Сшить, нельзя выбросить: апсайклинг от спортивных брендов
Кажется, что эко-катастрофы — результат только масштабных процессов: вырубки деревьев или слива отходов. Но не меньше планете вредят быстроменяющиеся тренды. Новая одежда приносит радость: многие ходят по магазинам, чтобы отдохнуть и отвлечься. Но активный шоппинг опасен не только переполненным шкафом, но и другими, более серьёзными последствиями. «Стоп» быстрой моде уже объявляют звёзды и модные бренды. Что такое апсайклинг и как «мастодонты спорта» поддерживают эко-дизайнеров, узнаем в этом материале.
Flower Power
Переработка и вторичное использование одежды — уже давно не новые явления. Человечество забеспокоилось об экологических проблемах ещё во второй половине прошлого века. Именно тогда начали создаваться организации и движения за защиту окружающей среды, вроде Greenpeace. В 1970-ом году была проведена первая акция «День Земли», которая стала ежегодным праздником, объединяющим неравнодушных людей по всему миру.
На 60-е и 70-е в США пришёлся первый «бум» секонд-хендов, докатившийся и до нас. Одной из причин стала война во Вьетнаме, которая породила протестное движение «хиппи». Молодёжь выступала за пацифизм, единение с природой и духовное развитие. В том числе они отвергали массовую культуру потребления. Подростки не брезговали поношенными и даже рваными вещами, иногда перекрашивали и перешивали их. «Дети цветов» творчески подходили к внешнему виду. Они носили много аксессуаров, плели браслеты, бусы и другие украшения.
Из князи в грязи
Сегодня акты дарения «второй жизни» одежде получили свои названия. Самым радикальным, после полной утилизации, является ресайклинг (от англ. «recycling» — повторный цикл, переработка). В этом случае отсортированный «мусор» проходит промышленную механическую или химическую обработку. Например, хлопок измельчают, а пластик переплавляют. В итоге от прежних форм не остаётся и следа. Летнее платье может превратиться как в полотенце или подушку, так и в звукоизоляцию для стен.
Это лучше, чем если бы вещи продолжали лежать мёртвым грузом или были просто сожжены. Но на свалке оказываются как совсем затёртые базовые футболки, так и ещё «живые» и даже дизайнерские предметы гардероба.
Одежда в умелые руки
На волне массовых закрытий крупных сетей магазинов, мы снова обратились к поставщикам «вторички» из Европы. В прошлом году, как писали СМИ, продажи в секонд-хендах выросли аж в два раза. Молодые люди не собирались мириться с ограничениями и отказывать себе в следовании трендам. Поэтому в соцсетях стали набирать популярность видео не только с модными находками и примеркой, но и с креативными идеями для переделки под актуальные фасоны.
Новый (старый) подход к моде получил название апсайклинг (от англ. «upcycling» — вторичное использование, более широкое применение). В отличие от полной переработки, такой способ не предполагает движение вниз по колесу сансары. Апсайклинг направлен только на улучшение, которое может включать как простой ремонт, так и абсолютно новый взгляд на вещь. Одежду можно декорировать, дополнять вышивкой, чтобы скрыть изъяны, или резать на лоскуты и сшивать заново. Самое главное — сохранить её уникальность, например, цвет или принт. Но в то же время вдохнуть новую жизнь.
«Движение к нулю»
Апсайклинг — творческий процесс, в который автор может вкладываться не меньше, чем модный дизайнер при изначальном создании одежды. Сегодня среди ведущих фэшн-экспертов есть и те, кто специализируется именно на переработке и создании собственных коллекций. И хотя многие из них ещё не снискали мировой славы, к некоторым уже охотно обращаются известные бренды.
Компанию Nike можно считать опытным эко-активистом: Nike Grind, Nike Refurbished, Nike Recycling&Donation и другие запуски. Сейчас они продолжают активно сотрудничать с проектом по переработке одежды Greater Goods, основанным дизайнером Джеймусом Тейлором. Их совместная программа Nike Re-Creation с местными винтажными «нотками» успешно прошла в мае прошлого года в Лос-Анджелесе. Теперь авторы сместили фокус на удобные спортивные фасоны. Они представили «лоскутную» капсулу оверсайзных костюмов, курток, футболок и нескольких оригинальных сумок.
«Nike Re-Creation — это ещё один шаг вперёд на пути «Движения к нулю»: к будущему без выбросов углерода и без отходов», — гласит подпись на официальном сайте. Летом после дебюта в Лондоне Nike расширят программу парижским отделением. Там представят совместную работу с дизайнером Сарой Мох.
Реанимируем «мёртвые запасы»
Объединением эко-активистов занимаются и Adidas. В 2019 году компания создала творческое пространство The Future Studio. Идея заключалась не только в продвижении обувных новинок, но и в привлечении молодых «творцов». «Нас пригласили «возиться с прошлым и при этом создавать что-то для будущего», — рассказывает один из художников. Всего в команде было 11 человек, в числе которых была и владелица собственного апсайкл-бренда Мелисса Минки.
Дизайнер вручную создаёт одежду, пропагандирует устойчивую моду и «методы, лежащие в её основе». «Я хочу показать людям, что это не обязательно должно быть намного дороже, и что это круто», — заявляет она. Несмотря на первый волнительный опыт работы в команде, девушка создала несколько ярких ассиметричных платьев, также белый костюм и боди с чёрными лого Adidas. В ход шли вещи из старых коллекций, «мёртвых запасов», остатки тканей и даже носки.
Мы живём во времена, когда каждый из нас может внести свой вклад в борьбу за благополучие планеты и даже получить от этого удовольствие. Поэкспериментировать со своим устаревшим гардеробом или примерить что-то «эдакое» от других «творцов». Конечно, апсайклинг не сможет полностью заменить производство новых вещей. Но это тренд, который в силах снизить стремительно нарастающую нагрузку на нас, наши кошельки и природу.
Таисия Сариева
Фото: nike.com, melisaminca.com, fizzymag.com, sourcingjournal.com, gq.com, freepik.com, социальные сети дизайнеров.