Театр-хирург, или Хроника одной болезни

01-08-2017 16:02

В последнее время я часто задумываюсь, что, вообще, есть современный театр? Наверное, чтобы хоть как-то разобраться в этом явлении, надо понять каким образом «новые театры» общаются со своим зрителем. Очевидно одно – «классический метод», где зритель узнает себя и смеется над собой – совершенно не их история. Обороты набирает иная фишка – эмоциональное мочилово, иными словами – шоковая терапия. Одним из таких «обухов по голове» на «Zакрытом покаZе» для меня стал спектакль Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия».

Впервые «Кокон» я посмотрел в году 2008. Собственно, тогда и состоялось мое знакомство с «Психо Дель Арт». Выходил из зала сам не свой… Думал про себя: я действительно сидел в кресле? Ибо по ощущениям – электрический стул, не меньше. С подобным «театральным андеграундом» я тогда столкнулся впервые.
И вот проходит 9 лет. Нелёгкая заносит меня в качестве жюри на X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Происходит моя вторая встреча с «Коконом». Перед спектаклем, признаюсь честно, переживал. Все-таки, прошло немало времени – восприятие многих моментов могло быть совершенно иным. Да и актриса другая. Тогда мне Анна Школяр казалась идеальным воплощением женского безумия. «Потянет ли Анна Дымант такой сложный материал?», — думал я. В некоторых ее работах мне не хватило убедительности, а ведь «Кокон» — это сплошной оголённый нерв. Всё то, что стало происходить после привычного предупреждения о «генераторах белого шума», окончательно развеяло всякие сомнения о спектакле и о самом актёрском таланте Анны Дымант. Как выяснилось, он, зараза, есть.

Специально для «Zакрытого покаZа» Андрей Маслов решил представить немного расширенную, «фестивальную» версию «Кокона». Зрители оригинальной постановки помнят, что действие начинается с того, как Маша приводит в свой дом (точнее, приносит на себе) молодого парня в отключке – очередную жертву. В этот раз Маслов решил выйти за пределы одной «пыточной комнаты» и начать историю с другой камеры пыток – кабинета главврача психбольницы (кстати, не меньше больного, чем сама Маша). Режиссер показывает уже последствия женского безумия, а из оригинальной истории делает флэшбэк. Добавив в спектакль такой значимый эпизод, Маслов заявляет очевидное – в этой жизни всё очень зыбко – палач и жертва могут поменяться местами в любой момент.


С другой стороны, Машу едва ли можно назвать палачом. Как не крути, она везде жертва, жертва самой себя. Перед зрителем предстаёт женщина с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.

И в этом смысле перед Анной Дымант стояла невероятно трудная задача – очень честно прожить эту драму: когда человек – марионетка в руках собственного сознания. И в этот раз я увидел совершенно другую Дымант. Каждый новый образ, в который входит любая актриса я бы сравнил с платьем: у одних молния застегивается легко и сразу, у других – с невероятными мучениями, у третьих –просто расходится на полпути. В случае с Анной было ощущение, что она вообще это платье никогда не снимала. Образ обезумевший хищницы был прожит настолько красочно, эмоционально и уверенно, что было очевидно – актриса и роль нашли друг друга. Человеческая психика – это огромная конструкция со множеством винтиков и болтиков. И Анна, на мой взгляд, почти виртуозно обошлась с этим механизмом – в течение всего действа раскручивала эти винтики-болтики в нужной последовательности и с правильно выбранным темпом. И вот итог: в финале вся эта махина под названием «женская психика» с грохотом и треском летит на зрителя. В общем, Анну Дымант я открыл для себя заново.

Исходя из всего написанного, можно сделать определенный вывод – у классических и современных театров совершенно разные задачи. После академических постановок зритель выходит весь одухотворенный и с каким-то невероятным внутренним подъемом. Покидая, так сказать, «андерграундные» театры, он, наоборот, опускается на минус 3 этаж своей души. Бродя с фонариком по ее закоулкам, он делает много открытий – порой не самых приятных. Наверное, не случайно, во главе такого «нового» театра как «Психо Дель Арт» стоит бывший врач – ведь многие болезни современного общества надо лечить именно хирургическим путём и без всякой анестезии.

Арсений Веденин

Фото автора, Ольги Базуриной

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Man’s Best Friend: леденящие душу отношения Сабрины Карпентер

Спустя год после хитовой пластинки Short n’ Sweet Сабрина Карпентер выпустила новый альбом Man’s Best Friend. В нём она рассказывает о неудачных отношениях и рассуждает о природе мужчин (далеко не в их пользу). А в плане музыки следует проверенному с

Сериал «Дыши»: трогательная история о непростой женской судьбе

15 августа на сервисе Okko стартовал российский сериал «Дыши». Это многосерийный дебют Анны Кузнецовой, одержавшей победу на кинофестивале «Маяк-2023» с полным драмеди-метром «Каникулы». Поклонники фильма с нетерпением ждали новую работу режиссёра и

«Этим летом я стала красивой»: 4 причины посмотреть сериал

С 16 июля на платформе Amazon Prime Video выходит сериал «Этим летом я стала красивой». Хоть авторы шоу позиционируют его как подростковую драму, за развитием сюжета увлечённо наблюдают и взрослые зрители. Старшеклассница Белли отсчитывает дни в ожид

Рецензия на «Чужой: Земля» — многообещающее и жуткое возрождение франшизы

На стриминге Hulu вышли первые два эпизода сериала «Чужой: Земля». В нём ксеноморф вместе с другими инопланетными тварями оказывается на Земле в центре густонаселённого мегаполиса. А в это время крупнейшие корпорации планеты ведут ожесточённую гонку

«Уэнсдей», 2 сезон: готический Шерлок Холмс возвращается

6 августа на Netflix вышла первая часть 2 сезона нашумевшего сериала «Уэнсдей». По сюжету старшая дочь знаменитой семейки Аддамс поступает в академию монстров-изгоев Невермор, где в своё время учились её родители — Гомес и Мортиша. Но не учёбой едино

Новости ForPost

Метки

Хаяо Миядзаки комедия фильмы ужасов Театральная улица кино фильмы "Кинопоиск" Севастопольский театр оперы и балета живопись Модный показ фильмы 2023 Федюхины высоты Balenciaga опера мультфильмы 2023 фэнтези балет театр драмы "Психо Дель Арт" рэп Netflix Обзор детектив аниме 2024 Херсонес Таврический Психо Дель Арт художники Афиша Севастополя Севастополь Тейлор Свифт Игры 2025 Dior музыка Конкурс "Живая классика" мастер-классы ДКР День Победы рецензия выставка музыка 2024 театр Луначарского ЦГБ им. Л.Н.Толстого фильмы 2024 Театр имени Луначарского аниме 2025 Мода Charli XCX книги Театр им. Кукол СЦКиИ СевТЮЗ выставки сериалы 2023 праздник Золотая балка афиша Севастополь изоляция 9 мая Неделя моды мода и стиль российские фильмы мультфильмы сериалы 2024 поп-музыка арт-отель "Украина" игры 2024 Сергей Безруков Севастопольский ТЮЗ Аниме обзор аниме Херсонес Российские сериалы 2025 Клим Шипенко Фильмы 2025 K-pop музыка 2023 хоррор фестиваль Григорий Лифанов BLACKPINK Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Российские сериалы мультфильмы 2024 сериалы 2025 искусство Большой севастопольский офицерский бал Александр Петров День ВМФ концерт куда сходить Новый год спектакль коронавирус Крым театр Андрей Маслов игры 2023 спектакли Дворец культуры рыбаков карантин музыка 2025