#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ
Порою бывает не так просто в потоке осенних премьер выделить что-то действительно стоящее. Онлайн-кинотеатры и ТВ предлагают достаточное количество интересного контента. Но ведь согласитесь, главный критерий всегда остаётся неизменным – сильные эмоций и пища для размышлений. В нашу новую подборку новинок мы взяли именно такие сериалы: будут и мистические головоломки, и любовные переживания, и злободневные проблемы. «Перевал Дятлова», «Нежность», «Просто представь, что мы знаем», «Скользкий путь» – вот такие премьеры сегодня в центре нашего внимания.
«Перевал Дятлова», Россия, 2020 г., реж.: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев (онлайн-кинотеатр PREMIER, телеканал ТНТ)
Кинокритики окрестили «Перевал Дятлова» одним из главных российских сериалов 2020 года. Пожалуй, на это есть основания. Во-первых, тема трагической гибели группы Игоря Дятлова в российском игровом кино до сегодняшнего дня не поднималась. Была неплохая попытка у западных коллег. В 2013 году вышел фантастический триллер Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». Фильм снят в псевдодокументальном стиле и рассказывает о современной американской экспедиции к месту гибели туристов. Тогда картина вызвала небывалый всплеск интереса к происшествию в российских СМИ.
Новая история о перевале Дятлова также интересна своей необычной формой повествования. Серии расследования таинственного дела чередуются с реконструкцией хроники похода дятловцев, выдержанной в духе советского чёрно-белого кино. Чувствуется некая щемящая ностальгия по старым добрым «Девчатам», «Карьере Димы Горина», «Неотправленному письму» и другим атмосферным лентам 60-х. годов.
Нечётные серии «Перевала Дятлова» сняты в стилистике американского нуара: приглушённые тона, тёплый свет, зернистость. Ретро сегодня в моде, но при этом «Перевал Дятлова» не стилизован под плёнку. Он действительно на неё снят. По словам создателей, это был непростой, но полностью осознанный шаг. Авторы стремились передать фактуру того времени, его дух.
Ещё одна удача сериала – Пётр Фёдоров, воплотивший образ майора Костина, ведущего расследование. Словно взявший лучшее от героев Хичкока и Уайлдера – статный, в шляпе, в пальто, с тревожно-пронзительным взглядом – он идеально дополняет меланхоличное настроение кадра. Этот ищущий, неуспокоенный взор; это вечное ощущение чего-то неизведанного, того, что никогда нельзя будет прикрепить ни к одной доказательной базе – весьма необычный следователь для советских реалий. Но именно такой персонаж способен вести за собой зрителя до самого финала – к разгадке одной из главных мистических тайн СССР.
Расследование началось сразу после трагедии, случившейся с группой Дятлова. В итоге, на сегодняшний день, по разным подсчётам, существует от 75 до 100 и более версий гибели советских студентов. 27 января 1959 года они отправились в поход к горам Северного Урала. 1 февраля началось их восхождение на гору Холатчахль. В переводе с языка манси это означает «гора мёртвых». Местные жители верят, что гора священная и на ней обитают злые духи. Дятловцы не собирались на ней останавливаться, но по неясным причинам отклонились от маршрута и заночевали прямо на склоне горы. К утру здесь будут полураздетые тела с переломами и ссадинами, разрезанная изнутри палатка и разбросанные вещи. Что произошло в ту ночь, до сих пор остаётся неизвестным.
Сход лавины, нападение беглых заключённых, гибель от рук манси, атака браконьеров, ссора между туристами, воздействие испытываемого секретного оружия – какие только версии не выдвигались в ходе следствия. Были и совершенно фантастические – инопланетные контакты, страшные проклятия, нападение снежного человека, паранормальные явления. Вполне возможно, что «Перевал Дятлова», сделанный явно с мистическим уклоном, рассмотрит одну из таких версий. В любом случае, создатели, анонсируя премьеру, обещали поставить чуть ли не точку в этой запутанной истории.
Дело в том, что среди поклонников творчества сценариста Ильи Куликова, есть немало представителей силовых ведомств и в итоге у него на руках оказались оригинальные материалы уголовного дела и результаты доследования, которое проводилось в 2000-х. С нетерпением ждём развязки «Перевала Дятлова». Удивят ли?
«Нежность», Россия, 2020 г., реж.: Анна Меликян (онлайн-кинотеатр IVI)
Пожалуй те, кто следят за творчеством Анны Меликян, помнят её душевную лирическую короткометражку «Нежность», снятую в 2018 году. Героиня Виктории Исаковой, Елена Ивановна Подберёзкина – современная деловая женщина, без остатка отдающая себя карьере. Она уже давно предпочитает не замечать своего одиночества. До того самого момента, пока лучшая подруга не ставит под сомнение женскую привлекательность нашей героини и её способность вызывать у мужчин «любовные переживания первого уровня». Чтобы переспать с первым встречным, Елене Ивановне дали 24 часа. И вот когда уже почти не остаётся надежды опровергнуть такое несправедливое обвинение, она неожиданно встречает мужчину своей мечты…
Эту небольшую зарисовку о «любви в большом городе» Анна Меликян решила превратить в полноценную историю в 11 серий. Неожиданная встреча оборачивается таким же неожиданным расставанием. Но Елена Ивановна решает не сдаваться и, сломя голову, бросается на поиски своего принца. Эзотерические сеансы, помощь подруг, поездка в Сочи, случайные знакомства – героиня попадает в сумасшедший водоворот событий. Но именно в этом калейдоскопе потерь и обретений ей удаётся прислушаться к себе и наконец понять, чего же она действительно хочет от жизни.
Как и в предыдущих работах, Анна Меликян остаётся верна себе и своему режиссёрскому почерку – говорить о любви просто, тихо, без надрыва и с душой. «Нежность» – уверенное следование выбранному курсу. У картины какая-то обволакивающая лёгкость. В закадровом тексте, читаемым Хабенским, улавливаешь что-то от гениальной чеховской прозы, а в интонациях чтеца – те самые, ласкающие слух, сказочные нотки, которые так нам полюбились в «Ёлках».
Также надо отметить, что чёрно-белое решение кадра – это особый успех «Нежности». Глубже передаётся характер как главных персонажей, так и обеих столиц нашей родины. Что важно, оператор Всеволод Каптур не просто снимает кадр, а практически его пишет – как писал бы художник Возрождения свою картину, стремясь передать красоту человека. «Нежность» выглядит будто ода выдающемуся стилю таких легендарных операторов, как Теодор Дрейер, Сергей Урусевский, Вадим Юсов. А музыкальный ряд картины словно продолжает визуальный – обдаёт такой же нежностью, как и крупные планы Исаковой и Цыганова.
Новая работа Анны Меликян – это не просто череда отсылок к лучшим образцам советской и зарубежной классики (их в сериале действительно много), не просто ностальгия по доброте и человечности на экране. Это ещё и признание в любви к кино, как к искусству, способному сказать человеку по-человечески о чём-то важном. Когда-то в кино это умели делать. «Нежность», словно из того времени. Это кино, которое мы потеряли. Или обретаем вновь? Жизнь покажет…
«Просто представь, что мы знаем», Россия, 2020 г., реж.: Роман Волобуев (онлайн-кинотеатр «Кинопоиск HD»)
Нельзя сказать, что это одна из самых заметных премьер этой осени, но, тем не менее, режиссёрский проект бывшего кинообозревателя Романа Волобуева получил в целом положительные отзывы кинокритиков, взяв на «Кинопоиске» рейтинг 7,1. Неплохо, особенно для мини-сериала такой узко направленной тематики, как новые российские медиа.
В центре сюжета – три хваткие столичные «чики», которые отчаянно борются за подписчиков созданного ими Telegram-канала «ПЧМЗ». Расшифровка аббревиатуры, собственно и есть название сериала – «Просто представь, что мы знаем». Амбиции самонадеянных красоток зашкаливают, чего, правда, нельзя сказать о количестве читателей их канала. И для того, чтобы преодолеть отметку в 500 тысяч, они из любого «чиха» готовы сделать новость, но при этом, проверка фактов – не самая их сильная сторона. Однажды такая неосмотрительность приводит к тому, что девушки «заживо хоронят» известного в прошлом журналиста, «совесть нулевых», Евгения Малышева. А он тем временем возвращается в Москву, из которой бежал с семьёй пять лет назад, спасаясь от расправы.
Борьба современных медиа за своего читателя – настолько многоуровневая проблема, что в данном случае 4 серии выглядят как-то совсем неубедительно, если идёт речь о хотя бы частичном раскрытии темы. Неизвестно, планируют ли создатели снимать второй сезон, но пока проект Волобуева больше напоминает одну большую пилотную серию, где заявлено достаточно проблем и конфликтов, но в финале мы не получаем толком ни одной развязки. Однако, надо признать, «ПЧМЗ» сделан вкусно и уж очень на злобу дня.
Визуальный ряд – сочный, приятный. Глаза при просмотре отдыхают, словно на сеансе цветовой терапии. Уже избитый ход – визуализация бурной жизни в мобильных мессенджерах – в истории про Telegram-канал выглядит более, чем органично и полностью работает на идею сериала. Мы живём в такую страшную эпоху, когда всё человеческое обесценивается с той же скоростью, что и набираются сообщения в чатах. Волобуев говорит об очевидных вещах – смартфон стал уже не просто приоритетным источником нашей коммуникации, но и давно сформировавшейся альтернативной реальностью, населённой нашими цифровыми копиями.
Главные героини – Белла, Ира и Ксения – приехали из провинции в столицу за своей «порцией счастья». Созданный ими Telegram-канал «ПЧМЗ» – это попытка выжить в эпохе новых медиа, где газеты уже по сути умерли, глянцы – доживают свои последние годы, ТВ – уходит в Сеть. Девушки готовы чуть ли не под каждым кустом искать новостной повод. Единственное, в чём они ограничены – количество знаков очередной сенсации.
В «ПЧМЗ» Волобуев показывает новые медиа одной большой безжалостной системой, жертвами которой становятся как производители контента, так и его главные поставщики – люди со своими трагедиями и скелетами в шкафу. В гонке за подписчиками смещаются всевозможные ориентиры, а территория свободы, которую предоставляет пространство Telegram-канала опьяняет похлеще любого шота.
«ПЧМЗ» – это своего рода неутешительный диагноз современным медиа, и, в каком-то смысле, тоска по той классической журналистской школе, которую впитал в себя «акула пера нулевых» Евгений Малышев. Но разве у него есть выход? Время диктует свои правила и он будет вынужден адаптироваться к «эпохе новостей в 1000 знаков».
А вообще, надо признать, Волобуев в своём сериале не просто рассказал об отношениях власти и медиа в современной России (кстати, сделав немало отсылок к реальным СМИ и их ключевым лицам), а ещё и очень тонко намекнул на будущее новостных интернет-ресурсов. Да, да, видимо, уже недалёк тот день, когда легендарная «Meduza» с концами переедет в Telegram, а за ней подтянуться и остальные.
«Скользкий путь», Великобритания, 2020 г., реж.: Майкл Кейлор (онлайн-кинотеатр «Кинопоиск HD»)
Тонко, интеллектуально, глубоко – это, как правило, всегда про британские сериалы. Одна из таких осенних премьер – мини-сериал «Скользкий путь» с Хью Лори, снятый специально для BBC One. Получилась эдакая смесь политического триллера и социальной драмы.
Хотя, надо сказать, что политические интриги в этой картине выступают неким фоном для размышлений больше философского характера – о человеческих отношениях, о последствиях выбора, о власти эмоций над обстоятельствами. «Скользкий путь» рассказывает об амбициозном политике Питере Лоуренсе, занимающем в британском Кабинете пост министра транспорта, а позже – министра юстиции.
Он при каждом удобном случае называет себя «выходцем из народа» и призывает двигаться вперёд, не оглядываясь на ошибки прошлого. Однако в намерении провести серьёзные тюремные реформы кроется и личная заинтересованность – на горизонте появляется его незаконнорождённая дочь, отбывающая срок в колонии за банковские махинации.
Пожалуй, вся прелесть «Скользкого пути» в том, что он способен завладеть вниманием абсолютно всех категорий зрителей – даже тех, кто не интересуется международной политикой. Сценарист сериала Дэвид Хейер признался журналистам, что Питер Лоуренс, как и другие персонажи сериала, не имеет конкретного прототипа. Хейер создал параллельный мир, ничего не имеющего общего с реальностью.
Реальны лишь те ситуации, в которых всегда оказывается большой политик: палки в колёса от недоброжелателей, война с журналистами, раскапывающими нелицеприятные факты биографии, и главное – проверка на верность своим собственным идеалам и убеждениям. Лоуренс ратует за перемены, за свободу действий (это кредо он распространяет и на свою личную жизнь) и считает, что «Великую Британию надо определить заново», что «она не может строится только на ностальгии».
Однако Лоуренс нигде не встречает поддержки: ни у старых сотрудников министерства, осуждающих его законопроекты, ни у премьер-министра, для которой Питер – не более чем пешка в её большой игре. А жена с дочерьми и вовсе отдалились от него на критическое расстояние. Приверженец постоянного развития и движения вперёд, Лоуренс оказывается не в состоянии «перезагрузить» свой главный проект – собственную семью. Хотя, по ходу действия становится понятным, что шкала ценностей у амбициозного политика не так уж однозначна. В поисках внутреннего баланса он, так или иначе, терпит полное фиаско.
Пожалуй, если бы в Питере Лоуренсе было бы столько же решимости что-то реально менять, сколько и цинизма в докторе Хаусе (Хью Лори иногда им грешил в кадре), возможно, его политическая карьера сложилась бы по-другому. Но он лишь идёт на поводу эмоций и первого впечатления. А это, как известно, не всегда хороший советчик. И в жизни, и в политике.
Арсений Веденин
Фото: premier.one, ivi.tv, thoughtsabout.ru, gazeta.ru, farrahlovez55.medium.com, kino.mail.ru
Поделиться:
Похожие посты
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
«Аркейн»: подробно разбираем финал 2 сезона
Обложка: Fortiche Production, Riot Game
Славянское фэнтези: что это за жанр и почему он так популярен?
Новости ForPost
- Газопроводы и сети пройдут через крепость Чембало и другие ОКН Севастополя
- В Севастополе отменили только что введенное дорожное новшество
- Зачем в Севастополе четырёхэтажный дом уменьшают засыпанием первого этажа
- В Севастополе застройщика окончательно выгнали с общественной территории
- В Севастополе появится еще один памятник
- Апартаменты в севастопольской Орловке бросят вызов штормам
- Севастопольцы добиваются права не ездить только в одну сторону
- Севастополь потерял более 2 гектаров земель водного фонда в Байдарской долине
- Архсовет Севастополя одобрил памятник Галине Прозуменщиковой
- В Севастополе силовики проверяют информацию о взрывоопасном предмете