Три игровые революции серии Half-Life

19-11-2024 23:26
Half-life обзор

Half-Life 2 отмечает юбилей: 16 ноября научно-фантастическому шутеру от Valve исполнилось 20 лет. В честь этого вспоминаем, как серия Half-Life трижды изменила игровую индустрию.

Обложка: Dhabih Eng

О чём серия игр Half-Life?

В центре сюжета вселенной Half-Life — приключения молчаливого физика-теоретика Гордона Фримена. В первой части он разбирается с последствиями неудачного эксперимента в исследовательском комплексе «Чёрная Меза». Случайно вызванный учёными Каскадный резонанс открыл в лаборатории порталы в пограничный мир Зен. Оттуда на Землю хлынули полчища враждебных инопланетян, от которых Фримен поначалу отбивается с помощью простой монтировки. Пройдя разные отсеки Чёрной Мезы, а потом заглянув в гости к пришельцам, герой останавливает вторжение из другого мира. Но сам после этого исчезает.

half-life 1 скриншот

Кадр: Valve

В Half-Life 2 Гордон Фримен таинственным образом оказывается в поезде, который прибывает в город Сити 17. От бывшего коллеги Уоллеса Брина, а теперь Временного Администратора Земли, герой узнаёт, что Землю поработила космическая империя Альянс. А Сити 17 — теперь «лучший город из оставшихся». Далее Фримен объединяется с повстанцами и в итоге добирается до главной базы Альянса — Цитадели, чтобы освободить планету.

Сюжет второй части продолжают Episode 1 и Episode 2. В первом эпизоде Гордон Фримен и его напарница Аликс пытаются выбраться из Сити 17. А во втором — добраться до комплекса «Белая роща», чтобы окончательно изгнать Альянс с Земли. Фанаты Half-Life прекрасно помнят, на какой ноте завершился Episode 2. Мощный и эмоциональный финал заставил всех с нетерпением ждать новый эпизод. А то и полноценный триквел. Но как позже стали шутить, Гейб Ньюэлл, глава студии Valve, не умеет считать до трёх.

халф лайф 2

Кадр: Valve

Поэтому новая VR-игра во вселенной Half-Life получила приписку «Alyx». В ней мы играем за Аликс Вэнс — дочь лидера сопротивления Земли Илая Вэнса, с которым мы хорошо познакомились во второй части. События Half-Life: Alyx происходят, как говорится, «между первой и второй». Альянс уже вторгся на Землю, но пока не успел построить Цитадель. А земляне из Сопротивления уже готовят план по борьбе с захватчиками.

Half-Life и новое слово в шутерах

Но как эти три игры повлияли на игровую индустрию? До выхода первой Half Life в 1998 году, шутеры полагались на формулу Doom или Quake. Игроку нужно было ходить по лабиринтам туннелей и отстреливать всех попадавшихся на пути врагов. Сюжет в таких играх был второстепенным элементом и обычно подавался через кат-сцены или редкие диалоги.

Но в Valve выбрали другой путь и выстроили повествование через игровой опыт. Half-Life, что непривычно для жанра, начинается с затяжной экскурсии по Чёрной Мезе. А фрагменты сюжета мы узнаём через реплики второстепенных персонажей, заскриптованные события и элементы окружения. Игра перевернула схему — теперь сюжет определял геймплей, а не наоборот.

халф лайф

Кадр: Valve

Концепция сюжетного шутера легко провалилась бы без качественного игрового дизайна. И здесь Half-Life также задал новую планку. Сразу после Каскадного резонанса мы попадаем в «хоррор-секцию», где отбиваемся от зомби в тёмных коридорах комплекса. В последующих главах нам нужно будет уворачиваться от инопланетных тентаклей, участвовать в перестрелках с военными, решать головоломки и исследовать причудливые локации Зена.

Разработчики отлично выстроили темп игры. В каждой новой главе нам открываются новые виды вооружения и элементы геймплея. Это же касается и противников, которые благодаря продвинутому ИИ, стали куда опаснее. При этом прохождение локаций не напоминает тир. Во-первых, противники не валят на игрока большой бездумной толпой, для каждого вида врагов нужна особая тактика. Во-вторых, разработчики дают отдохнуть от перестрелок и разбавляют игровой процесс головоломками или важными для сюжета диалогами.

valve игры

Кадр: Valve

Продуманное сочетание нарратива и игрового дизайна в Half-Life стало эталоном для многих последующих игр. Многие сюжетные шутеры вроде Titanfall, Bioshock и Call of Duty: Modern Warfare, применяли наработки Valve. Например, используя схожий тип повествования и подход к геймплею. Но именно первая часть Half-Life стояла у истоков этих изменений.

Half-Life 2 и новое слово в нарративе и игровой физике

Планка, которую задрал Half-Life, стала испытанием не только для других студий, но и для самой студии Valve. Чтобы сиквел не провалился, разработчикам нужна была ещё одна инновация. Ей и стала знаменитая грави-пушка. Используя возможности движка Source, Half-Life 2 сделала взаимодействие с физикой объектов полноценным элементом геймплея.

Вначале солдат Гражданской обороны просит нас бросить мусор в урну, потом мы собираем конструкцию из ящиков, чтобы забраться наверх. Далее разработчики плавно подводят нас к физическим головоломкам с качелями и грузами. Но именно с появлением грави-пушки в 5 главе, управление физикой выходит на новый уровень.

Кадр: Valve

Лучше всего это ощущается в мрачном городке Рейвенхольм, который кишит зомби. Локацию можно пройти исключительно с грави-пушкой: метать в монстров пилы, радиаторы, бочки. А если система защитного костюма говорит «состояние критическое, пациент при смерти» — подтянуть к себе аптечку или заряд брони.

Продвинутая физика позволила Valve разнообразить игровой дизайн. Почти в каждой главе разработчики предлагают нам новые элементы геймплея:

  • В первых главах мы сбегаем из Сити 17, вооружившись монтировкой и пистолетом.
  • В главе «Радиоактивные болота» пересаживаемся на катер и пытаемся скрыться от босса-вертолёта.
  • Далее прорываемся через Рейвенхольм, швыряясь в зомби разными предметами и заманивая их в ловушки.
  • Позже разъезжаем по побережью на багги и пытаемся избегать песчаных полей, где спят муравьиные львы.
  • В следующей главе вместе с этими насекомыми штурмуем тюрьму и держим там осаду, применяя турели.
  • Ближе к концу игры возвращаемся в Сити 17 и руководим отрядом повстанцев.
  • А в финале проникаем в цитадель и уничтожаем солдат Альянса прокачанной грави-пушкой.

Half-life 2 игра

Кадр: Valve

После выхода Half-Life 2 другие студии стали охотнее экспериментировать с физикой в играх. Например, в BioShock есть плазмид, дающий способность к телекинезу. А в Doom 3 есть аналог грави-пушки под названием Граббер.

Half-Life: Alyx и новое слово в VR-играх

Half-Life: Alyx стала первой игрой в серии за долгие 13 лет ожидания… третьей части. Ведь последнее, что ожидали увидеть поклонники франшизы — спин-офф в виртуальной реальности, да ещё и без Гордона Фримена. Это был вдвойне смелый шаг: тогда VR-шлемы нельзя было назвать распространённым девайсом. А фанбаза серии привыкла, что Half-Life выходит именно на ПК.

half life alyx

Кадр: Valve

Но это не помешало Alyx получить отличные отзывы и большие продажи. Игра задаёт новый стандарт для VR-игр, которому сложно соответствовать даже спустя 4 года. Основные механики Half-Life здесь адаптированы под виртуальную реальность. В настенную аптечку нужно засунуть руку (второй можно держать пистолет и отстреливаться). Языки монстров-Барнаклов теперь душат, а не поднимают наверх. А муравьиным львам можно отстреливать лапы.

Чтобы подготовить игрока к этим изменениям, в начале игры разработчики оставляют множество интерактивных элементов: доска с маркером, ящик с бутылками, банка с насекомым и т.д. Это нужно, чтобы далее игрок начал интуитивно перезаряжать пистолет или вкалывать себе шприц с лечебной жидкостью. Ощущение, что всё вокруг происходит как в жизни — заслуга саунд-дизайна и продуманной до мелочей физики. Например, большую бочку не получится поднять рукой. А если потрясти предмет далеко от себя, звук будет куда тише.

half-life alyx обзор отзывы

Кадр: Valve

Alyx изобретательно распоряжается наследием Half-Life, делая многие игровые элементы более увлекательными и зрелищными. Как итог, игра помогла привлечь в VR около миллиона новых игроков. А также поднять продажи гарнитуры Valve Index в два раза.

Чего ждать от Half-Life 3?

В последнее время появляется множество слухов о разработке третьей части. Датамайнеры утверждают, что в триквеле нас ждёт немало изменений в геймплее. Объекты на локациях будут генерироваться случайным образом, физика станет ещё более продвинутой, а погодные эффекты максимально реалистичными.

Не забудут разработчики и про управление гравитацией. Часть сюжета новой игры предположительно будет происходить в мире Зен. Там игрок встретит планетоиды с уникальной гравитацией. А в какой-то момент Гордон Фримен получит модифицированную грави-пушку, которая сможет влиять на целые области локации.

Half-Life 3

Арт: Valve

Советуем не относиться к этим сливам серьёзно. Даже если Valve действительно создаёт Half-Life 3, любые геймплейные элементы могут измениться за время разработки. Что мы знаем точно — студия не выпустит третью часть, пока не будет уверена, что проект перевернёт индустрию. Ведь за несколько десятилетий серия Half-Life стала символом инноваций в компьютерных играх. Будем надеяться, новая часть сохранит этот статус.

Денис Котляров

Loading



Half-Life, Half-Life: Alyx, Valve, Гейб Ньюэлл, Халф Лайф, шутеры,

Поделиться:

Похожие посты

«Мы не лошади, мы — люди»: разбираем финал сериала «Игра в кальмара»

27 июня на платформе Netflix вышел финальный третий сезон известного южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Чтобы заработать баснословную сумму, отчаявшиеся 456 человек участвуют в смертельно опасных состязаниях. После победы в первом сезоне игрок

Что такое аудиосериалы и почему это революция в мире аудиокниг

В последнее время аудиокниги становятся всё более популярны. Многие занятые книголюбы, у которых недостаточно времени на чтение бумажной книги, предпочитают слушать аудиовариант. Сейчас на рынке появился ещё один формат — аудиосериалы. Что это такое,

«28 лет спустя»: удалось ли возродить зомби-франшизу?

В международном прокате успешно показывают зомби-хоррор «28 лет спустя». Спустя более чем два десятилетия Дэнни Бойл и Алекс Гарленд возвращаются к своей культовой франшизе ужасов. Российские прокатчики символично поставили премьеру фильма на 28 июня

Красные мотоциклы и подростки со сверхсилой: «Акира» в российском прокате

Добро пожаловать в Нео-Токио, где спустя 31 год после Третьей Мировой войны люди так и не оправились от ядерного удара. Правительство подавляет любые попытки мятежа, а военные проводят в секретных лабораториях эксперименты над детьми. «Акира» — культ

«Кей-поп-охотницы на демонов»: чем цепляет новый анимационный хит

20 июня состоялась премьера нового анимационного фильма от Netflix и Sony Pictures Animation — «Кей-поп-охотницы на демонов». Он мгновенно стал хитом: зрители ликуют, соцсети заполнены эдитами, вырезками из проекта, ажиотаж не собирается стихать. Как

Новости ForPost

Метки

Афиша Севастополя Золотая балка мультфильмы 2024 фильмы ужасов спектакли рецензия опера музыка Театр Лавренёва театр Театр им. Кукол ЦГБ им. Л.Н.Толстого СЦКиИ фильмы 2023 музыка 2023 K-pop детектив игры 2024 День ВМФ изоляция Большой севастопольский офицерский бал мода и стиль СевТЮЗ арт-отель "Украина" 9 мая концерт мультфильмы сериалы 2025 куда сходить фестиваль Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы аниме 2025 искусство Федюхины высоты Херсонес Таврический Netflix праздник Севастопольский ТЮЗ книги выставки музыка 2024 фэнтези День Победы фильмы 2024 комедия BLACKPINK российские фильмы Театр имени Луначарского Российские сериалы Конкурс "Живая классика" "Кинопоиск" Крым Сергей Безруков мультфильмы 2023 Мода Севастополь Новый год афиша Севастополь музыка 2025 Психо Дель Арт Неделя моды спектакль Аниме Дворец культуры рыбаков живопись скандал Григорий Лифанов выставка Херсонес Андрей Маслов Marvel театр драмы "Психо Дель Арт" балет Balenciaga Санкт-Петербург художники кино сериалы 2024 карантин Модный показ Dior Обзор театр Луначарского сериалы 2023 обзор аниме Александр Петров Обзор фильма Тейлор Свифт аниме 2024 Севастопольский театр оперы и балета коронавирус мастер-классы Театральная улица ДКР Charli XCX Клим Шипенко Фильмы 2025 игры 2023 хоррор