Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре лет жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец, свободу. Свободу от себя прежней и своей женской памяти.
Обложка: Севастопольский театр имени Луначарского
Ведь до самого финала она всё помнит. Как любила мужа Германа, с которым жила на арбатской квартире и которому самозабвенно, забыв себя, делала чертежи. Как ради мужа, не доучившись, бросила врачебное дело. Как узнала, что муж влюблён в другую, а она молча собрала чемоданы и беременная ушла из дома. Как умер от болезни её, точнее, их с Германом, сын Юрка. И эта память, эта боль утраты сковывали её, не давали жить на полную катушку. Хоть и сложно представить, как может жить на полную катушку молодая советская женщина-врач в преддверии Великой Отечественной войны. Действие спектакля происходит с 1934 по 1938 годы.
Считается, что «Таня», созданная Алексеем Арбузовым в 1938 году, это пьеса о том, как легкомысленная бывшая студентка мединститута, столкнувшись с жизненными трудностями, взрослеет и в конце драматургического действия обретает себя и смысл существования, обретает понимание того, что она нужна советскому обществу. И даже делается намёк на то, что она имеет шанс обрести женское счастье с начальником таёжного золотого прииска. Также считается, что главная героиня — единственный персонаж с драматургической аркой, ибо она единственная, кто меняется на протяжении всей пьесы.
Жестокий человек дела
Это всё так. Но при этом, судя по всему, мало уделяется внимания её скучному мужу-инженеру, который променял свою жену-рабыню на взрослую, повидавшую виды, женщину. Этот скучный инженер только тем и хорош, что лишён фантазии и некоторой лёгкости бытия. Он действительно не меняется в течение четырёх лет, и всё, что его заботит, это промышленные объекты, им же спроектированные и построенные.
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского
Бесспорно, Герман — человек дела. Общего и очень важного для страны дела. Страны, которая уже переживает колоссальные изменения: начиная с форсированной индустриализации, начавшейся в 1929 году, и заканчивая войной, после которой сформируется новый геополитический миропорядок.
И в этом смысле Таня, конечно, не для Германа. И если раньше мужчины взрослели быстрее и вступали в трудовой строй в возрасте 20-ти лет уже сформировавшимися сознательно, готовыми служить государству и обществу ответственно и в полную силу, то в плане личных взаимоотношений они оставались наивными и легко манипулируемыми. А значит, жестокими.
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского
Герман жесток. И когда женится на совсем юной Тане, по уши в него влюблённой, и когда уходит от неё к другой. Он даже не понимает, насколько мало в его действиях осознанности, столь модной в наше время. Насколько он ведом собственными чувствами. Герман не легкомыслен, как Таня в начале действия, он жалок. Тем, что в его поступках и действиях нет почти ничего от него самого. Словно он отдал свою жизнь на аутсорс: стране, обществу, женщине, сыну. По сути, даже та драга, которую он смоделировал и за которую получил похвалу от коллег, уже надо модернизировать, хотя прошло всего-то два года. Успех был, да сплыл.
Размывание социально-гендерных ролей
Очевидно, что и пьеса, и современная постановка актуальны. Спектакль «Таня» выгодно демонстрирует жизненный рост женского персонажа в период мощных общественно-политических вызовов. В период роста гражданской ответственности, когда размываются мужские и женские социальные роли. Как размывались они до и после Великой Отечественной, когда женщины наравне с мужчинами достигали нешуточных промышленных результатов.
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского
Таня в конце спектакля социализируется: она становится действенным врачом. Люди её уважают и ценят. Ей удаётся проработать травмы прошлого: простить мужа за измену и стать полезной обществу, преодолев давно укоренившиеся страхи. За четыре года работы над собой, в 25 лет, она обретает внутреннюю свободу. Для свершения подвигов в самом ближайшем будущем.
И даже неважно, выйдет ли она замуж за начальника золотого прииска или нет. Важно, что она завершила инициацию. Другое дело — а насколько это Таня? Пожалуй, это уже и не Таня вовсе. А кто-то другой. В лучшем случае это теперь Татьяна Алексеевна. И зрителю надо понять, где тот баланс между личными трансформациями и запросами общества, который одновременно позволит встроиться в социум и остаться честным перед внутренним «я».
Фото: Севастопольский театр имени Луначарского
Хоть и непросто принять главную героиню всецело, но не испытать нежность к Тане и не проникнуться к ней любовью тоже сложно. Добивается этих чувств от зрителей режиссёр-постановщик не только по-минималистски глубокой и красивой сценографией, звуковым и музыкальным сопровождением, но и пронзительной игрой Виктории Мулюкиной в роли Тани.
Руслан Микаилов
![]()




