Театральный фестиваль «Начало»: о том, что удалось и что — не очень

29-03-2022 21:58

В Международный день театра на сцене Дома офицеров флота встретились любительские театральные коллективы Севастополя. В рамках фестиваля «Начало» они представили зрителям отрывки из своих постановок. По словам организатора Сергея Казанцева, цель мероприятия состояла в том, чтобы показать разнообразие театральных жанров. Однако надо признать, что слово «разнообразие» к этой истории не очень применимо. Не покидало ощущение, что смотришь большой театральный дайджест клубного формирования, решившего за один вечер охватить всё своё творчество. Правда, были и коллективы, которые ощутимо разбавили этот двухчасовый марафон.

По итогам этого фестиваля, в принципе, стало понятно, на что сейчас ориентируются любительские театры и с какой аудиторией предпочитают работать. Отрывок из кукольного спектакля про Дракончика и Бабочку (театр «Саквояж» из Балаклавы) длился не более 5 минут, но для визитки этого вполне хватило. Главное – информативно для родителей. Есть куда, сводить своих малышей на выходных.

Театральная студия из Балаклавы «Время пить чай» презентовала себя отрывком из шуточной постановки «Муха-Цокотуха». В качестве музыкального сопровождения студийцы выбрали наши нетленные «Старые песни о главном». Такая лёгкая сказочка для семейного просмотра воскресным утром.

Театр «Странники», базирующийся в ДОФе, также за традиционные ценности и просвещение детей. Коллектив показал отрывок из спектакля «Сказ о Федоте-стрельце». Сильного отличия от концепции театра «Время пить чай» не наблюдаешь. Театр-студия «Мысль», которой руководит организатор фестиваля Сергей Казанцев, представила арию Адели из оперетты «Летучая мышь». И здесь не хочется давать оценку любителям. Они честно проделали свою работу. Однако на фоне выступления их коллег уже трудно было отделаться от ощущения, что смотришь «правильный и прилизанный» отчётный концерт Дома культуры. Хотелось ли чего-то хулиганского и провокационного? Скорее да, чем нет.

Всё-таки теплилась надежда, что непрофессиональные театры будут стремиться предложить зрителю что-то новаторское, необычное, хоть как-то идущее в разрез с нашими «традиционными ценностями». Пусть это не вызовет взрыв сознания, учащённое сердцебиение, но хотя бы родит в душе какие-то эмоции.

«Театральная кухня» Натальи Слепченко выступила с отрывком из спектакля «Луна» по произведениям поэтов Серебряного века. Здесь можно было испытать целую палитру эмоций. Всё-таки поэзия. Уже одно то, что эти ребята выходят на сцену и пробуют себя в чём-то новом – замечательно. Но надо признать, что над подачей стихотворного материала им ещё работать и работать. Благо, студийцы в руках профессионала. Научатся. Всему своё время.

Если бы не пластические зарисовки от театра-студии «Мы босиком» и «Ф.Арта», а также пантомима от уличного театра «Мягкий знак», то вообще было бы не очень понятно, что сегодня умеют артисты любительских коллективов. Живо и динамично ребята показали, что владеют своим телом и могут дарить зрителю хорошее настроение.

А вот отрывок из спектакля «Скажи» театра-студии «А-ФИШкА» наполнил мероприятие совершенно другой энергетикой, которую, признаться честно, ждал, хоть и праздник. В основе постановки Светланы Городничевой – пьеса современного британского драматурга Кэрил Черчилл «Семь еврейских детей» и воспоминания Иды Финк. Всё действо сплетено из этюдов под эмоционально пробивающую музыку. На сцене разворачивается трагическая история еврейской девочки. Зритель её не видит, она – в каждом из участников постановки. Мы наблюдаем калейдоскоп разных судеб, в каждую из которых вплетена кровопролитная война. Лезвием по живому – так можно коротко описать то, что показали студийцы Светланы Городничевой.

Не менее сильно за живое задел и театр драмы «Психо Дель Арт». Обладатель Гран-при конкурса чтецов «Живая классика» Михаил Непип вместе со своей мамой показал отрывок из спектакля «Чай-Let». Андрей Маслов до этого никогда не работал с особенными детьми. Было очень непросто, но результат того стоил. В образе Гамлета и Офелии Миша с мамой, пожалуй, донесли главную мысль до зрителя – какие бы не были внешние обстоятельства, барьеры всегда внутри нас. Обновлённый «Чай-Let» – это, конечно, история о тотальном одиночестве каждого из нас. Но если смотреть шире, то Михаил Непип представил нам пронзительную зарисовку о преодолении и победе над самим собой.

Пожалуй, этим чувственным эпизодом и нужно было зафиналить двухчасовый театральный марафон. Однако точку в фестивале «Начало» поставил отрывок из спектакля «Мастер и Маргарита» театра «Преображение». И опять же, не хочется давать какую-то оценку происходящему на сцене. Перед нами – люди, влюблённые в театр. Уже одно то, что они выходят к зрителю и пытаются как-то менять мир вокруг себя – достойно самых громких аплодисментов.

Учитывая, что театральный фестиваль «Начало» ставил перед собой задачу собрать на одной сцене любительские театры Севастополя, то говорить о том, как бы это могло быть при немного другом подходе, наверное, не стоит. Автор статьи ограничится лишь небольшим пожеланием. Любой фестиваль должен расти, развиваться и набирать «мышечную массу». Непрофессиональные театры – это особое пространство, предлагающее любителям обширное поле для экспериментов, для поиска новых форм. Правда, эту нишу уже занял фестиваль «Zакрытый покаZ», созданный Андреем Масловым. Но там любители выходят на одну сцену с профессионалами. А вот арт-проект «Начало» заявил о себе, как фестиваль именно непрофессиональных театров (только не совсем понятно, что среди любителей делал Театр танца им. В.А. Елизарова). И вот если бы на сцене ДОФа любительские театры вышли из своей зоны комфорта, ведя за собой зрителя, поставили бы перед ним зеркало, подняли бы какие-то непопулярные темы, спровоцировали бы на непривычные эмоции – вот это был бы прорыв.

В этом ключе хочется вспомнить наш Минкульт, недавно приостановивший обсуждение проекта «Основ государственных политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Против проекта выступили режиссёры ведущих театров и деятели кино. И знаете, их можно понять. Если зажать нашу культуру в духовно-нравственных тисках, о каком её развитии может идти речь? Лишь выходя из своей тёплой насиженной зоны комфорта, мы можем что-то понять про себя. Говорят, культура должна возвышать душу человека. Но автор этого материала искренне убеждён, что культура также должна РАБОТАТЬ с душой человека. А это уже игра по иным правилам. Хотя, конечно, принимать их или нет – это личное дело каждого. В этом смысле, наиболее успешными игроками театрального фестиваля «Начало» стали «А-ФИШкА» и «Психо Дель Арт». Они выстраивают диалог со зрителем по своим правилам. А это дорогого стоит.

Арсений Веденин

Фото Анны Корниловой

Loading



Дом офицеров флота, Международный день театра, фестиваль «Начало»,

Поделиться:

Похожие посты

Как «Сад. Раневская» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Сад. Раневская» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Зловещая Долина: за что отменяют народную артистку

Певица Лариса Долина теперь в немилости. Люди массово возвращают билеты на еë концерты, а бренды высмеивают артистку и отказывают в обслуживании. Рассказываем, почему Долина попала под культуру отмены и что за эффект назвали в её честь.
Обложка:

Это уже совсем другая история: за что мы любим тру-крайм

Ничто так не расслабляет после долгого рабочего дня, как чашечка ароматного чая и… леденящий душу тру-крайм. Но почему нам нравятся истории о преступлениях, убийцах и жертвах? Разбираемся в феномене тру-крайма и советуем, что посмотреть, послушать и

Проявление божественного в виде морского шторма показали в Севастополе

Персональная выставка «Сердце моря» (0+) художницы Натальи Нестеровой открылась в Севастополе. В экспозиции, состоящей из серий «Чёрное море», «Шторм века» и «Эмоции», представлены акварели мастера, посвящённые морским штормам и эмоциям, которые те в

Клавиатура как метафора жизни: в Севастополе представили работы, вдохновлённые клавишами

Мультидисциплинарная выставка Clavier (16+) — проект творческого объединения «Форма места», который собрал 25 художников, фотографов и перформеров из Крыма и Севастополя, — открылась в арт-пространстве «10й ДОМ». Концепция экспозиции строится вокруг

Новости ForPost

Метки

мультфильмы 2024 Charli XCX Билли Айлиш скандал изоляция фильмы 2023 K-pop праздник Dior выставки сериалы 2025 Большой севастопольский офицерский бал музыка 2024 детектив 9 мая Игры 2025 хоррор мультфильмы 2023 художники карантин Хаяо Миядзаки аниме 2025 Афиша Севастополя Театр имени Луначарского Российские сериалы 2025 музыка 2025 российские фильмы Неделя моды в Париже Херсонес фестиваль рэп Дворец культуры рыбаков СевТЮЗ театр Луначарского фильмы театр игры 2024 BLACKPINK балет живопись мастер-классы Неделя моды арт-отель "Украина" поп-музыка фильмы 2024 Театр им. Кукол сериалы 2023 Херсонес Таврический День Победы Крым Севастопольский ТЮЗ Мода СЦКиИ мода и стиль книги музыка 2023 Севастопольский театр оперы и балета Обзор фильмы ужасов обзор аниме Александр Петров Конкурс "Живая классика" опера Золотая балка сериалы 2024 искусство комедия "Кинопоиск" Netflix игры 2023 выставка Театральная улица Модный показ театр драмы "Психо Дель Арт" музыка мультфильмы Российские сериалы Balenciaga концерт фэнтези куда сходить афиша Севастополь спектакль кино коронавирус Фильмы 2025 Психо Дель Арт аниме 2024 Новый год Григорий Лифанов рецензия Клим Шипенко Севастополь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" современное искусство ДКР Тейлор Свифт поэзия спектакли Аниме