Существует ли идеальный театр?
Друзья, а вы никогда задумывались, как протекает в театре закулисная жизнь? Уверены, что задумывались и не раз. Ведь согласитесь, любопытно, что стоит за той выточенной картинкой, которую мы видим после открытия занавеса. Интересно, по ту сторону рампы также всё идеально? Об идеальном театре однажды очень хорошо высказался Анатолий Эфрос. Эти строки мастера никогда не потеряют своей актуальности в театральном мире.
«Существует ли театр, в котором…:
⠀
— актриса не скандалила бы с костюмершей, а костюмы были приготовлены в срок;
— где дырку в заднике зашивали бы без дополнительной просьбы;
— где не ругали бы автора, как только он выйдет за дверь, а он бы, в свою очередь, не шептал бы на ухо режиссёру о том, что ему ненавистен такой-то актёр;
— где не было бы злых глаз у тех, кто в новом спектакле не занят, и дружба и художественное взаимопонимание продолжались бы вне зависимости от того, участвует актёр в данной работе или нет;
— где режиссёр умел бы хорошо проводить репетицию и являлся бы для всех примером;
— где актёры приходили бы на репетицию не на 10 минут позже, а на 10 минут раньше;
— где понимали бы, что спектакль — это тонкая музыка, а не бренчание на рояле;
— где знали бы, что такие понятия, как новое и старое, — понятия относительные и меняются беспрерывно;
— где не удовлетворялись бы своим чисто внешним положением в искусстве;
— где не играли бы на публику;
— где не сулили бы об успехе спектакля в зависимости от громкости смеха публики и количества аплодисментов;
— где было бы уютно в репетиционных помещениях;
— где актёры бы физически разминались перед началом работы и не выглядели бы заспанными или чем-то посторонним расстроенными уже с утра; — где в постановочной части не говорили бы «нет» прежде, чем что-то обдумать;
— где на собраниях разговаривали бы на творческие темы;
— где не сообщали бы о своей болезни за 15 минут до начала репетиции;
— где бы чувствовали цельность спектакля и заботились о том, чтобы эта цельность сохранялась;
— где бы презирали свои штампы;
— где бы не сидели на репетициях с напускным равнодушием, дабы не показаться слишком зависимым;
— где бы в кулуарах не повышали друг на друга голоса;
— где бы подготавливали самостоятельные интересные художественные программы, вместо того чтобы зарабатывать деньги на старом избитом концертном репертуаре;
— где бы хорошо понимали, что такое пошлость, и умели бы её избегать;
— где бы любили искусство, а не себя в искусстве, как когда-то сказал чудак Станиславский.
⠀
Конечно, такой театр есть. Только где он? И как туда проехать?»
⠀