Затонувший «Титан»: трагическая история пропавшего батискафа
Первые новости про батискаф «Титан» были похожи на сценарий фильма. Группа из пяти человек, среди которых миллиардер и океанограф, решают спуститься к обломкам «Титаника». Спустя пару часов связь прерывается. Про пугающе кинематографичную трагедию на глубине в сотни метров — в нашей статье.
Рискованное погружение
С даты крушения Титаника прошло больше сотни лет. Но воспетые кинематографом обломки лайнера продолжают привлекать внимание до сих пор. Поэтому компания OceanGate решила организовать погружение к затонувшему кораблю. В список «счастливчиков» вошёл миллиардер Хэмиш Хардинг, бизнесмен Шахзада Давуд с сыном Сулейманом и океанограф Поль-Анри Наржоле. Пятым стал CEO компании OceanGate, Стоктон Раш.
Связь с экипажем пропала уже спустя 1 час 45 минут. После этого в СМИ стали появляться подробности экспедиции. Если не знать, что всё происходит в реальности, может показаться, будто это начало чёрной комедии. Начнём с того, что «Титан» открывается только снаружи. А управляется он джойстиком от игровой консоли. При этом у батискафа только одно окно (в районе туалета) и отсутствует внешнее освещение.
Но главная проблема заключается не в эксцентричном способе управления или планировке. Главный убийца в этой истории — халатность, о которой профильные эксперты открыто заявляли ещё несколько лет назад.
Эксперимент неудачный
В марте 2018 года Общество морских технологий (MTS) направило OceanGate письмо. В нём эксперты выразили сомнение в безопасности «Титана». Их смущал процесс сертификации батискафа: он проходил через «третьи стороны».
«Титан» вызывал обеспокоенность и внутри компании. В том же году её сотрудник Дэвид Лохридж написал технический отчёт, в котором раскритиковал разработку аппарата. Наибольшее беспокойство было связано с материалом корпуса, ибо никто не спешил проверять его на способность выдерживать сильное давление. Но желание делать всё по стандартам качества руководство не оценило — Лохриджа уволили.
В OceanGate от претензий отбивались фразой про «экспериментальный подход». Об этом уведомляли клиентов, после чего заставляли их подписывать отказ от претензий. Будущим пассажирам прямо заявляли, что в ходе погружения они могут получить травмы или умереть. К сожалению, это никого не остановило.
Трагическая развязка
После первых новостей о пропаже связи с «Титаном», береговые службы США и Канады начали поиски. А экспедиция к обломкам «Титаника» стала обрастать теориями и догадками. Пока одни рассчитывали время, через которое у экипажа закончится кислород, другие думали над причинами исчезновения. Наиболее оптимистичная версия — отключение системы электроснабжения. Прочие предполагали повреждение корпуса, перечисляя разные способы: столкновение с обломками лайнера, пожар из-за короткого замыкания, течь.
Дискуссию прекратили обломки «Титана», которые нашла береговая охрана. Посадочная рама и задняя крышка батискафа, плавающие в океане, могли значить лишь одно — конструкция разрушена. Позже службы официально подтвердили гибель экипажа.
Наиболее вероятной причиной катастрофы считают имплозию — направленный внутрь взрыв. Его вызвало колоссальное давление на глубине, оно буквально схлопнуло корпус батискафа. Пассажиры скончались мгновенно, их тела вряд ли когда-то найдут. Интересную деталь трагедии позже раскрыло издание Wall Street Journal. Ссылаясь на ВМС США, оно заявило, что «Титан» взорвался через пару часов после погружения.
Жизнь имитирует искусство
Трагичная и при этом нелепая история батискафа не осталась без внимания. Интернет заполонили теории заговора и шутки про то, что экипаж слушал «My Heart Will Go On» Селин Дион (саундтрек к «Титанику» — Прим. ред.). На случившееся отреагировал и Джеймс Кэмерон — режиссёр легендарного фильма-катастрофы.
«Я поражён схожестью самой катастрофы «Титаника»… с очень похожей трагедией, когда предупреждения не были учтены в точно таком же месте», — сказал он в интервью ABC News.
Трагедия отразилась и на поп-культуре. Хит Селин Дион поднялся в музыкальных чартах, выросли продажи Iron Lung — хоррор-симулятора подводной лодки. Продолжение получила рубрика «Это уже было в «Симпсонах»: в одном из эпизодов произошла аналогичная ситуация. Правда, со счастливым концом.
Но какие бы теории не озвучивали фанаты конспирологии, причины крушения куда прозаичнее. С одной стороны — преступная халатность OceanGate, с другой — беспечность пассажиров, которые либо не читали документы, либо не восприняли слова про «экспериментальность» всерьёз. Остаётся надеяться, что «Титан» станет очередным напоминанием: безопасность превыше всего.
Денис Котляров
Фото: CNN, Reuters, OceanGate, cbsnews.com