Три игровые революции серии Half-Life
Half-Life 2 отмечает юбилей: 16 ноября научно-фантастическому шутеру от Valve исполнилось 20 лет. В честь этого вспоминаем, как серия Half-Life трижды изменила игровую индустрию.
Обложка: Dhabih Eng
О чём серия игр Half-Life?
В центре сюжета вселенной Half-Life — приключения молчаливого физика-теоретика Гордона Фримена. В первой части он разбирается с последствиями неудачного эксперимента в исследовательском комплексе «Чёрная Меза». Случайно вызванный учёными Каскадный резонанс открыл в лаборатории порталы в пограничный мир Зен. Оттуда на Землю хлынули полчища враждебных инопланетян, от которых Фримен поначалу отбивается с помощью простой монтировки. Пройдя разные отсеки Чёрной Мезы, а потом заглянув в гости к пришельцам, герой останавливает вторжение из другого мира. Но сам после этого исчезает.
Кадр: Valve
В Half-Life 2 Гордон Фримен таинственным образом оказывается в поезде, который прибывает в город Сити 17. От бывшего коллеги Уоллеса Брина, а теперь Временного Администратора Земли, герой узнаёт, что Землю поработила космическая империя Альянс. А Сити 17 — теперь «лучший город из оставшихся». Далее Фримен объединяется с повстанцами и в итоге добирается до главной базы Альянса — Цитадели, чтобы освободить планету.
Сюжет второй части продолжают Episode 1 и Episode 2. В первом эпизоде Гордон Фримен и его напарница Аликс пытаются выбраться из Сити 17. А во втором — добраться до комплекса «Белая роща», чтобы окончательно изгнать Альянс с Земли. Фанаты Half-Life прекрасно помнят, на какой ноте завершился Episode 2. Мощный и эмоциональный финал заставил всех с нетерпением ждать новый эпизод. А то и полноценный триквел. Но как позже стали шутить, Гейб Ньюэлл, глава студии Valve, не умеет считать до трёх.
Кадр: Valve
Поэтому новая VR-игра во вселенной Half-Life получила приписку «Alyx». В ней мы играем за Аликс Вэнс — дочь лидера сопротивления Земли Илая Вэнса, с которым мы хорошо познакомились во второй части. События Half-Life: Alyx происходят, как говорится, «между первой и второй». Альянс уже вторгся на Землю, но пока не успел построить Цитадель. А земляне из Сопротивления уже готовят план по борьбе с захватчиками.
Half-Life и новое слово в шутерах
Но как эти три игры повлияли на игровую индустрию? До выхода первой Half Life в 1998 году, шутеры полагались на формулу Doom или Quake. Игроку нужно было ходить по лабиринтам туннелей и отстреливать всех попадавшихся на пути врагов. Сюжет в таких играх был второстепенным элементом и обычно подавался через кат-сцены или редкие диалоги.
Но в Valve выбрали другой путь и выстроили повествование через игровой опыт. Half-Life, что непривычно для жанра, начинается с затяжной экскурсии по Чёрной Мезе. А фрагменты сюжета мы узнаём через реплики второстепенных персонажей, заскриптованные события и элементы окружения. Игра перевернула схему — теперь сюжет определял геймплей, а не наоборот.
Кадр: Valve
Концепция сюжетного шутера легко провалилась бы без качественного игрового дизайна. И здесь Half-Life также задал новую планку. Сразу после Каскадного резонанса мы попадаем в «хоррор-секцию», где отбиваемся от зомби в тёмных коридорах комплекса. В последующих главах нам нужно будет уворачиваться от инопланетных тентаклей, участвовать в перестрелках с военными, решать головоломки и исследовать причудливые локации Зена.
Разработчики отлично выстроили темп игры. В каждой новой главе нам открываются новые виды вооружения и элементы геймплея. Это же касается и противников, которые благодаря продвинутому ИИ, стали куда опаснее. При этом прохождение локаций не напоминает тир. Во-первых, противники не валят на игрока большой бездумной толпой, для каждого вида врагов нужна особая тактика. Во-вторых, разработчики дают отдохнуть от перестрелок и разбавляют игровой процесс головоломками или важными для сюжета диалогами.
Кадр: Valve
Продуманное сочетание нарратива и игрового дизайна в Half-Life стало эталоном для многих последующих игр. Многие сюжетные шутеры вроде Titanfall, Bioshock и Call of Duty: Modern Warfare, применяли наработки Valve. Например, используя схожий тип повествования и подход к геймплею. Но именно первая часть Half-Life стояла у истоков этих изменений.
Half-Life 2 и новое слово в нарративе и игровой физике
Планка, которую задрал Half-Life, стала испытанием не только для других студий, но и для самой студии Valve. Чтобы сиквел не провалился, разработчикам нужна была ещё одна инновация. Ей и стала знаменитая грави-пушка. Используя возможности движка Source, Half-Life 2 сделала взаимодействие с физикой объектов полноценным элементом геймплея.
Вначале солдат Гражданской обороны просит нас бросить мусор в урну, потом мы собираем конструкцию из ящиков, чтобы забраться наверх. Далее разработчики плавно подводят нас к физическим головоломкам с качелями и грузами. Но именно с появлением грави-пушки в 5 главе, управление физикой выходит на новый уровень.
Кадр: Valve
Лучше всего это ощущается в мрачном городке Рейвенхольм, который кишит зомби. Локацию можно пройти исключительно с грави-пушкой: метать в монстров пилы, радиаторы, бочки. А если система защитного костюма говорит «состояние критическое, пациент при смерти» — подтянуть к себе аптечку или заряд брони.
Продвинутая физика позволила Valve разнообразить игровой дизайн. Почти в каждой главе разработчики предлагают нам новые элементы геймплея:
- В первых главах мы сбегаем из Сити 17, вооружившись монтировкой и пистолетом.
- В главе «Радиоактивные болота» пересаживаемся на катер и пытаемся скрыться от босса-вертолёта.
- Далее прорываемся через Рейвенхольм, швыряясь в зомби разными предметами и заманивая их в ловушки.
- Позже разъезжаем по побережью на багги и пытаемся избегать песчаных полей, где спят муравьиные львы.
- В следующей главе вместе с этими насекомыми штурмуем тюрьму и держим там осаду, применяя турели.
- Ближе к концу игры возвращаемся в Сити 17 и руководим отрядом повстанцев.
- А в финале проникаем в цитадель и уничтожаем солдат Альянса прокачанной грави-пушкой.
Кадр: Valve
После выхода Half-Life 2 другие студии стали охотнее экспериментировать с физикой в играх. Например, в BioShock есть плазмид, дающий способность к телекинезу. А в Doom 3 есть аналог грави-пушки под названием Граббер.
Half-Life: Alyx и новое слово в VR-играх
Half-Life: Alyx стала первой игрой в серии за долгие 13 лет ожидания… третьей части. Ведь последнее, что ожидали увидеть поклонники франшизы — спин-офф в виртуальной реальности, да ещё и без Гордона Фримена. Это был вдвойне смелый шаг: тогда VR-шлемы нельзя было назвать распространённым девайсом. А фанбаза серии привыкла, что Half-Life выходит именно на ПК.
Кадр: Valve
Но это не помешало Alyx получить отличные отзывы и большие продажи. Игра задаёт новый стандарт для VR-игр, которому сложно соответствовать даже спустя 4 года. Основные механики Half-Life здесь адаптированы под виртуальную реальность. В настенную аптечку нужно засунуть руку (второй можно держать пистолет и отстреливаться). Языки монстров-Барнаклов теперь душат, а не поднимают наверх. А муравьиным львам можно отстреливать лапы.
Чтобы подготовить игрока к этим изменениям, в начале игры разработчики оставляют множество интерактивных элементов: доска с маркером, ящик с бутылками, банка с насекомым и т.д. Это нужно, чтобы далее игрок начал интуитивно перезаряжать пистолет или вкалывать себе шприц с лечебной жидкостью. Ощущение, что всё вокруг происходит как в жизни — заслуга саунд-дизайна и продуманной до мелочей физики. Например, большую бочку не получится поднять рукой. А если потрясти предмет далеко от себя, звук будет куда тише.
Кадр: Valve
Alyx изобретательно распоряжается наследием Half-Life, делая многие игровые элементы более увлекательными и зрелищными. Как итог, игра помогла привлечь в VR около миллиона новых игроков. А также поднять продажи гарнитуры Valve Index в два раза.
Чего ждать от Half-Life 3?
В последнее время появляется множество слухов о разработке третьей части. Датамайнеры утверждают, что в триквеле нас ждёт немало изменений в геймплее. Объекты на локациях будут генерироваться случайным образом, физика станет ещё более продвинутой, а погодные эффекты максимально реалистичными.
Не забудут разработчики и про управление гравитацией. Часть сюжета новой игры предположительно будет происходить в мире Зен. Там игрок встретит планетоиды с уникальной гравитацией. А в какой-то момент Гордон Фримен получит модифицированную грави-пушку, которая сможет влиять на целые области локации.
Арт: Valve
Советуем не относиться к этим сливам серьёзно. Даже если Valve действительно создаёт Half-Life 3, любые геймплейные элементы могут измениться за время разработки. Что мы знаем точно — студия не выпустит третью часть, пока не будет уверена, что проект перевернёт индустрию. Ведь за несколько десятилетий серия Half-Life стала символом инноваций в компьютерных играх. Будем надеяться, новая часть сохранит этот статус.
Денис Котляров