Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

14-12-2025 16:52

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре лет жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец, свободу. Свободу от себя прежней и своей женской памяти.

Обложка: Севастопольский театр имени Луначарского

Ведь до самого финала она всё помнит. Как любила мужа Германа, с которым жила на арбатской квартире и которому самозабвенно, забыв себя, делала чертежи. Как ради мужа, не доучившись, бросила врачебное дело. Как узнала, что муж влюблён в другую, а она молча собрала чемоданы и беременная ушла из дома. Как умер от болезни её, точнее, их с Германом, сын Юрка. И эта память, эта боль утраты сковывали её, не давали жить на полную катушку. Хоть и сложно представить, как может жить на полную катушку молодая советская женщина-врач в преддверии Великой Отечественной войны. Действие спектакля происходит с 1934 по 1938 годы.

Считается, что «Таня», созданная Алексеем Арбузовым в 1938 году, это пьеса о том, как легкомысленная бывшая студентка мединститута, столкнувшись с жизненными трудностями, взрослеет и в конце драматургического действия обретает себя и смысл существования, обретает понимание того, что она нужна советскому обществу. И даже делается намёк на то, что она имеет шанс обрести женское счастье с начальником таёжного золотого прииска. Также считается, что главная героиня — единственный персонаж с драматургической аркой, ибо она единственная, кто меняется на протяжении всей пьесы.

Жестокий человек дела

Это всё так. Но при этом, судя по всему, мало уделяется внимания её скучному мужу-инженеру, который променял свою жену-рабыню на взрослую, повидавшую виды, женщину. Этот скучный инженер только тем и хорош, что лишён фантазии и некоторой лёгкости бытия. Он действительно не меняется в течение четырёх лет, и всё, что его заботит, это промышленные объекты, им же спроектированные и построенные.

Таня Театр Луначарского
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского

Бесспорно, Герман — человек дела. Общего и очень важного для страны дела. Страны, которая уже переживает колоссальные изменения: начиная с форсированной индустриализации, начавшейся в 1929 году, и заканчивая войной, после которой сформируется новый геополитический миропорядок.

И в этом смысле Таня, конечно, не для Германа. И если раньше мужчины взрослели быстрее и вступали в трудовой строй в возрасте 20-ти лет уже сформировавшимися сознательно, готовыми служить государству и обществу ответственно и в полную силу, то в плане личных взаимоотношений они оставались наивными и легко манипулируемыми. А значит, жестокими.

Фото: Севастопольский театр имени Луначарского

Герман жесток. И когда женится на совсем юной Тане, по уши в него влюблённой, и когда уходит от неё к другой. Он даже не понимает, насколько мало в его действиях осознанности, столь модной в наше время. Насколько он ведом собственными чувствами. Герман не легкомыслен, как Таня в начале действия, он жалок. Тем, что в его поступках и действиях нет почти ничего от него самого. Словно он отдал свою жизнь на аутсорс: стране, обществу, женщине, сыну. По сути, даже та драга, которую он смоделировал и за которую получил похвалу от коллег, уже надо модернизировать, хотя прошло всего-то два года. Успех был, да сплыл.

Размывание социально-гендерных ролей

Очевидно, что и пьеса, и современная постановка актуальны. Спектакль «Таня» выгодно демонстрирует жизненный рост женского персонажа в период мощных общественно-политических вызовов. В период роста гражданской ответственности, когда размываются мужские и женские социальные роли. Как размывались они до и после Великой Отечественной, когда женщины наравне с мужчинами достигали нешуточных промышленных результатов.

Театр Луначарского Севастополь репертуар
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского

Таня в конце спектакля социализируется: она становится действенным врачом. Люди её уважают и ценят. Ей удаётся проработать травмы прошлого: простить мужа за измену и стать полезной обществу, преодолев давно укоренившиеся страхи. За четыре года работы над собой, в 25 лет, она обретает внутреннюю свободу. Для свершения подвигов в самом ближайшем будущем.

И даже неважно, выйдет ли она замуж за начальника золотого прииска или нет. Важно, что она завершила инициацию. Другое дело — а насколько это Таня? Пожалуй, это уже и не Таня вовсе. А кто-то другой. В лучшем случае это теперь Татьяна Алексеевна. И зрителю надо понять, где тот баланс между личными трансформациями и запросами общества, который одновременно позволит встроиться в социум и остаться честным перед внутренним «я».

Спектакль Таня Севастополь
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского

Хоть и непросто принять главную героиню всецело, но не испытать нежность к Тане и не проникнуться к ней любовью тоже сложно. Добивается этих чувств от зрителей режиссёр-постановщик не только по-минималистски глубокой и красивой сценографией, звуковым и музыкальным сопровождением, но и пронзительной игрой Виктории Мулюкиной в роли Тани.

Руслан Микаилов

Loading



«Таня», Афиша Севастополя, Виктория Мулюкина, спектакль, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре лет жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Новости ForPost

Метки

Севастополь аниме 2025 современное искусство Аниме игры 2023 сериалы 2024 Клим Шипенко Неделя моды хоррор мультфильмы Севастопольский театр оперы и балета Российские сериалы 2025 комедия скандал Charli XCX фестиваль искусство Севастопольский ТЮЗ опера Balenciaga Российские сериалы спектакль книги Фильмы 2025 День Победы мультфильмы 2024 мода и стиль 9 мая рэп фэнтези СЦКиИ Неделя моды в Париже Модный показ театр "Кинопоиск" Херсонес фильмы 2024 Dior Дворец культуры рыбаков аниме 2024 обзор аниме рецензия арт-отель "Украина" выставка фильмы Григорий Лифанов BLACKPINK Конкурс "Живая классика" Большой севастопольский офицерский бал поп-музыка Игры 2025 кино афиша Севастополь фильмы ужасов K-pop сериалы 2025 драма Новый год карантин игры Билли Айлиш музыка 2023 сериалы 2023 спектакли Хаяо Миядзаки художники мультфильмы 2023 российские фильмы Театр имени Луначарского Тейлор Свифт музыка 2024 живопись Гарри Поттер Психо Дель Арт СевТЮЗ игры 2024 Театральная улица детектив Крым Херсонес Таврический коронавирус театр драмы "Психо Дель Арт" мастер-классы Netflix Афиша Севастополя праздник Александр Петров Мода изоляция театр Луначарского ДКР куда сходить Обзор балет музыка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" концерт музыка 2025 выставки фильмы 2023