Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?
Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — фильм по мотивам произведений советского фантаста Кира Булычева. Стоит ли его смотреть, разбиралась ForPost-Афиша.
Фото обложки: «Централ Партнершип»
Давно не виделись
Алиса Селезнёва — героиня, на которой выросло не одно поколение детей. В 1978-ом из-под пера Кира Булычева вышел целый цикл о «супердевочке». Экранизации не заставили себя долго ждать: «Гостья из будущего» и «Тайна третьей планеты» известны практически каждому жителю постсоветского пространства. Мода на импортозамещение даёт о себе знать, поэтому «прекрасное далёко» вернулось вслед за «Летучим кораблём».
В тему: «Летучий корабль»: нелепая эксплуатация сказки
Хорошая новость в том, что кинолента не намерена заменить старые экранизации. Она бережно хранит память о них, но существует отдельно в параллельной, осовремененной вселенной. Отсылки на старые кинохиты периодически прорываются в кадр, но больше как дань уважения, нежели претенциозная попытка стать лучше предшественников. Не превращая научную фантастику в мюзикл, песенная часть лишь сопровождает основные события сюжета и задаёт им темп. Знаменитая космическая мелодия от Александра Зацепина мимолётно звучит при разговоре пилота (который похож на Ушана из «Тайны третьей планеты») и не пытается выдавить из зрителя ностальгию.
Кадр: «Централ Партнершип»
Это хорошая тактика, чтобы не конкурировать с советским кино. Плюс — возможность встраивать в канву повествования любые фрагменты по видению режиссёра. Так что приятным подарком для аудитории станет лёгкое супергеройское послевкусие, как в лучшие годы студии «Marvel» («Мадам Паутину» в расчёт не берём).
В тему: «Мадам Паутина»: уценённая супергероика
От супергероики тут есть ещё один прием — главный герой Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) часто ломает четвёртую стену и обращается к зрителям, чтобы внести ясность в происходящее (порой опускаясь до примитивности).
Кадр: «Централ Партнершип»
Планета настолько очистилась
Пока 11-классник Коля пытается завоевать сердце одноклассницы Алтухиной (Софья Цибирева) в 2024 году, Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) в той же Москве, но уже в 2124 году, обучается боевому искусству. Цель у девушки благородная — она хочет спасти мать (Виктория Исакова), которая пропала во время битвы с космическими пиратами. Алиса верит, что она жива, а виной её исчезновения стал разрыв пространственно-временного континуума. Самое забавное, что сам Булычев ни разу не упоминал этот феномен в своей повести, зато в фильме эту фразу вы будете слышать часто.
Кадр: «Централ Партнершип»
Второстепенные персонажи не менее интересны. Отец Алисы в исполнении Константина Хабенского и робот Вертер в озвучке Фёдора Бондарчука однозначно подкупают. Злодеи тоже не подводят, если не ожидать от них глубокой мотивации и проработки. Александр Петров в роли Весельчака У будет восприниматься примерно так же, как Локи. Он часто перебрасывается колкостями с другими героями, выбивается из общепринятого контекста, да и в целом разбавляет серьёзность повествования. С другим пиратом ситуация веселее. Каким бы грозным Глота (Юрий Борисов) не пытались выставить гримёры, прямая ассоциация с Фейд-Раутой из второй «Дюны» возникает сама собой.
В тему: Дюна 2: чего ожидать от фильма?
Кадр: «Централ Партнершип»
Ещё одна приятная фишка в стиле Марвел — камео сценариста. Александр Золотарёв (который работал над «Словом пацана») появляется на несколько минут в излюбленном образе журналиста. Помимо хичкоковской детали со своей основной работой он справляется тоже хорошо. В картине нет большого количества пафосных цитат, которые «бросают» зрителю в лицо сравнение с предыдущими экранизациями. Это тот самый случай, когда послужной список прошлых работ задаёт высокие ожидания и оправдывает их.
Кадр: «Централ Партнершип»
Проработка графики Москвы будущего выше всяких похвал. Над ней для фильма работали больше года, и это чувствуется. Здесь не будет прямых нареканий о том, как нужно беречь природу. Этот вывод напрашивается сам и не транслируется в духе актуальной эко-повестки. Учитывая, что режиссёр картины Александр Андрющенко дебютант в жанре блокбастера, — смелый шаг оправдал себя. Слава богу, с его «Ёлками» этот фильм ничего общего не имеет. Живое, динамичное и многослойное путешествие в стиле «Всё, везде и сразу» стоит двух с половиной часов заявленного экранного времени.
Кадр: «Централ Партнершип»
Анастасия Скалдина