Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Что это было: Lorde вернулась с новой песней

Спустя четыре года после выхода третьего альбома Solar Power новозеландская певица Lorde открывает следующую эру с синглом What Was That. В новой песне она отказывается от фолкового звучания прошлой пластинки и возвращается к нестандартной п

Harmony: какая она — новая Глюкоза?

По зову сердца (и, возможно, под влиянием brat summer) Глюкоза захотела отринуть образ «девочки-глюкозки», чтобы переродиться в смелую гиперпоп-диву. 11 апреля певица под новым псевдонимом Glukoza выпустила мини-альбом Harmony, где вовсю эксперименти

«Ruby»: стоит ли слушать новый альбом Дженни из BLACKPINK?

Последний амбассадор Chanel, выбранный лично Карлом Лагерфельдом, участница BLACKPINK, актриса и модель — всё это о Дженни Ким. 7 марта артистка выпустила свой дебютный сольный альбом «Ruby», где размышляет о любви, уверенности в себе и старых друзья

Большой разбор Недели моды в Париже осень-зима 2025

Пару дней назад завершилась Неделя моды в Париже 2025. Сезон осень-зима получился скупым на новые идеи: больше всего умы дизайнеров занимали тренды на мех и обилие ремней. Собрали главные модные показы и рассказываем, какие ещё фасоны и аксессуары бу

Подчиняя хаос: Леди Гага выпустила альбом «Mayhem»

Триумфально вернувшись в поп-музыку с новыми хитами, Леди Гага выпустила альбом «Mayhem». О том, каким он получился, — читайте в нашей статье.
Обложка: Streamline, Interscope

Возвращение к истокам

Новости ForPost

Метки

выставки ЦГБ им. Л.Н.Толстого спектакль кино обзор аниме фильмы 2024 театр драмы "Психо Дель Арт" Психо Дель Арт СЦКиИ мастер-классы Модный показ Тейлор Свифт Андрей Маслов сериалы 2024 Гарри Поттер игры 2023 аниме 2025 аниме 2024 Dior Сергей Безруков ДКР Севастополь Мода сериалы 2023 Конкурс "Живая классика" хоррор Новый год Louis Vuitton Balenciaga Театр Лавренёва искусство Дворец культуры рыбаков праздник российские фильмы фестиваль Александр Петров музыка Бейонсе Афиша Севастополя живопись День ВМФ Обзор Григорий Лифанов комедия опера Клим Шипенко книги музыка 2023 куда сходить Большой севастопольский офицерский бал Обзор фильма игры 2024 Театральная улица выставка театр Луначарского Фильмы 2025 Marvel День Победы Херсонес Таврический сериалы 2025 СевТЮЗ театр Санкт-Петербург коронавирус Севастопольский ТЮЗ Аниме Театр им. Кукол Федюхины высоты фильмы Херсонес мультфильмы художники музыка 2025 балет Севастопольский театр оперы и балета Netflix мода и стиль Музей-заповедник "Херсонес Таврический" K-pop мультфильмы 2024 концерт Российские сериалы Театр имени Луначарского Charli XCX BLACKPINK мультфильмы 2023 афиша Севастополь скандал изоляция Золотая балка фильмы 2023 арт-отель "Украина" Крым рецензия "Кинопоиск" Неделя моды музыка 2024 9 мая карантин спектакли