Тетрис: клюква о несчастном soviet разработчике
Анонс драмы «Тетрис» был очень многообещающим. Исторический контекст, русские актёры и любимая игра нескольких поколений — ну что может пойти не так? Видимо, создателям «Тетриса» так и не выпала нужная форма блока. Но обо всём по порядку.
Сюжет
В основе фильма лежит реальная история разработки культовой игры. В середине восьмидесятых Тетрис разработал советский программист Алексей Пажитнов. И, казалось бы, картина должна быть о нём?
А вот как бы не так! AppleTV, на чьей платформе эксклюзивно выходит «Тетрис», решил преподнести историю немного под другим углом. Поэтому историю игры вы получите в формате полупьяного пересказа в первые пять минут фильма. Остальные два часа, — а фильм идёт именно столько, — наслаждайтесь тем, как нидерландский дизайнер видеоигр Хенк Роджерс (типичное голландское имя, кстати) противостоит проклятым британским капиталистам в праве продавать Тетрис на всех консолях по всему миру.
Кто это написал?
Уже спустя 20 минут просмотра вас будет преследовать ощущение, что сценарий писали младшеклассники. Они уже знают слово «метафора», но создавать собственные пока не могут. То же самое можно сказать и о главном герое. Будьте готовы ловить порцию стыда каждый раз, когда он приходит в офис Нинтендо. По мнению Хенка, лучший способ убедить главу крупнейшей игровой корпорации — делать аллюзии на игры приставки Nintendo. Чаще всего он ссылается на Марио. «И мне очень нужен грибок, чтобы выжить» — ох, Хенк, после твоих слов «грибок» понадобится всем.
Отдельного внимания стоит арка общения Хенка и японцев. Иногда главный герой понимает по-японски, как в случае с дочерью. Иногда — нет, и ему требуется переводчик, как в сценах с главой Нинтендо. Говорить по-японски он не умеет вовсе, но это не беда — все японцы восьмидесятых поголовно знают английский. Уточним: Хенк Роджерс долгое время живет в Японии, тут у него есть жена (японка), трое детей, и целая игровая компания в собственности. Каким образом он выстроил всё это, если не способен даже на базовое общение? Чудеса голливудского кино.
Soviet Russia – страна, где за всеми следят
Чтобы бороться за своё счастье и права на Тетрис, Хенк приезжает в СССР. И, возможно, вы не знали, но это первая в мире страна, которая озаботилась, чтобы всё вокруг было эстетичным. К сожалению, они выбрали минимализм.
Серые стены, серые вещи, серые лица — поймите, Советская Россия — не место, где улыбаться разрешено. «Невинных» туристов в яркой одежде тут крутят прямо в аэропорту, чтоб неповадно было. Тех, кто по какой-то причине смог сойти на советскую землю, пристально «пасёт» зловещее КГБ.
Кстати о них. Существует два вида кэгэбистов. Первый — пародисты «Матрицы» и «Бригады», пафосные мужики в коже и с обилием геля для волос. А второй — «штабные крысы». Они сидят в бетонной коробке с красными лампами и прослушивают невинных soviet граждан денно и нощно. Ну и поскольку работают они, скажем так, в офисе, их форма не менялась со времён войны.
Подрабатывают все
Вообще, жизнь в Советской России — не сахар. Поймать такси тут можно только за пачку сигарет «Волга». А кэгэбисты и вовсе вынуждены подрабатывать — как выяснится позже, они прекрасно справляются с работой грузчиков. Всего за несколько часов вся мебель из квартиры Алексея «переезжает» на новое место жительства вместе с семьёй Алексея. Правда, среди сотрудников спецслужбы есть «особо одарённый» — этот выбрасывает стулья с седьмого этажа.
Лучше всего отражает тягости коммунистической жизни восьмидесятых сцена в Бакалее. Серый съёмочный павильон торговых рядов развернули прямо на невысоких американских зданиях, поэтому на первом этаже нищета и разруха, а на втором – стеклопакеты. Несчастная хипстерша в джинсовке, коротких джинсах и шапочке-бини (типичная гражданка СССР, узнали?) умоляет бакалейщика продать ей какого-нибудь мяса, ведь её семья голодает.
О хорошем
Одно из немногих, что сразу бросается глаза в хорошем смысле — восьмибитные перебивки. Это небольшие мультипликации, которые сопровождают нас на протяжение всего фильма, они выполнены в старой графике в разрешении 8-bit.
Сделаны они, на удивление, качественно, и привносят в визуал приятное разнообразие, лёгкую игривость. Конечно, было бы лучше, останься от фильма только эти мультики… Но имеем, что имеем.
Также стоит отдать должное актёрам главного и второго плана. Во многом благодаря их игре фильм не смотрится откровенным «трэшем». Всё же, Тэрон Эджертон, Никита Ефремов и Тоби Джонс хоть немного вытягивают клюкву.
Вывод
Удивительно, что автор сценария, Ноа Пинк, позволил монтажёрам указать своё имя в титрах. Парень действительно считает, что работа получилась качественной и стоящей. Правда, за 11 лет работы сценаристом Ноа не написал ничего, что было бы знакомо даже американскому зрителю. Почему он решил, что сможет гениально раскрыть столь сложную историю?
Удивительно и то, что в этом фильме снялось так много хороших актёров. Отбросим Эджертона и Джонса — возможно, они разделяют позицию сценариста по коммунизму и СССР, их всё устроило. Но Ефремов! Ефремов, внук народного артиста СССР, сын заслуженного артиста РФ, обладатель премии «Золотой орёл»! Ну неужели и он не увидел в этом дешёвой пропаганды и забористой клюквы в лучших традициях фильма «Красный воробей»? Всё он видел. Оттого и обидно.
Картина оставляет неизгладимое впечатление и вызывает непередаваемый спектр эмоций. В ней «прекрасно» всё — серый СССР, злые кэгэбисты, несчастный Пажитников, голодающие коммунисты с толстыми красными щеками, стеклопакеты.
А если серьёзно: не тратьте ни минуты выходных на это «кино», лучше сыграйте в Тетрис.
Обсудить этот фильм можно на нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru, imdb.com, metaratings.ru, kinosvami.ru