Театральный фестиваль «Начало»: о том, что удалось и что — не очень

29-03-2022 21:58

В Международный день театра на сцене Дома офицеров флота встретились любительские театральные коллективы Севастополя. В рамках фестиваля «Начало» они представили зрителям отрывки из своих постановок. По словам организатора Сергея Казанцева, цель мероприятия состояла в том, чтобы показать разнообразие театральных жанров. Однако надо признать, что слово «разнообразие» к этой истории не очень применимо. Не покидало ощущение, что смотришь большой театральный дайджест клубного формирования, решившего за один вечер охватить всё своё творчество. Правда, были и коллективы, которые ощутимо разбавили этот двухчасовый марафон.

По итогам этого фестиваля, в принципе, стало понятно, на что сейчас ориентируются любительские театры и с какой аудиторией предпочитают работать. Отрывок из кукольного спектакля про Дракончика и Бабочку (театр «Саквояж» из Балаклавы) длился не более 5 минут, но для визитки этого вполне хватило. Главное – информативно для родителей. Есть куда, сводить своих малышей на выходных.

Театральная студия из Балаклавы «Время пить чай» презентовала себя отрывком из шуточной постановки «Муха-Цокотуха». В качестве музыкального сопровождения студийцы выбрали наши нетленные «Старые песни о главном». Такая лёгкая сказочка для семейного просмотра воскресным утром.

Театр «Странники», базирующийся в ДОФе, также за традиционные ценности и просвещение детей. Коллектив показал отрывок из спектакля «Сказ о Федоте-стрельце». Сильного отличия от концепции театра «Время пить чай» не наблюдаешь. Театр-студия «Мысль», которой руководит организатор фестиваля Сергей Казанцев, представила арию Адели из оперетты «Летучая мышь». И здесь не хочется давать оценку любителям. Они честно проделали свою работу. Однако на фоне выступления их коллег уже трудно было отделаться от ощущения, что смотришь «правильный и прилизанный» отчётный концерт Дома культуры. Хотелось ли чего-то хулиганского и провокационного? Скорее да, чем нет.

Всё-таки теплилась надежда, что непрофессиональные театры будут стремиться предложить зрителю что-то новаторское, необычное, хоть как-то идущее в разрез с нашими «традиционными ценностями». Пусть это не вызовет взрыв сознания, учащённое сердцебиение, но хотя бы родит в душе какие-то эмоции.

«Театральная кухня» Натальи Слепченко выступила с отрывком из спектакля «Луна» по произведениям поэтов Серебряного века. Здесь можно было испытать целую палитру эмоций. Всё-таки поэзия. Уже одно то, что эти ребята выходят на сцену и пробуют себя в чём-то новом – замечательно. Но надо признать, что над подачей стихотворного материала им ещё работать и работать. Благо, студийцы в руках профессионала. Научатся. Всему своё время.

Если бы не пластические зарисовки от театра-студии «Мы босиком» и «Ф.Арта», а также пантомима от уличного театра «Мягкий знак», то вообще было бы не очень понятно, что сегодня умеют артисты любительских коллективов. Живо и динамично ребята показали, что владеют своим телом и могут дарить зрителю хорошее настроение.

А вот отрывок из спектакля «Скажи» театра-студии «А-ФИШкА» наполнил мероприятие совершенно другой энергетикой, которую, признаться честно, ждал, хоть и праздник. В основе постановки Светланы Городничевой – пьеса современного британского драматурга Кэрил Черчилл «Семь еврейских детей» и воспоминания Иды Финк. Всё действо сплетено из этюдов под эмоционально пробивающую музыку. На сцене разворачивается трагическая история еврейской девочки. Зритель её не видит, она – в каждом из участников постановки. Мы наблюдаем калейдоскоп разных судеб, в каждую из которых вплетена кровопролитная война. Лезвием по живому – так можно коротко описать то, что показали студийцы Светланы Городничевой.

Не менее сильно за живое задел и театр драмы «Психо Дель Арт». Обладатель Гран-при конкурса чтецов «Живая классика» Михаил Непип вместе со своей мамой показал отрывок из спектакля «Чай-Let». Андрей Маслов до этого никогда не работал с особенными детьми. Было очень непросто, но результат того стоил. В образе Гамлета и Офелии Миша с мамой, пожалуй, донесли главную мысль до зрителя – какие бы не были внешние обстоятельства, барьеры всегда внутри нас. Обновлённый «Чай-Let» – это, конечно, история о тотальном одиночестве каждого из нас. Но если смотреть шире, то Михаил Непип представил нам пронзительную зарисовку о преодолении и победе над самим собой.

Пожалуй, этим чувственным эпизодом и нужно было зафиналить двухчасовый театральный марафон. Однако точку в фестивале «Начало» поставил отрывок из спектакля «Мастер и Маргарита» театра «Преображение». И опять же, не хочется давать какую-то оценку происходящему на сцене. Перед нами – люди, влюблённые в театр. Уже одно то, что они выходят к зрителю и пытаются как-то менять мир вокруг себя – достойно самых громких аплодисментов.

Учитывая, что театральный фестиваль «Начало» ставил перед собой задачу собрать на одной сцене любительские театры Севастополя, то говорить о том, как бы это могло быть при немного другом подходе, наверное, не стоит. Автор статьи ограничится лишь небольшим пожеланием. Любой фестиваль должен расти, развиваться и набирать «мышечную массу». Непрофессиональные театры – это особое пространство, предлагающее любителям обширное поле для экспериментов, для поиска новых форм. Правда, эту нишу уже занял фестиваль «Zакрытый покаZ», созданный Андреем Масловым. Но там любители выходят на одну сцену с профессионалами. А вот арт-проект «Начало» заявил о себе, как фестиваль именно непрофессиональных театров (только не совсем понятно, что среди любителей делал Театр танца им. В.А. Елизарова). И вот если бы на сцене ДОФа любительские театры вышли из своей зоны комфорта, ведя за собой зрителя, поставили бы перед ним зеркало, подняли бы какие-то непопулярные темы, спровоцировали бы на непривычные эмоции – вот это был бы прорыв.

В этом ключе хочется вспомнить наш Минкульт, недавно приостановивший обсуждение проекта «Основ государственных политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Против проекта выступили режиссёры ведущих театров и деятели кино. И знаете, их можно понять. Если зажать нашу культуру в духовно-нравственных тисках, о каком её развитии может идти речь? Лишь выходя из своей тёплой насиженной зоны комфорта, мы можем что-то понять про себя. Говорят, культура должна возвышать душу человека. Но автор этого материала искренне убеждён, что культура также должна РАБОТАТЬ с душой человека. А это уже игра по иным правилам. Хотя, конечно, принимать их или нет – это личное дело каждого. В этом смысле, наиболее успешными игроками театрального фестиваля «Начало» стали «А-ФИШкА» и «Психо Дель Арт». Они выстраивают диалог со зрителем по своим правилам. А это дорогого стоит.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



Дом офицеров флота, Международный день театра, фестиваль «Начало»,

Поделиться:

Похожие посты

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Новости ForPost

Метки

кино Неделя моды хоррор сериалы 2024 Тейлор Свифт карантин Крым Неделя моды в Париже аниме 2024 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" опера фэнтези балет афиша Севастополь драма арт-отель "Украина" фильмы 2023 СевТЮЗ Конкурс "Живая классика" День Победы Игры 2025 куда сходить поп-музыка Модный показ рецензия игры 2024 Аниме выставка спектакль Севастопольский театр оперы и балета детектив книги комедия игры концерт Netflix скандал Психо Дель Арт коронавирус Григорий Лифанов выставки театр драмы "Психо Дель Арт" музыка 2023 Севастопольский ТЮЗ музыка 2025 Херсонес ДКР игры 2023 Афиша Севастополя Театральная улица современное искусство K-pop музыка 2024 фильмы Обзор художники живопись фестиваль Фильмы 2025 Театр имени Луначарского Хаяо Миядзаки Клим Шипенко обзор аниме Гарри Поттер российские фильмы сериалы 2023 Севастополь музыка "Кинопоиск" театр сериалы 2025 9 мая Российские сериалы фильмы 2024 мода и стиль праздник мультфильмы Александр Петров изоляция СЦКиИ Мода Новый год Большой севастопольский офицерский бал Dior аниме 2025 Российские сериалы 2025 Balenciaga фильмы ужасов Дворец культуры рыбаков рэп Билли Айлиш Charli XCX Херсонес Таврический искусство театр Луначарского мультфильмы 2023 BLACKPINK мультфильмы 2024 мастер-классы спектакли