Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

 269 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Последняя дуэль: особенности средневековой любви

В своей исторической драме Ридли Скотт мастерски исследует грязный и жестокий мир средневековья. А также впервые за несколько лет показывает, за какие умения его считают одним из величайших режиссёров индустрии. Время и место дуэли — Франция XIV в

«Французский вестник»: красота превыше всего

Мастер чудаковатого и эстетичного кино Уэс Андерсон представил свою новую картину. И этот фильм красив настолько, что его впору разбирать на кадры и вешать их в галереях. Но можно ли похвалить другие аспекты киноленты? Или красота всё же требует жерт

НедолгоВечные: каким вышел новый блокбастер от Marvel

Студия Marvel наконец решилась на эксперимент и дала оскароносной Хлое Чжао снять довольно нетипичный супергеройский фильм. Судя по недовольным критикам и скептично настроенным зрителям, риск не оправдался. Но не забывайте, что люди часто ругают то,

Придумай мне алиби: новый сериал с Евгением Стычкиным, как диагноз современному обществу

На Первом канале завершился показ многосерийного фильма «Алиби» с Евгением Стычкиным в главной роли. В некотором роде напоминающий антиутопию, сериал кинокомпании «Среда» очень наглядно, с немалой долей юмора и цинизма, показывает нам общество тоталь

В театре Луначарского поставили лечебно-профилактическую комедию

«Мнимый больной» Григория Лифанова – спектакль жеманный, но этот излом, эта манерность, не пошлые и не излишне вычурные. Жеманство здесь инструмент, которым работает режиссёр, и маска куртуазного жеста – та личина, за которой скрываются все смыслы и

Новости ForPost

Метки

Херсонес Таврический Музеи онлайн Фонд «Живая классика» Афиша Севастополя опера «Эхо БДФ» Великая Отечественная война Григорий Лифанов Таврида-АРТ Большой севастопольский офицерский бал Эрмитаж Крым VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» поэзия книги Достоевский Ольга Панкратова Санкт-Петербург Zакрытый покаZ коронавирус 9 мая искусство карантин фестиваль живопись Федюхины высоты Балаклава музыка #WineFest праздник Севастопольский ТЮЗ кинофестиваль Святой Владимир художники 75 лет Победы Лев Толстой художник балет кино Мастер и Маргарита Мариинский театр СевТЮЗ онлайн-марафон Михаил Булгаков Клим Шипенко Конкурс "Живая классика" творчество театр танца Вадима Елизарова Золотая балка Крымский военно-исторический фестиваль Крымская весна группа Ленинград театр драмы "Психо Дель Арт" Анна Каренина шоу Море Театр Лавренёва благотворительность Севастопольский военно-исторический музей-заповедник выставка фильмы Дворец культуры рыбаков Бесы Динопарк История Сергей Шнуров спектакли театр Луначарского Сергей Безруков танцы Живая классика дети Театр имени Луначарского спектакль День ВМФ изоляция Психо Дель Арт Опера в Херсонесе Картины Театр им. Кукол Херсонес самоизоляция Молодёжь Александр Петров СЦКиИ Большие гастроли открытие сезона концерт Севастополь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Андрей Маслов театр мастер-классы Международный день танца ДКР Театральная улица Фёдор Достоевский День Победы пандемия выставки арт-отель "Украина"