Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

 395 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Необыкновенное чудо Григория Лифанова

Григорий Лифанов свой новый, совершенно очаровательный и дивный спектакль «Обыкновенное чудо» посвятил Марку Захарову. «Учителю – великому режиссеру…» – такое признание мы читаем в программке к новой работе Севастопольского академического русского др

Магия «Обыкновенного чуда»: какой вышла музыкальная сказка театра Луначарского

Премьера «Обыкновенного чуда» в театре имени Луначарского стала одним из самых ожидаемых событий этого сезона. Ещё на стадии репетиций режиссёр Григорий Лифанов отмечал, что нас ждёт некое музыкальное хулиганство по пьесе Евгения Шварца. Хотя, в нача

«Смерть на Ниле»: ещё один эгоцентричный детектив

Так уж вышло, что этот фильм сам чуть не умер. «Покушения» шли одно за другим: тут вам и переносы даты выхода из-за пандемии, и целый ряд скандалов с участием актёрского состава. Поэтому то, что он вообще вышел — чудо. Правда, второго чуда не случило

«Анчартед»: Индиана Джонс для миллениалов

Фанаты игровых серий одновременно с трепетом и ужасом ждут того момента, когда объект их любви покажут на больших экранах. Ведь такие экранизации зачастую вызывают разочарование. И вот дыхание затаили поклонники Uncharted. Кажется, выдохнут они с обл

«Падение Луны»: армагеддон на скорую руку

Роланд Эммерих уже который раз пытается «уничтожить» Землю: то глобальным похолоданием в «Послезавтра», то с помощью календаря Майя в «2012». Теперь на вооружении режиссёра оказалась Луна. Правда, интереснее от этого не стало. Эммериху явно стало

Новости ForPost

Метки

Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастополь Балаклава Дворец культуры рыбаков искусство Достоевский «Оперные вечера в Севастополе» Андрей Маслов ЦГБ им. Л.Н.Толстого СевТЮЗ поэзия Море изоляция спектакль Сергей Шнуров VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» спектакли Психо Дель Арт Мариинский театр Zакрытый покаZ пандемия Молодёжь Афиша Севастополя Золотая балка День ВМФ балет Великая Отечественная война фильмы театр 75 лет Победы Виталий Либа художники карантин Александр Петров Театр имени Луначарского самоизоляция СЦКиИ Анна Каренина Россия кино Эрмитаж Конкурс "Живая классика" Конкурс красоты Херсонес Таврический Опера в Херсонесе театр Луначарского кинофестиваль Святой Владимир коронавирус Театр им. Кукол Новый год Санкт-Петербург 9 мая Лев Толстой Живая классика Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставки онлайн-марафон художник Таврида-АРТ фестиваль арт-отель "Украина" Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский ТЮЗ музыка Валерий Либа Музеи онлайн Михаил Булгаков История мастер-классы творчество Фёдор Достоевский ДКР Ольга Панкратова Крымский военно-исторический фестиваль День Победы Мастер и Маргарита театр драмы "Психо Дель Арт" Театр Лавренёва Федюхины высоты выставка Динопарк Большие гастроли живопись концерт Григорий Лифанов Сергей Безруков книги Фонд «Живая классика» опера Клим Шипенко дети танцы Музей обороны Севастополя Крым Картины Херсонес Севастопольский театр оперы и балета праздник Театральная улица Международный день танца