«Страх и трепет» Сёрена Кьеркегора: отложить до лучших времён

10-03-2022 17:48

В сегодняшние непростые времена у многих книгоманов есть потребность в серьёзном философском чтиве. Если у вас соответствующий настрой, то роман Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет» должен заинтересовать. Но предупреждаем — к чтению этого произведения нужно подготовиться. Почему, объясняет Павел Кухмиров.

Если коротко, то это произведение о вере в Бога. Да и вообще о вере в контексте религиозного чувства. И вот ведь интересно, как всё совпало: эту книгу я запланировал заранее (я вообще сейчас начал всё планировать), но я даже представить себе не мог, что книга о таких глубоких вещах придётся на такой момент. Да и то верно: сейчас самое время читать о вере в Бога.

Сразу оговорюсь: в связи со спецификой книги, я не вижу смысла писать о её литературных достоинствах. Хотя, они есть: книга со столь сложной тематикой написана очень лёгким и доступным языком, что отнюдь не типично. Но это тот случай, когда литературность значения не имеет. Так что поговорим о смыслах.

Для начала, что такое экзистенциализм в принципе. Если коротко – это учение о целостности. По крайней мере, именно так понимаю его я. Именно этим он противопоставляется господствующей ныне философии рационализма, которая наоборот лишает мир единства, делит его на объект и субъект, этику и эстетику и так далее. Что вызывает целый ряд экзистенциальных проблем у современного человека. Разрывающий его когнитивный диссонанс, сути которого сам страдающий человек понять не может.

Попытаюсь объяснить о чём я. Правда, объяснение может получиться локальным. Так сказать, для понимающих. Ну, извините: как могу. В конце концов, я сам не один день приходил к таким мыслям. Ну, так вот, одними из главных экзистенциалистских произведений мировой литературы являются «Тошнота» Жана-Поля Сартра, «Чума» Альбера Камю, «Бегство от свободы» Эриха Фромма и даже «Записки из подполья» Фёдора Михайловича Достоевского (который, как мне теперь понятно, был тот ещё экзистенциалист).

Для тех, кто читал хотя бы одно из этих произведений, сейчас вообще всё должно было встать на место и прийти полное понимание, о чём речь. Особенно это касается Сартра – там вообще концентрированный экзистенциальный ужас человека перед расщеплённым миром. Тот самый «страх» и тот самый «трепет», на которые намекает Кьеркегор. А дело в том, что в рамках нынешнего рационалистического взгляда на мир, человек от этого самого мира отделён: более того – он ему противопоставлен. Он – субъект, а мир – объект. Здесь же предлагается радикальное иное понятие – экзистенция. То есть, некое единства субъекта и объекта. Наблюдаемого с наблюдателем. Человека с миром. А быть может даже и с Богом. Хотя, здесь я мог и погорячиться.

Фото: zen.yandex.ru/boxing

Примерно о таких вещах пишет Кьеркегор. Его рассуждение о Боге – это метафорическое размышление о смысле, которое он проводит на примере библейской притчи об Аврааме и Исааке. О том, насколько пугающе величественна эта история. Если коротко, то по сути он развеивает все аргументы материалистов, сводящих веру к чему-то приземлённому и укоренённому в нашей объективной реальности. Он показывает, что вера не имеет ничего общего ни с этикой, ни с совестью, ни с каким-то абстрактным «нравственным законом внутри нас». Что она – это нечто всечеловеческое, иномирное и стоящее за пределами рациональной системы координат. И что именно она даёт человеку внутреннюю целостность. Именно в её рамках становятся единым целым этика и эстетика, объект и субъект, человек и мир.

Собственно, как-то так. Объяснил, как смог. Рекомендовать к прочтению без подготовки я (причём, долгой подготовки) эту книгу не буду ни в коем случае. Можете, конечно, попытаться, но мне даже интересно, что у вас из этого получится. Только если вас самих очень интересует эта тема. Но, главное: эта книга требует погружения. Без компромиссов. Её надо читать внимательно и следить за мыслью. Которая движется довольно быстро.

Моей большой ошибкой было браться за Кьеркегора сейчас, когда голова по понятным причинам забита абсолютно другими вещами. Когда сосредоточиться на духовном и глубоком невозможно в принципе. Если вы понимаете, о чём я. И коли вы в похожем положении – лучше отложите эту книгу до момента, когда у вас будет и возможность, и должный внутренний настрой: то есть спокойствие и сосредоточенность. Естественно, если вас вообще интересует то, о чём в ней написано.

Приятного чтения, друзья. И храни вас Бог, где бы вы ни находились в это тяжёлое время. Помните: всё проходит. Пройдёт и это.

Павел Кухмиров

Заглавное фото: eksmo.ru

 187 Всего просмотров



«Страх и трепет» Сёрен Кьеркегор,

Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе отметили 100-летие со дня основания пионерии

В этом году праздник детства и юности отметили с размахом. Из-за пандемии коронавируса шествие в честь Дня детских организаций не проводилось два года. Торжественный парад, концерты, мастер-классы, фестиваль технического творчества — подробнее в наше

Мир ненужных мужчин: музыкальная карикатура как ответ современным реалиям

В этом клипе каждый мужчина узнает себя — убеждены севастопольский музыкант Алексей Процко и поэт Юрий Бойчук. Исполнитель и автор песни «Мир ненужных мужчин» предупреждают: клип обладает стойким антинарциссическим эффектом, вполне возможно появится

«Мода на традиции»: программа «Ночи музеев» в Севастополе

18 мая традиционно празднуется Международный день музеев. Уже совсем скоро, с 21 на 22 мая, пройдёт одно из главных ежегодных событий — Всероссийская акция «Ночь музеев». В этот раз оно посвящено Году культурного наследия народов России. В Севастопол

К выпуску готовится первый сериал по сценарию нейросети

В России появится сериал, основанный на сценарии нейросети, обученной на комедийных хитах СТС, - сообщает Подробнее

«Золотая кладовая» и иммерсивный театр: программа «Ночи музеев» в Херсонесе

Мероприятия «Ночи музеев» в Херсонесе Таврическом посвящены истории древнего города. От эпохи античности до наших дней — всё в формате театрализованных представлений. Гостей также ждут мастер-классы, световое шоу, уличные представления и экскурсии.

Новости ForPost

Метки

Мастер и Маргарита Сергей Безруков СЦКиИ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Балаклава День Победы Сергей Шнуров кинофестиваль Святой Владимир Дворец культуры рыбаков балет Эрмитаж 75 лет Победы Андрей Маслов История онлайн-марафон театр Луначарского Театр им. Кукол художник СевТЮЗ творчество праздник Крымский военно-исторический фестиваль Григорий Лифанов Театр Лавренёва Zакрытый покаZ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Международный день танца Новый год Клим Шипенко концерт мастер-классы Динопарк Виталий Либа книги Большой севастопольский офицерский бал Мариинский театр ДКР живопись Крым самоизоляция Великая Отечественная война Фонд «Живая классика» Молодёжь Севастопольский ТЮЗ Большие гастроли карантин Картины Музей обороны Севастополя Психо Дель Арт фильмы выставки Михаил Булгаков Опера в Херсонесе театр драмы "Психо Дель Арт" Конкурс красоты коронавирус Фёдор Достоевский Живая классика Херсонес Таврический Театральная улица Море Афиша Севастополя искусство Золотая балка Россия опера Ольга Панкратова Анна Каренина танцы музыка Достоевский изоляция дети Санкт-Петербург Севастопольский театр оперы и балета художники Конкурс "Живая классика" театр поэзия спектакль кино «Оперные вечера в Севастополе» Александр Петров выставка Музеи онлайн VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Лев Толстой пандемия Таврида-АРТ Херсонес День ВМФ арт-отель "Украина" Севастополь спектакли фестиваль Валерий Либа 9 мая ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр имени Луначарского Федюхины высоты