«Страх и трепет» Сёрена Кьеркегора: отложить до лучших времён

10-03-2022 17:48

В сегодняшние непростые времена у многих книгоманов есть потребность в серьёзном философском чтиве. Если у вас соответствующий настрой, то роман Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет» должен заинтересовать. Но предупреждаем — к чтению этого произведения нужно подготовиться. Почему, объясняет Павел Кухмиров.

Если коротко, то это произведение о вере в Бога. Да и вообще о вере в контексте религиозного чувства. И вот ведь интересно, как всё совпало: эту книгу я запланировал заранее (я вообще сейчас начал всё планировать), но я даже представить себе не мог, что книга о таких глубоких вещах придётся на такой момент. Да и то верно: сейчас самое время читать о вере в Бога.

Сразу оговорюсь: в связи со спецификой книги, я не вижу смысла писать о её литературных достоинствах. Хотя, они есть: книга со столь сложной тематикой написана очень лёгким и доступным языком, что отнюдь не типично. Но это тот случай, когда литературность значения не имеет. Так что поговорим о смыслах.

Для начала, что такое экзистенциализм в принципе. Если коротко – это учение о целостности. По крайней мере, именно так понимаю его я. Именно этим он противопоставляется господствующей ныне философии рационализма, которая наоборот лишает мир единства, делит его на объект и субъект, этику и эстетику и так далее. Что вызывает целый ряд экзистенциальных проблем у современного человека. Разрывающий его когнитивный диссонанс, сути которого сам страдающий человек понять не может.

Попытаюсь объяснить о чём я. Правда, объяснение может получиться локальным. Так сказать, для понимающих. Ну, извините: как могу. В конце концов, я сам не один день приходил к таким мыслям. Ну, так вот, одними из главных экзистенциалистских произведений мировой литературы являются «Тошнота» Жана-Поля Сартра, «Чума» Альбера Камю, «Бегство от свободы» Эриха Фромма и даже «Записки из подполья» Фёдора Михайловича Достоевского (который, как мне теперь понятно, был тот ещё экзистенциалист).

Для тех, кто читал хотя бы одно из этих произведений, сейчас вообще всё должно было встать на место и прийти полное понимание, о чём речь. Особенно это касается Сартра – там вообще концентрированный экзистенциальный ужас человека перед расщеплённым миром. Тот самый «страх» и тот самый «трепет», на которые намекает Кьеркегор. А дело в том, что в рамках нынешнего рационалистического взгляда на мир, человек от этого самого мира отделён: более того – он ему противопоставлен. Он – субъект, а мир – объект. Здесь же предлагается радикальное иное понятие – экзистенция. То есть, некое единства субъекта и объекта. Наблюдаемого с наблюдателем. Человека с миром. А быть может даже и с Богом. Хотя, здесь я мог и погорячиться.

Фото: zen.yandex.ru/boxing

Примерно о таких вещах пишет Кьеркегор. Его рассуждение о Боге – это метафорическое размышление о смысле, которое он проводит на примере библейской притчи об Аврааме и Исааке. О том, насколько пугающе величественна эта история. Если коротко, то по сути он развеивает все аргументы материалистов, сводящих веру к чему-то приземлённому и укоренённому в нашей объективной реальности. Он показывает, что вера не имеет ничего общего ни с этикой, ни с совестью, ни с каким-то абстрактным «нравственным законом внутри нас». Что она – это нечто всечеловеческое, иномирное и стоящее за пределами рациональной системы координат. И что именно она даёт человеку внутреннюю целостность. Именно в её рамках становятся единым целым этика и эстетика, объект и субъект, человек и мир.

Собственно, как-то так. Объяснил, как смог. Рекомендовать к прочтению без подготовки я (причём, долгой подготовки) эту книгу не буду ни в коем случае. Можете, конечно, попытаться, но мне даже интересно, что у вас из этого получится. Только если вас самих очень интересует эта тема. Но, главное: эта книга требует погружения. Без компромиссов. Её надо читать внимательно и следить за мыслью. Которая движется довольно быстро.

Моей большой ошибкой было браться за Кьеркегора сейчас, когда голова по понятным причинам забита абсолютно другими вещами. Когда сосредоточиться на духовном и глубоком невозможно в принципе. Если вы понимаете, о чём я. И коли вы в похожем положении – лучше отложите эту книгу до момента, когда у вас будет и возможность, и должный внутренний настрой: то есть спокойствие и сосредоточенность. Естественно, если вас вообще интересует то, о чём в ней написано.

Приятного чтения, друзья. И храни вас Бог, где бы вы ни находились в это тяжёлое время. Помните: всё проходит. Пройдёт и это.

Павел Кухмиров

Заглавное фото: eksmo.ru

Loading



«Страх и трепет» Сёрен Кьеркегор,

Поделиться:

Похожие посты

«Ёмкость» своих смыслов показал симферопольский художник в Севастополе

Художник-график из Симферополя Виктор Нефёдов представил в Севастополе персональную выставку под названием «Ёмкость» (12+) — небольшую ретроспективу своего творчества, охватывающую работы, разработанные на протяжении более десяти лет.
Обложка: Р

Труды полувекового творчества представили преподавательницы художественной школы Севастополя

В Севастополе открылась выставка (12+) двух преподавателей детской художественной школы: Зинаиды Гурьевой и Елены Соповой. В экспозиции представлены работы, созданные за почти полвека — с 1978 по 2025 годы, демонстрируя творческий путь двух мастеров,

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

В Севастополе трагедию разрушения превратили в искусство выставкой «Пожары»

Показать, как искусство преображает трагическое в прекрасное. Вот главный посыл фотопроекта «Пожары» (6+), который открылся в культурном пространстве «10й дом». Это совместная работа фотографа Евгении Голобурдиной и художницы Аллы Лебеденко. Выставка

Новости ForPost

Метки

игры 2023 хоррор музыка Netflix игры 2024 мультфильмы рецензия книги Новый год фестиваль Клим Шипенко Обзор Balenciaga сериалы 2024 Севастопольский ТЮЗ Charli XCX Музей-заповедник "Херсонес Таврический" живопись Российские сериалы искусство театр ДКР мультфильмы 2023 выставки карантин художники Мода Неделя моды в Париже поэзия спектакль Федюхины высоты СЦКиИ Золотая балка концерт Крым Конкурс "Живая классика" музыка 2025 9 мая Севастопольский театр оперы и балета рэп фэнтези Афиша Севастополя куда сходить Билли Айлиш BLACKPINK фильмы Российские сериалы 2025 театр драмы "Психо Дель Арт" K-pop арт-отель "Украина" музыка 2023 Dior СевТЮЗ аниме 2025 Александр Петров День Победы фильмы 2024 праздник кино Херсонес Таврический комедия Большой севастопольский офицерский бал Модный показ "Кинопоиск" обзор аниме Игры 2025 Театр им. Кукол изоляция коронавирус сериалы 2023 мастер-классы фильмы 2023 сериалы 2025 Психо Дель Арт российские фильмы аниме 2024 Херсонес Севастополь мультфильмы 2024 театр Луначарского Аниме спектакли Дворец культуры рыбаков балет фильмы ужасов Фильмы 2025 поп-музыка афиша Севастополь Неделя моды музыка 2024 детектив мода и стиль современное искусство Театр имени Луначарского Хаяо Миядзаки Григорий Лифанов опера выставка Тейлор Свифт Театральная улица