вкалывать себе шприц с лечебной жидкостью. Ощущение, что всё вокруг происходит как в жизни — заслуга саунд-дизайна и продуманной до мелочей физики. Например, большую бочку не получится поднять рукой. А если потрясти предмет далеко от себя, звук будет куда тише.

half-life alyx обзор отзывы

Кадр: Valve

Alyx изобретательно распоряжается наследием Half-Life, делая многие игровые элементы более увлекательными и зрелищными. Как итог, игра помогла привлечь в VR около миллиона новых игроков. А также поднять продажи гарнитуры Valve Index в два раза.

Чего ждать от Half-Life 3?

В последнее время появляется множество слухов о разработке третьей части. Датамайнеры утверждают, что в триквеле нас ждёт немало изменений в геймплее. Объекты на локациях будут генерироваться случайным образом, физика станет ещё более продвинутой, а погодные эффекты максимально реалистичными.

Не забудут разработчики и про управление гравитацией. Часть сюжета новой игры предположительно будет происходить в мире Зен. Там игрок встретит планетоиды с уникальной гравитацией. А в какой-то момент Гордон Фримен получит модифицированную грави-пушку, которая сможет влиять на целые области локации.

Half-Life 3

Арт: Valve

Советуем не относиться к этим сливам серьёзно. Даже если Valve действительно создаёт Half-Life 3, любые геймплейные элементы могут измениться за время разработки. Что мы знаем точно — студия не выпустит третью часть, пока не будет уверена, что проект перевернёт индустрию. Ведь за несколько десятилетий серия Half-Life стала символом инноваций в компьютерных играх. Будем надеяться, новая часть сохранит этот статус.

Денис Котляров

Loading



Half-Life, Half-Life: Alyx, Valve, Гейб Ньюэлл, Халф Лайф, шутеры,

Поделиться:

Похожие посты

«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!

Зимний сезон отечественных премьер стартует бодро: на KION вышел сериал «Первый номер». В нем заносчивый проспиртованный писатель, ничего не знающий о моде, должен перезапустить глянцевый журнал. Кого мы увидим в первых эпизодах, кто послужил прототи

«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?

В мировой прокат вышла музыкальная картина Джона М. Чу «Злая: Сказка о ведьме Запада» — адаптация культового бродвейского мюзикла. О чем фильм, кто снялся в киноадаптации, когда ждать продолжения, как отзываются критики и ждёт ли нас второй «Барбигей

Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома

С 26 ноября в VK Видео можно увидеть спектакли Большого театра в прямом эфире. Трансляции приурочены к фестивалю «Наш Мусоргский. Из глубины…» в честь 185-летия со дня рождения композитора. Подробнее в нашем материале.
Подробнее

Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки

В канун двадцатилетия мультфильма «Ходячий замок» от студии Ghibli, его снова покажут в российском прокате. За эту работу Хаяо Миядзаки получил награду Венецианского кинофестиваля, номинации на премии «Оскар» и «Сатурн». В честь этого разбираемся: по

«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»

90-е по-прежнему не отпускают отечественных режиссеров. Спустя год после выхода успешного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» онлайн-кинотеатр START запустил новый проект со схожей тематикой — «Дети перемен». О чем новая история про «лихие» год

Новости ForPost

  • No items

Метки

аниме 2024 Российские сериалы Санкт-Петербург игры 2024 Театр имени Луначарского K-pop сериалы 2023 Модный показ музыка 2023 Балаклава живопись карантин музыка Крым Севастопольский театр оперы и балета опера День Победы Севастопольский ТЮЗ Херсонес Таврический кино фильмы 2023 фильмы 2024 Афиша Севастополя выставка праздник фестиваль Виталий Либа Клим Шипенко творчество Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фестиваль «Природа Искусства» художники Григорий Лифанов театр Луначарского игры 2023 фильмы ЦГБ им. Л.Н.Толстого Конкурс красоты Большой севастопольский офицерский бал концерт рецензия выставки искусство мастер-классы Александр Петров театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Дворец культуры рыбаков СевТЮЗ Театр Лавренёва Валерий Либа арт-отель "Украина" сериалы 2024 Театр им. Кукол Мода мультфильмы 2024 Новый год ДКР Фестиваль «Таврида — АРТ» Психо Дель Арт Гарри Поттер Музей обороны Севастополя коронавирус Золотая балка Аниме театр книги мультфильмы куда сходить музыка 2024 поп-музыка Сергей Безруков спектакль 9 мая Netflix «Оперные вечера в Севастополе» Dior поэзия спектакли мода и стиль балет "Кинопоиск" изоляция хоррор Неделя моды афиша Севастополь Конкурс "Живая классика" мультфильмы 2023 День ВМФ СЦКиИ Обзор Севастополь Федюхины высоты Тейлор Свифт российские фильмы Balenciaga Неделя моды в Париже Андрей Маслов Louis Vuitton Театральная улица