Такая разная Дева Мария
В художественном музее имени Крошицкого открылась выставка «Ave, Maria». Экспозиция носит камерный характер и построена вокруг почитаемого образа Девы Марии. Вниманию посетителей представлено более двадцати произведений западноевропейского и русского искусства XVI-XIX веков: чувственные картины и иконы, невозмутимо смотрящие в человеческую душу.
Почитание Девы Марии проявилось особенно ярко в европейском изобразительном искусстве, начиная с эпохи Возрождения. В Италии её величают Мадонной и пишут картины с восхвалением её красоты и земного подвига. В России же её называют Богоматерью, формируя вокруг образа духовное пространство.
На этой выставке драматизм и возвышенный пафос, душевные подъёмы и порывы гармонично существуют со строгими канонами, где мы наблюдаем отсутствие всякой чувственности. Если художники эпохи Возрождения отдавали предпочтение эмоциональной составляющей картины, то иконописцы творили в совершенно противоположном ключе. Но в их работах всё равно читается определенная эстетика, а глубина создаваемого образа – будто бы неземная, из других пространств. С иконами на Руси всегда связывали надежду на защиту и спасение. Взять хотя бы «Фёдоровскую икону Божьей матери», которая особенно почиталась всеми представителями дома Романовых.
Стоит отметить, что несколько картин, экспонируемых на выставке, связаны с художественными вкусами членов императорской семьи. Работы принадлежат кисти Рафаэля Санти – одного из величайших мастеров итальянского Возрождения. В экспозиции представлено несколько старинных копий со знаменитых произведений художника. Раньше они находились в Эрмитаже, затем были перевезены в отстроенный для семьи Романовых Ливадийский дворец, а уже потом оказались в Севастополе.
Посетителям стоит обратить внимание на любимое во всем мире произведение римского периода «Мадонна в кресле». Сейчас картина экспонируется в музейном дворце «Палаццо Питти» во Флоренции. Акварельная копия была мастерски выполнена неизвестным художником XIX века в одной из самых сложных графических техник. Эта работа находилась в Ливадийском дворце в покоях императрицы, о чем свидетельствует фотография на развороте альбома, посвященного этому дворцу, выставленного в вертикальной витрине.
Камерный формат выставки смог объединить в себе разные направления европейского христианского искусства, которые не противоречат друг другу, а взаимно обогащаются. Итальянская школа и русская традиция так не похожи, но в одном они едины – в своём искреннем почитании Девы Марии и душевной любви к ней.