Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

 650 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Операция «Фортуна»: миссия провалена?

После небольшого перерыва в игру возвращается любимец российского кинозрителя — Гай Ричи. На большие экраны выходит «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» — новый боевик со старым добрым Джейсоном Стэйтемом. Сработала ли проверенная формула ещё ра

Майор Гром: разбираем «Трудное детство»

Кинопоиск продолжает радовать авторскими проектами, и к началу нового года приносит нам, — что бы вы думали, — приквел. За несколько лет история Игоря Грома смогла вернуть зрителю как веру в отечественное кино, так и привить любовь к самобытным комик

Чебурахнуться можно: каким вышел фильм «Чебурашка»?

Рекламная кампания фильма «Чебурашка» сейчас известна даже больше самого фильма. Многие видели фото постера, где из названия исчезла «Ч». Ожидания от ремейка были примерно на том же уровне. Отечественные киноделы частенько измываются над советской кл

Лучшие фильмы и сериалы 2022 года

Последние несколько лет оказались для индустрии кино непростыми. Коронавирусные ограничения, отмена прокатных лицензий —  и вот мы уже тонем в ремейках и сиквелах. Но даже в самые тёмные времена можно найти луч света. В этой статье ForPost-Афиша собр

Кошмар на Рождество: «Ведьмак: Происхождение»

Конвейер сиквелов и ремейков не останавливается даже в праздники. Обычно в это время года «достаётся» именно новогодней классике: так появилась Ирония Судьбы по-американски, Ёлки 9, и многое другое. Но в этом году Netflix решил сыграть по-крупному, с

Новости ForPost

Метки

Музеи онлайн Россия кино фестиваль Театр танца им. В.А.Елизарова арт-отель "Украина" театр 9 мая коронавирус Театральная улица Новый год Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Конкурс "Живая классика" Молодёжь Конкурс красоты искусство Афиша Севастополя выставка поэзия художник Мода Театр Лавренёва Мастер и Маргарита самоизоляция спектакли театр драмы "Психо Дель Арт" Сергей Шнуров Крымский военно-исторический фестиваль Крым балет Григорий Лифанов Балаклава Севастопольский ТЮЗ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" спектакль Золотая балка День ВМФ Михаил Булгаков танцы Ольга Панкратова Анна Каренина Санкт-Петербург СЦКиИ Лев Толстой концерт Динопарк праздник История дети кинофестиваль Святой Владимир Фонд «Живая классика» Федюхины высоты Достоевский Картины ЦГБ им. Л.Н.Толстого Мариинский театр книги рецензия Психо Дель Арт «Оперные вечера в Севастополе» Театр им. Кукол Опера в Херсонесе театр Луначарского Театр имени Луначарского мастер-классы День Победы музыка художники выставки Большой севастопольский офицерский бал Херсонес 75 лет Победы Живая классика опера карантин живопись фестиваль «Природа Искусства» Бесы творчество Александр Петров Музей обороны Севастополя Андрей Маслов Херсонес Таврический СевТЮЗ изоляция Таврида-АРТ Фестиваль «Таврида — АРТ» Севастополь Море Дворец культуры рыбаков Фёдор Достоевский Севастопольский театр оперы и балета ДКР Сергей Безруков Виталий Либа Великая Отечественная война Эрмитаж фильмы Валерий Либа Клим Шипенко