The Callisto Protocol: «Украсть у самого себя»
Игровая индустрия в последние дни продолжает радовать нас новинками в жанре хоррор. Сегодня в релиз вышла The Callisto Protocol — игра от создателей серии Dead Space — абсолютной классики космического ужаса. Получилось ли новое детище студии Striking Distance настолько же качественным, атмосферным и пугающим, как её предок? Узнаете в этом материале.
Прародитель космо-ужаса
Dead Space была выпущена в 2008 году. Её создатель Глен Скофилд хотел добиться настоящего прорыва в жанре. Именно поэтому он наполнил проект множеством инноваций. Например, команда полностью отказалась от привычных элементов интерфейса. Индикатор «здоровья» разместили на спине главного героя, а больше игрокам знать и не нужно. Подобная идея использовалась и раньше, но вот её реализация не всегда работала на пользу. Разработчики прятали интерфейс, как могли — например, на наручные часы.
Где-то получалось более удачно, где-то менее, но все стремились к одному — добиться и реалистичности, и удобства. В Dead Space всё оказалось просто. С видом от третьего лица основной показатель всегда был у игроков перед глазами. Остальную информацию стилизовали под голографические дисплеи — подсказки, инвентарь, карта, видеозвонки и многое другое.
Авторы вдохновлялись эстетикой кинофильмов «Чужой», «Нечто» и «Сквозь горизонт». Сюжет Dead Space разворачивался в 2508 году, когда человек полностью освоил космос и покинул родную Землю. Имя главного героя было выбрано не случайно. Оно являлось отсылкой на двух авторов-фантастов: Айзека Азимова и Артура Кларка.
Айзек Кларк по сюжету был инженером, которому пришлось выживать на разбитом космическом корабле. По его борту бродили некроморфы — мутировавшие космо-зомби. Врагов студия наделила детальной и реалистичной анимацией. Они появлялись в случайных местах, опираясь на положение игрока, и всегда «доставляли хлопот». Бой зависел как от вида оружия в руках героя, так и от самого противника. Некроморфы, в зависимости от того, как были ранены, могли применять новые тактики. Это были уникальные стили борьбы, отращивание конечностей или рождение других врагов.
Dead Space дебютировал «потихоньку», медленными продажами, но быстро полюбился аудитории. В итоге было продано более миллиона копий по всему миру. Критики оценили как игровой процесс, так и атмосферу, и звуковое оформление. «Одна из величайших когда-либо созданных видеоигр» — пестрили заголовки. Впоследствии вышли ещё два сиквела: Dead Space 2 и Dead Space 3. Но именно первая часть навсегда осталась в сердцах игроков. С объявлением о начале разработки нового космо-хоррора, все буквально молились, чтобы это был «в хорошем смысле ремейк» той самой игры.
Наш выбор – «любовница Зевса»
Своим возникновением The Callisto Protocol обязана образованию студии Striking Distance внутри PUBG Corporation. Разработчики собирались расширить вселенную PlayerUnknown’s Battlegrounds. Для этого они планировали выпустить «сюжетные» игры, которые бы происходили в том же мире, но в другое время. Журналу Game Informer Глен Скофилд рассказал, что принцип команды был заложен в название. Они хотели «делать игры, которые бы по качеству не уступали лучшим из лучших и находились от них «на расстоянии удара».
Концепцию будущего хоррора геймдизанер носил в голове ещё в 2019 году, вскоре после того, как ушёл из Sledgehammer Games. Рабочим названием на тот момент было Meteor Down («Упавший метеор»). Сюжет строился вокруг катастрофы на Земле. В новой команде ломали голову над тем, как приспособить и вписать идею. События игр разделяло более 400 лет. В итоге Глен Скофилд заявил, что что это будет самостоятельная игра. Но некоторые отсылки и намёки на PUBG оставят. Поначалу он боялся, что наработки слишком похожи на Dead Space, но в конце концов решил, что нет ничего плохого в том, чтобы «украсть у самого себя». Тем более самое лучшее.
Скофилд выбрал место действий не случайно. Каллисто — это реальный спутник Юпитера. Считается, что условия там не такие уж и плохие. Уровень радиационного фона, удалённость, размеры и другие характеристики кажутся учёным вполне приемлемыми. Возможно, в будущем на эту планету будут продаваться «горячие» туры в лучшие пятизвёздочные отели. Но пока студия Striking Distance на своё усмотрение разместила там объект посуровее — космическую тюрьму.
Планета строгого режима
В 2320 году корабль Джейкоба Ли терпит крушение на поверхности спутника. Его и выжившую напарницу находит капитан службы безопасности тюрьмы «Чёрное железо». Без суда и следствия он садит героев за решётку. Главному герою устанавливают в шею тот самый индикатор «здоровья» и после неприятной процедуры отправляют в камеру. Джейкоб просыпается от звука тревоги и обнаруживает, что система дала сбой — его камера открыта. Выйдя из неё, он оказывается не только на свободе, но и в самой гуще заражённых узников. Изуродованные неизвестным вирусом они то и дело пытаются напасть на беглеца. Ему ничего не остаётся, кроме как защищаться и пытаться выжить.
С игроком не церемонятся: столкновение с первым противником происходит почти сразу. Кровожадные сцены ближнего боя быстро дают понять — одна ошибка — и ты мёртв. Нужно внимательно следить за ударами, поскольку в игре предусмотрена система уклонений и контрударов. По словам разработчиков, промахи только больше провоцируют динамику и агрессию нападения.
Как рассказывает Марк Джеймс, технический директор студии в интервью VG247, «если вы неоднократно используете один и тот же тип атаки, враг разумно адаптирует своё поведение. Всё это связано с изменяющимся вирусом — он постоянно мутирует и развивает своего носителя». Оружие и патроны дадут далеко на сразу. Всего по сюжету предусмотрены пистолет, дробовик и специальная дубинка. Также герой сможет управлять гравитацией с помощью прибора GRP. Подобное тоже встречалось в прошлых играх серии Dead Space и здесь реализовано вполне уместно. Игроки «упростят себе жизнь», притягивая и отталкивая и предметы, и противников.
Здесь абсолютно небезопасно!
Дизайн мутантов напоминает всё тех же некроморфов. Авторы не придумывали их с нуля. За основу брали модели актёров, а затем «уродовали» с помощью графики. Они приобретали мерзкие детали, но всегда сохраняли человеческие черты: множество глаз или ртов — далеко не самое жуткое, что можно заметить.
Рассмотреть в потёмках разбитых тюремных камер и коридоров монстров возможно только при ближнем бое. И то, если успеете. Однако тела после никуда не деваются и не лежат столбом. В отместку за нападения игроки могут потоптаться по поверженным или пнуть их ногой. За этим последуют характерные звуки, а в некотором случае труп даже развалится. «Разрушаемость» не только предметов, но врагов — фирменная особенность игр Глена Скофилда.
Гнетущая атмосфера космической тюрьмы хорошо работает с чувствами пользователя. При создании окружения команда пользовалась технологиями искусственного интеллекта. Дизайн генерировался с использованием реальных объектов, но стилистически обрабатывался под тематику игры. Всё вокруг выглядит нестандартно, но правдоподобно. Царапины и кровь на стенах, обломки оборудования и масса погибших, и даже тошнотворная хлюпающая жидкость под ногами. Всё в «гнилой» космической тюрьме так и кричит: «Здесь абсолютно небезопасно!».
Впечатляют и пейзажи, изредка пробивающиеся через «окна»: холодная, серая, безжизненная поверхность Каллисто, на которой бушует «снежная» буря. В остальное же время игрок пробирается через мрачные технологичные «руины». И даже когда кажется, что наконец остался один, в вентиляции пробежит очередной мутант. «Он не нападает сразу, он подождёт, пока вы успокоитесь» — смеётся Марк Джеймс.
Так жив или мертв?
Релиз The Callisto Protocol можно назвать вполне успешным. Игра получила положительные отзывы как от критиков, так и от фанатов серии Dead Space. Все в один голос говорят: «Это та же игра, причём именно первая часть». Пожалуй, это один из немногих случаев, когда полное или частичное копирование стало настоящим комплиментом для разработчика.
Единственное, на что поступают жалобы — это периодические проблемы с управлением и оптимизация игры на ПК. Владельцы консолей в свою очередь вполне довольны. Остаётся вопрос, как авторы поддержат проект после завершения сюжета. Пока геймплей занимает 12-14 часов и особого продолжения, кроме перепрохождения на разных уровнях сложности, не имеет. Игра только вышла, а пользователи уже в ожидании грядущих дополнений.
Таисия Сариева
Фото: callisto.sds.com, ea.com