«Страх и трепет» Сёрена Кьеркегора: отложить до лучших времён
В сегодняшние непростые времена у многих книгоманов есть потребность в серьёзном философском чтиве. Если у вас соответствующий настрой, то роман Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет» должен заинтересовать. Но предупреждаем — к чтению этого произведения нужно подготовиться. Почему, объясняет Павел Кухмиров.
Если коротко, то это произведение о вере в Бога. Да и вообще о вере в контексте религиозного чувства. И вот ведь интересно, как всё совпало: эту книгу я запланировал заранее (я вообще сейчас начал всё планировать), но я даже представить себе не мог, что книга о таких глубоких вещах придётся на такой момент. Да и то верно: сейчас самое время читать о вере в Бога.
Сразу оговорюсь: в связи со спецификой книги, я не вижу смысла писать о её литературных достоинствах. Хотя, они есть: книга со столь сложной тематикой написана очень лёгким и доступным языком, что отнюдь не типично. Но это тот случай, когда литературность значения не имеет. Так что поговорим о смыслах.
Для начала, что такое экзистенциализм в принципе. Если коротко – это учение о целостности. По крайней мере, именно так понимаю его я. Именно этим он противопоставляется господствующей ныне философии рационализма, которая наоборот лишает мир единства, делит его на объект и субъект, этику и эстетику и так далее. Что вызывает целый ряд экзистенциальных проблем у современного человека. Разрывающий его когнитивный диссонанс, сути которого сам страдающий человек понять не может.
Попытаюсь объяснить о чём я. Правда, объяснение может получиться локальным. Так сказать, для понимающих. Ну, извините: как могу. В конце концов, я сам не один день приходил к таким мыслям. Ну, так вот, одними из главных экзистенциалистских произведений мировой литературы являются «Тошнота» Жана-Поля Сартра, «Чума» Альбера Камю, «Бегство от свободы» Эриха Фромма и даже «Записки из подполья» Фёдора Михайловича Достоевского (который, как мне теперь понятно, был тот ещё экзистенциалист).
Для тех, кто читал хотя бы одно из этих произведений, сейчас вообще всё должно было встать на место и прийти полное понимание, о чём речь. Особенно это касается Сартра – там вообще концентрированный экзистенциальный ужас человека перед расщеплённым миром. Тот самый «страх» и тот самый «трепет», на которые намекает Кьеркегор. А дело в том, что в рамках нынешнего рационалистического взгляда на мир, человек от этого самого мира отделён: более того – он ему противопоставлен. Он – субъект, а мир – объект. Здесь же предлагается радикальное иное понятие – экзистенция. То есть, некое единства субъекта и объекта. Наблюдаемого с наблюдателем. Человека с миром. А быть может даже и с Богом. Хотя, здесь я мог и погорячиться.
Фото: zen.yandex.ru/boxing
Примерно о таких вещах пишет Кьеркегор. Его рассуждение о Боге – это метафорическое размышление о смысле, которое он проводит на примере библейской притчи об Аврааме и Исааке. О том, насколько пугающе величественна эта история. Если коротко, то по сути он развеивает все аргументы материалистов, сводящих веру к чему-то приземлённому и укоренённому в нашей объективной реальности. Он показывает, что вера не имеет ничего общего ни с этикой, ни с совестью, ни с каким-то абстрактным «нравственным законом внутри нас». Что она – это нечто всечеловеческое, иномирное и стоящее за пределами рациональной системы координат. И что именно она даёт человеку внутреннюю целостность. Именно в её рамках становятся единым целым этика и эстетика, объект и субъект, человек и мир.
Собственно, как-то так. Объяснил, как смог. Рекомендовать к прочтению без подготовки я (причём, долгой подготовки) эту книгу не буду ни в коем случае. Можете, конечно, попытаться, но мне даже интересно, что у вас из этого получится. Только если вас самих очень интересует эта тема. Но, главное: эта книга требует погружения. Без компромиссов. Её надо читать внимательно и следить за мыслью. Которая движется довольно быстро.
Моей большой ошибкой было браться за Кьеркегора сейчас, когда голова по понятным причинам забита абсолютно другими вещами. Когда сосредоточиться на духовном и глубоком невозможно в принципе. Если вы понимаете, о чём я. И коли вы в похожем положении – лучше отложите эту книгу до момента, когда у вас будет и возможность, и должный внутренний настрой: то есть спокойствие и сосредоточенность. Естественно, если вас вообще интересует то, о чём в ней написано.
Приятного чтения, друзья. И храни вас Бог, где бы вы ни находились в это тяжёлое время. Помните: всё проходит. Пройдёт и это.
Павел Кухмиров
Заглавное фото: eksmo.ru