Средство от смерти, непохожей на ветер

07-11-2019 16:54

«Вселенная в спичечном коробке» — в интервью, посвященных фильму «Сторож», его создатель Юрий Быков часто упоминает эту фразу. Но также вселенная — в глазах смотрящего. Давайте попутешествуем по вселенной «Сторожа»?

Я заглянула в нее две недели назад. За истекшее время она трижды детализировалась (с каждым просмотром), обросла тоннами комментариев и ответов на вопросы, обшарпалась о чужие мнения и впечатления. О ней хочется молчать, ее хочется хранить за тайной дверью. Но это было бы не честно, и поэтому мне хочется хватать каждого встречного за руку и с горящими глазами просить: «Пожалуйста, посмотрите фильм «Сторож»! Это сложно сделать платно, потому что в Севастополе его не покажут в кино, как и в большинстве других городов. Призываю вас зарегистрироваться на КиноПоиске HD и сделать это легально. Но если нет — есть торрент, даже YouTube, если там еще не удалили. Не важно как — просто, пожалуйста, посмотрите! Я хочу, чтобы после увиденного и вы замолчали, прислушиваясь к себе, и открыли что-то очень важное и личное», — вот поэтому я и пишу этот текст.

Слово «создатель» — самое уместное, чтобы описать роль Юрия Анатольевича Быкова в появлении этого фильма. Он сценарист, режиссер, исполнитель одной из главных ролей, сокомпозитор. 

В этой части пойдет краткий и вольный пересказ услышанного в часах, дай бог не сутках, интервью с ним. Фильм «Сторож» был запущен в производство примерно в то же время, что и «Завод». Его премьера — завершение определенного творческого и жизненного этапа для Юрия Быкова, после которого он возьмет паузу, пока не начнется этап новый, к которому автор поймет, о чем и зачем говорить дальше с людьми на киноязыке.

Картину снимали в законсервированном санатории «Сосновый бор» в Солотче. Перед съемками его вычищали от забытых вещей, добиваясь ощущения стерильности морга внутри. На пост-продакшне затирали строения и огоньки у линии горизонта, добиваясь пустоты космического пространства снаружи. Вместе с оператором Юрий Быков выверял и выстраивал каждую сцену. Вместе с композитором он создавал по капелькам-нотам музыку.

В «Стороже» три центральных персонажа, которые воплощают узнаваемые архетипы нашей реальности: женщина, выбравшая брак по расчету, мужчина, хотевший получить все, и затворник, ищущий искупления.

Роль заглавного персонажа должен был исполнять артист Кирилл Пирогов, но после 5 смен работы режиссер понял, что не сможет достичь с ним желаемого процесса и результата, а потому они мирно расстались, но в сжатые сроки потребовалась замена. Из-за того что Сторожа стал играть сам Быков, изменился и персонаж: Юрий Анатольевич отвел своего героя подальше от смыслового центра картины, поближе к позиции наблюдателя.

Сторож — персонаж без имени. Изначально оно было, но на монтаже выпало; и так как в авторском кино можно позволить себе быть предельно внимательным к деталям, режиссер заметил это, но решил оставить, потому что так будет лучше. Не ищите автобиографичности в персонаже Юрия Быкова — он говорит, что то, в чем себя винишь, можно искупить только равным по масштабу поступком и считает, что шанс исправить ошибки дается не всегда и не каждому.

По жанру этот фильм — психологический триллер, но, как верно подметили киноценители, еще он очень похож на русский нуар. Кстати, свои фильмы Юрий Быков снимает в разных жанрах. Например, «Жить» — вестерн, «Майор» — криминальная драма, «Дурак» — страшная сказка, «Завод» — корейский боевик… Не знаю, почему мне кажется важным это упомянуть, но в интервью режиссер часто вспоминает Финчера и Германа, а ещё «Дядю Ваню» Чехова и «Портрет» Гоголя.

А теперь, когда больше не нужно думать о контексте, давайте я проведу вас по вселенной «Сторожа» в моем восприятии?

Черная ветка на фоне белой зимы стучится в окно, но ее не впускают. Человек с открытыми глазами в ожидании утра погружен в разглядывание человечков, связанных из капельниц. Циферблаты часов. Ночи, сменяющие дни. Пар над посудой. Выхолощенная и спокойная пустота.

Глаза, глаза, глаза — взгляды, куда ни глянь, они красноречивей звучат в молчанье. Мы все привыкли жить немного в сериальном формате, где на вопрос «Как дела?» всегда получаешь «Нормально», а на «Я люблю тебя» — «И я тебя» либо «Спасибо». Нам колко, когда на «А ты спроси!» мы слышим «Зачем?» Нам тошно осознавать, что легче не станет, что ни делай, к кому ни стучись. Выжечь боль, выдавить, выморозить ее изнутри — возможно ли, когда она уже растворилась в теле, в каждой его клеточке, в самой жизни?..

Любви и нелюбви в фильме столько, что можно захлебнуться и напиться одновременно, а потом еще долго будешь гадать: то ли это рана заживает, то ли она так гноится. А сколько здесь героизма и предательства — то ли по отношению к себе, то ли по отношению к другому. А сочувствие, приятие, понимание — как вдруг совершенно чужой человек может стать для тебя тем, за кого ты и душу готов положить?

Хруст снега под ногами. Удары кулаков в дверцу шкафа. Рыдания в голос. Скользкий бортик и грубые руки. Отражение, двоящееся в стекле.

Вот видите, как легко?! Окунуться в фильм и в нем остаться, чтобы потом парить, каждый раз зависая над моментом, где вдруг среди непроглядной тьмы, пустоты и отчаяния разгорается яркий свет — свет надежды, искупления и человечности.

Украду чужую мысль: в фильмах Юрия Быкова и герой и антигерой заключен в одном человеке и не всегда сразу явлен. Пожалуй, в его фильмах каждый персонаж — и тот и другой одновременно. И прекрасно то, что каждому можно сочувствовать, каждого жаль, за каждого страшно и тепло. Пожалуй, это главное, за что я люблю его фильмы. В них есть человечность в полном смысле этого слова — как слабость, уязвимость, шаткость и хрупкость, а также как сила, решительность, воля, жертвенность.

Я люблю фильмы Юрия Быкова за то, что как бы ты их не воспринимал и как бы потом к ним не относился, они задевают внутри то живое, что прячется даже от нас самих. Они делают уязвимым, обнажая наше несовершенство, нестабильность, сложность. Они надламывают в каждом зрителе предустановленный, устаканенный код, заставляя усомниться в единственно верном, раз и навсегда избранном пути. Они волнуют, и после них трудно собраться, а если и соберешься, то не факт, что в той же конфигурации, как раньше. Они — вирус… или обновление в системе?

Не знаю. Знаю только, что после «Сторожа» я больше не могу жить так, как жила. Не могу не смотреть в себя и не замечать там того, что искусственно, наигранно, нечестно. Вот и все. Поэтому я очень хочу, чтобы вы тоже посмотрели этот фильм. Как мелодраму или боевик, как детектив или трагедию, может быть даже как пародию или комикс… Смотрите его как угодно, через любую призму и очки, хоть розовые, хоть черные, ведь вселенная — она в глазах смотрящего. Одно неизменно: у этой вселенной есть создатель, который столько всего в нее заложил, что теперь фильм дотронется до вашей души, даже если вы этого не хотите, даже если это вас испугает.

Вместо постскриптума набросаю имен и слов, которые всплыли в моих ассоциациях: картинка, как в «Выжившем» Иньярриту, с выхолощенностью «Нелюбви» Звягинцева; саундтрек насытил мой плей-лист, как Йозеф ван Виссем после «Выживут только любовники» и Ян Тьерсен после «Амели»; сценарий я бы перечитывала, как пьесы Антона Павловича Чехова и Теннеси Уильямса; все артисты проникновенны и наполнены, как в «Андрее Рублеве» Тарковского; кадры можно принт-скринить, как «Меланхолию» Ларса фон Триера.

А режиссура такова, что, если бы пришлось выбирать из всех фильмов и книг на планете что-то одно, я бы сохранила этот. Потому что по нему можно рассказать всё, дать любой пример, ответить на все вопросы и найти разрешение любой ситуации, по-моему. Как будет по-вашему — решайте сами, только обязательно посмотрите, хорошо?

P.S. Если загуглить «вселенная в спичечном коробке», поисковик выдаст вот эту цитату из книги Дугласа Адамса «Жизнь, Вселенная и всё остальное»:

«…Мощность моей мыслительной деятельности на всех ее уровнях и во всех ее аспектах столь же безгранична, как бескрайние просторы самой Вселенной. И только мощность моего блока счастья подкачала. Его можно уместить в спичечный коробок. Не вынимая спичек».

Татьяна Ерёменко
Фото: сайты КиноПоиск, «Кино-театр.ру», Вокруг.тв, Александр Александров, из сети интернет

 215 Всего просмотров



Сторож, фильм "Сторож", Юрий Быков,

Поделиться:

Похожие посты

Вронский на мотоцикле и Каренина с пивом: пользователи соцсетей обсуждают «Анну К»

Американский стриминговый сервис, поставщик фильмов и сериалов Netflix объявил о запуске своего первого российского проекта совместно с отечественной кинокомпанией 1-2-3 Production: в Москве и Санкт -Петербурге стартовали съемки сериала по роману Льв

О чём молчит женщина: изящный детектив от театра Луначарского

С вечера пятницы по воскресенье, с 25 по 27 июня, в театре имени Луначарского играют премьеру — "8 любящих женщин" в постановке Николая Нечаева. Пока публика собирается в зале, на сцене мерцает большой электрический камин, а игрушечный медведь размер

В Севастополе завершился юбилейный Кинофорум «Золотой Витязь»

С 22 по 31 мая в Севастополе прошёл XXX юбилейный Международный Кинофорум «Золотой Витязь». В этом году было представлено 155 конкурсных фильмов: художественных, документальных, анимационных, студенческих, дебютных и детских картин из 25 стран мира,

Сергей Безруков на международном фестивале высказался о цензуре, стриминге и российском кино

В рамках XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялась конференция на тему реализации основ государственной культурной политики. Николай Бурляев, Сергей Безруков, Александр Михайлов и другие деятели искусства обсудили проблемы и перспекти

«Люди встречают меня на улице со слезами на глазах»: на «Золотой Витязь» приехала Зинаида Кириенко

22 мая в Севастополе стартовал XXX Международный кинофорум «Золотой Витязь». Традиционная красная дорожка, проход артистов театра и кино, звуки военного оркестра, тёплые овации горожан – уже который год двадцатые числа мая в Севастополе превращаются

Новости ForPost

Метки

Опера в Херсонесе День ВМФ Конкурс "Живая классика" Музеи онлайн Клим Шипенко вокал книги Фёдор Достоевский Дворец культуры рыбаков Море Живая классика Лев Толстой Театр им. Кукол Херсонес Таврический СЦКиИ онлайн-марафон Санкт-Петербург Эрмитаж VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» выставка День Победы творчество выставки Мариинский театр музыка Психо Дель Арт конкурс Большой севастопольский офицерский бал спектакли спектакль шоу Федюхины высоты современное искусство Бесы самоизоляция театр Великая Отечественная война История ДКР Балаклава танцы художники фильмы Золотая балка Театр имени Луначарского Анна Каренина кинорецензия кинофестиваль Святой Владимир Сергей Шнуров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник 9 мая Севастопольский ТЮЗ Крымский военно-исторический фестиваль мастер-классы Достоевский Молодёжь Херсонес Мастер и Маргарита Крым живопись дети концерт Севастополь коронавирус Фонд «Живая классика» Григорий Лифанов 75 лет Победы Михаил Булгаков благотворительность карантин поэзия искусство художник СевТЮЗ Афиша Севастополя балет изоляция арт-отель "Украина" пандемия открытие сезона театр танца Вадима Елизарова группа Ленинград опера Крымская весна Театральная улица Динопарк кино театр Луначарского Сергей Безруков фестиваль праздник театр драмы "Психо Дель Арт" Ольга Панкратова Севастопольский офицерский бал Картины #WineFest Международный день танца Zакрытый покаZ Александр Петров Музей-заповедник "Херсонес Таврический"