Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Everybody Scream: как Florence + The Machine победила смерть

Британская рок-группа одной артистки Florence + The Machine выпустила шестой студийный альбом Everybody Scream. В нём солистка Флоренс Уэлч рассказывает о едва не настигшей её смерти, рассуждает о неравенстве полов и превращает песни в мистические ри

Почему Deadbeat — самый неудачный альбом Tame Impala

Возвращение Tame Impala ждали 5 лет, и вот новый альбом Кевина Паркера под названием Deadbeat официально вышел. Но вместо мудрёной психоделики и прилипчивых мелодий — безжалостный минималистичный хаус и однообразные биты. В рецензии рассказываем, чем

Дрянной мюзикл: каким вышел новый альбом Тейлор Свифт

Тейлор Свифт выпустила новый альбом The Life of a Showgirl. Примерив образ шоугёрл, певица рассказывает про закулисье своего тура, личную жизнь и трудности богатой жизни. На смену продюсеру Джеку Антонофф пришли культовый Макс Мартин и Shellback, изв

«Няня Оксана» с Олесей Иванченко: очуметь как плохо

29 сентября на телеканале «Пятница» вышел сериал «Няня Оксана» — ремейк популярного ситкома 2000-х «Моя прекрасная няня» с Анастасией Заворотнюк. Роль главной героини с южным говором воплотила ведущая шоу «Натальная карта» Олеся Иванченко. Рассказыва

Как «Гроза» СевТЮЗа отсылает к Феллини и Кустурице

От образа «Луча света в тёмном царстве» мало что осталось, и это плюс.

Обложка: Руслан Микаилов
«Что за бред!», — произносит подросток во время антракта спектакля «Гроза» в исполнении актёров севастопольского театра юного зрителя

Новости ForPost

Метки

Дворец культуры рыбаков куда сходить обзор аниме Афиша Севастополя музыка игры 2023 Balenciaga театр Луначарского комедия Александр Петров искусство Модный показ коронавирус Мода театр Севастопольский ТЮЗ ДКР поп-музыка фильмы 2024 Dior карантин Тейлор Свифт музыка 2023 фестиваль Charli XCX музыка 2024 музыка 2025 Неделя моды фэнтези Неделя моды в Париже мода и стиль праздник День ВМФ "Кинопоиск" аниме 2025 СевТЮЗ День Победы выставки BLACKPINK Аниме Севастополь мастер-классы Театр им. Кукол спектакли Театр имени Луначарского мультфильмы 2023 Новый год мультфильмы СЦКиИ мультфильмы 2024 сериалы 2025 Большой севастопольский офицерский бал кино Конкурс "Живая классика" Севастопольский театр оперы и балета Российские сериалы театр драмы "Психо Дель Арт" K-pop Билли Айлиш рецензия живопись выставка 9 мая Золотая балка Хаяо Миядзаки хоррор фильмы ужасов фильмы рэп спектакль фильмы 2023 концерт Netflix российские фильмы арт-отель "Украина" Григорий Лифанов изоляция балет аниме 2024 сериалы 2024 Театральная улица Психо Дель Арт Фильмы 2025 афиша Севастополь Крым Херсонес Таврический Федюхины высоты поэзия Херсонес детектив Российские сериалы 2025 Клим Шипенко игры 2024 Обзор книги Музей-заповедник "Херсонес Таврический" сериалы 2023 Игры 2025 опера художники