Театральный диалог: Севастопольская «Чайка» Мастера Лифанова

29-11-2021 15:44

Режиссёр и артист – как устроен этот творческий тандем? Какими смыслами и энергиями он наполнен? На что можно закрыть глаза, выпуская спектакль, а чего нельзя терпеть не при каких обстоятельствах? Согласитесь, довольно интересные вопросы, которые в театральном мире никогда не потеряют своей актуальности. В этот раз на них ответил главный режиссёр театра имени Луначарского Григорий Лифанов. А этот диалог особо подогревала чеховская «Чайка» – пьеса, которую Григорий Алексеевич перенёс на театральные подмостки с глубоким уважением к классику. Интервью у Мастера для «Губернских Вестей» взяла член Союза писателей России Ольга Ковалик. 

Накануне беседы с Григорием Алексеевичем Лифановым я была на поставленной им чеховской «Чайке». Спектакль меня поразил. Уж сколько пересмотрено «Чаек» – и театральных, и кинематографических, но только Григорию Алексеевичу удалось по-новому интерпретировать важнейшие сюжетные линии этой загадочной пьесы. В его версии все персонажи вступают в диалог с «новыми формами», которые проповедует Треплев. Причем эти «формы» пародируются в духе нашего времени, когда борьба с театральной рутиной стала поводом для бессмысленного хайпа. Так, Лифанов возвращает «Чайке» комедийный смысл.

– Евгений Овсянников в роли Треплева открыл причину и смысл самоубийства своего героя. Его идея «общей мировой души» возросла до личнного символом веры. Ему невыносимо жить рядом с воинствующей пошлостью, застрявшей в корыстных интересах. Самоубийство Треплева – вот единственно правильный выход из создавшегося положения. И этот роковой шаг чеховского героя надо понимать как метафору самоотреченности русской культуры.

Г. Л. – Да, как говорил Чехов, «нет ничего страшнее, оскорбительнее и тоскливее пошлости». Каждый спектакль разный в зависимости от состояния актера. Иногда он может выйти на мощный философский уровень, а иногда играется с бытовой интонацией, приземленно, а это влечет разные выводы. Евгений Овсяников и Петр Котров очень разные актеры. Котров воплощает историю, более замешанную на любви к Нине и крушении идеала любви. А Овсянников берет глубже, поэтому его восприятию действительности изначально претят интересы всех остальных обитателей имения. Он не согласен, протестует и – как результат – ищет новые формы.

Любой человек начинает поиск нового, потому что его не устраивает старое, и он чувствует необходимость взять барьер между новым и старым. Однако и новые формы коварны, поэтому во втором действии Треплев, читая свои собственные произведения, понимает, что тоже сползает в рутину. Вообще, когда человек становится востребованным, он в какой-то момент осознает, что его ранее протестную позицию вводят в существующую политическую систему. Кто-то воспринимают это за удачную возможность реализации, а кое-кто не может через это переступить.

Вы верно угадали в Овсянникове-Треплеве, и в спектакле в целом тему нежелания вписываться в пошлую среду, в пошлую историю ради достижения благ, когда актрисе, чтобы подняться по карьерной лестнице, надо лечь под известного драматурга или известного писателя, а тем ради успеха надо соблазнить большую актрису. Меня радует ваше открытие, потому что оно «чеховское», глубинное.

Ваша «Чайка» стала событием моей театральной жизни. Вообще, благодаря вам Севастопольский театр имени Луначарского стал особенным, актеры явно вас вдохновляют, а они, в свою очередь, вдохновляются вашим творчеством. Также меня радует, что любимые вами актеры не становятся вашими любимчиками. Система фаворитизма пагубна для театра. Ваши актеры – это ваши единомышленники. Это чрезвычайно важно. Для вас актер – и цель, и средство. Вы очень любите и цените актеров.

– Я с вами солидарен. Для меня актер – театрообразующее существо. Без актера нет режиссера. Я – посредник между драматургией и человеком, который разговаривает со зрителем. Свои эмоции я могу передать только через актера. Я могу ухватить и переработать эмоцию драматурга, которая меня зацепила, но только через артиста мне удастся донести ее до зрителя. Я очень люблю Театр Луначарского. За шесть лет труппа изменилась на 30 %, эти люди пришли со мной и, в общем-то, они мои актеры. Начиная с 2006 года, я каждое лето приезжал в Севастополь на постановку спектакля. Поэтому еще до назначения главным режиссером я знал потенциал каждого актера. Благодаря моим талантливым предшественникам собралась очень хорошая команда личностей с сильным, ярким средним поколением, мощными старейшинами и замечательной молодежью.

Премьера спектакля «Идеальная любовь». Фото: Татьяна Миронюк

Мне, как и всем зрителям, хотелось бы побольше ваших премьер, чтобы руководство города осознало масштаб вашего дарования и оказало ту поддержку, которая позволила бы вам не экономить себя.

– Хорошая формулировка. Действительно, мне приходится ужиматься. Недавно я четыре часа сидел на репетиции канадского режиссера Робера Лепажа в Театре Наций. Возможности финансовые и технические у них колоссальные. Это очень интересный опыт синтетического, универсального представления, когда возрастает роль сценографических решений, современной хореографии. Режиссер уверенно осваивает мультимедийные приемы. К сожалению, тогда мне не довелось понаблюдать за его работой с актерами.

Премьера спектакля «Урок». Фото: Татьяна Миронюк

Я знаю творчество Лепажа по «Гамлету» с Евгением Мироновым во всех ролях и некоторым его оперным постановкам. Свой спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре Наций он характеризует как «грандиозный технический замысел со множеством визуальных спецэффектов», с костюмами-трансформерами и приемом иллюзионистов «Призрак Пеппера», который позволяет «объектам появляться и исчезать, становиться прозрачными и превращаться из одного в другой». Зрительному залу предлагается «не раз в изумлении забыть, как дышать: когда на сцене соединяются два Художника – Булгаков и Лепаж – возникает настоящая магия». Жаль, что вы не застали работу режиссера с актерским ансамблем. Интересно, как среди столь сложных технических приспособлений он расположит булгаковских героев и как исполнители, воспитанные в духе русских театральных традиций, впишутся в мультимедийное пространство. Вашу постановку «Мастера и Маргариты» отличает очеловечивание даже самой нечистой силы.

– Да, мне кажется, что актер должен быть главным для режиссеров и не восприниматься как часть декорации.

Проект «Со-беседник». Фото: Татьяна Миронюк

По моим наблюдениям, из театра постепенно вытесняется театральный режиссер и ему на смену приходит специалист в области массовых жанров, который может поставить и оперу, и балет, и кинофильм, и эстрадный концерт.

– Если задуматься, то ведь Треплев – сторонник зрелищного, формального театра. Получается, он – режиссер, предвосхитивший наше время.

Так может быть хорошо, что Треплев покончил с собой?

– Но ведь его «убил» Чехов! Понимаете? Я долго преподавал в ВГИКе, где при подготовке каждого студенческого спектакля мне приходилось делиться своими размышлениями, еще раз проговаривать задачи, долго объяснять, что не так, где не так, расставлять акценты. И так год за годом. Когда у меня появился свой театр, то какое-то время за моими постановочными навыками тянулся шлейф скрупулезной работы со студентами. А потом я понял, что сегодня было уникальное представление, завтра оно будет другим, и в этом суть живого театра. Есть образующие спектакль моменты, которые выявляют его общую идею, мысль, образы и финал. А есть моменты проходные, по поводу которых нет смысла волноваться, а значит, не стоит копаться в нюансах. В конце концов, я дал возможность актерам транслировать мое высказывание. Они, конечно, могут что-то растерять, я их верну к моему замыслу, но ведь в целом это уже не только мое высказывание.

Гастроли. Спектакль «Бесы» в Москве. Фото: Дмитрий Дубинский

Думаю, тяжело смотреть свой спектакль, зная, что все в руках труппы, которая является вашим инструментарием. Артисты зависят от вас во время репетиций, но когда они на сцене, вы целиком зависите от них. Как вам удается совладать с самим собой?

– Раньше я был более требовательным, максималистом и перфекционистом. Сейчас мне уже не хочется тратить время на мелочи. Я вижу, что сегодня спектаклю не хватило глубины или менее чисто прошла перестановка декораций. В прежнее время я бы назначал новые репетиции. Теперь же считаю, зачем собирать труппу и промывать ей мозг, если я вижу, что общий замысел спектакля сохранен. Если актер эмоционально истощен предыдущими ролями и не смог вытянуть сегодняшнюю, я совершенно спокойно к этому отнесусь. Но если он путает текст, нарушает важную мизансцену, позволяет фривольность во внешнем виде, то это беда, профессиональное хамство. Я, как попка дурак, постоянно призываю артистов быть внимательными и ответственными.

Вы довольны премьерой «Мнимого больного»?

– Я всегда недоволен собой. Когда репетирую, то стараюсь предугадать реакцию публики и спрогнозировать кульминационные моменты. А когда во время сдачи спектакля сижу в окружении зрителей, смотрю на сцену их глазами, чувствую движение зрительского восприятия, то принимаюсь беспощадно критиковать себя, обнаруживаю какие-то недоделки и в результате начинаю не любить свое произведение. Я иногда наблюдаю режиссеров, которые выходят на поклоны восторженными, и недоумеваю: неужели возможно такое счастливое восприятия своей работы? Мне такое самоупоение не дано, я в этом отношении ущербный.

Гастроли в Москве. Фото: Дмитрий Дубинский

Счастливая ущербность. «Мнимый больной» мне показался спектаклем, в котором вы подводите творческие итоги.

– Да, это верно. Я действительно в периоде подведения итогов. Мне 55 лет, наступило время раздумий, после чего надо будет принимать решения. Если созреет мое желание остаться в севастопольском театре, и труппа захочет продолжить нашу совместную работу всерьез и надолго, то тогда театру придется требовательнее относиться к городским властям. Для меня очень важен Театр Луначарского как один из важных культурных центров Севастополя не только для местных жителей, но и для всех, кто приезжает сюда. Мы вкладываем в спектакль в среднем всего миллион двести тысяч рублей. Но когда открывается занавес, сценическое оформление и костюмы кажутся очень дорогими. И все благодаря нашим замечательным цехам и талантливым художникам. Я убежден, что вклад в культуру – это вклад в будущее. Бисмарк говорил, что тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы. Смысл этого высказывания не изменится, если «школу» заменить «театром».

Фото: Джон Барулин

У Пиранделло есть пьеса под названием «Шесть персонажей в поисках автора». А какие персонажи настойчиво стучатся  в дверь вашей творческой судьбы?

– Ко мне стучится шекспировский «Король Лир», которого я очень боюсь, потому что насмотрено уже очень много, а значит, во мне существует стереотип и восприятия, и реализации этого произведения. А впадать в стереотипы в общении с таким Учителем жизни не хочется. Однако я подбираюсь в «Лиру». Эта трагедия больше всего возбуждает мое любопытство.

Репетиция спектакля «Месяц в деревне». Фото: Анна Корнилова

Сейчас история короля Лира актуальна как никогда. В ней поставлен вопрос совмести прошлого с будущим, может ли История чему-то нас научить. Мне дороги ваши спектакли и ваши замыслы: в них вы ищите образы грядущего времени. Вам удается погадать на классике, чтобы заглянуть в судьбы окружающего мира.

– Это интересная конструкция. Я воспринимаю мир классики как исходный материал для размышления над тем, куда мы движемся, куда идем и к каким уровням придем.

Ольга Ковалик, член Союза писателей России

Loading



Григорий Лифанов, спектакль «Чайка», театр Луначарского, чеховская «Чайка»,

Поделиться:

Похожие посты

«Скуф» и «альтушка»: От мема до «игры года»

Неопрятный мужчина за тридцать и яркая неформалка — ну чем не пара? «Скуф» и «альтушка» из локальной шутки быстро стали популярным мемом и ненамеренной рекламой «Госуслуг». А недавно по истории их «любви» ещё и сделали игру. О причудливых «субкультур

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Новости ForPost

Метки

Balenciaga фестиваль Золотая балка Конкурс красоты Психо Дель Арт опера хоррор праздник Севастополь Музей обороны Севастополя фильмы 2024 СевТЮЗ ДКР Новый год мультфильмы карантин кино выставки концерт Михаил Булгаков мультфильмы 2023 театр спектакль фильмы Театр Лавренёва рецензия искусство Фёдор Достоевский творчество кинофестиваль Святой Владимир театр драмы "Психо Дель Арт" Сергей Безруков Александр Петров Море Театр имени Луначарского изоляция Неделя моды в Париже Netflix 8 марта поэзия Севастопольский театр оперы и балета Неделя моды Крым Фонд «Живая классика» Театральная улица Ольга Панкратова Картины Театр им. Кукол Дворец культуры рыбаков балет музыка театр Луначарского Модный показ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Тейлор Свифт Севастопольский ТЮЗ Херсонес Григорий Лифанов сериалы 2023 куда сходить Санкт-Петербург Музеи онлайн 9 мая Афиша Севастополя СЦКиИ Федюхины высоты Балаклава Андрей Маслов мастер-классы Аниме мода и стиль Dior российские фильмы Молодёжь ЦГБ им. Л.Н.Толстого фильмы 2023 арт-отель "Украина" игры 2023 Российские сериалы «Оперные вечера в Севастополе» "Кинопоиск" Клим Шипенко Louis Vuitton выставка фестиваль «Природа Искусства» Конкурс "Живая классика" Динопарк живопись Достоевский коронавирус художники День Победы Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли музыка 2023 книги День ВМФ Мода Херсонес Таврический Большой севастопольский офицерский бал