«Спектакль создаётся вместе со зрителем, с его дыханием», — Владимир Машков

Основа театра — не действие, основа театра — живое чувство. В спектаклях мы ищем уникальность формы для жизни человеческого духа на сцене. Поэтому выбираем такую литературу и драматургию, в которой рассматривается главная для меня проблема — как человеку быть человеком. Так говорил Олег Табаков о своём театре. Идею Мастера сейчас продолжают его ученики. Художественный руководитель театра Табакова Владимир Машков рассказывает о сверхзадаче, роли зрителей, кузнице «золотых» кадров, а также рассуждает об «отмене русской культуры».
В бесконечном развитии
Многие уже, возможно, забыли, что была пандемия. Буквально год назад была такая пустота. Мы никуда не выезжали, так как не было возможности. Пандемия прошла — начались другие события.
Наш театр небольшой — всего на 400 мест. Иногда заполняемость зала была в 20% (в период ограничительных мер во время пандемии — ред.), но мы продолжали работать. Ведь театр — это живое место, ты не можешь останавливаться.
Кузница «золотых» кадров
У нас не просто театр. При нём работает театральная Школа Олега Табакова. Мы добились новой программы — в интеграции общего среднего и высшего образования.
Студенты, которые первыми учатся по этой программе, перешли на 4 курс из 5 возможных.
Табаков когда-то сказал (чему мы верно следуем): «Наш театр и школа рассчитаны только на талантливых людей. Других у нас нет».
У нас уникальная труппа и уникальное молодое поколение. Мы — самый молодой театр в Москве. Средний возраст актёров составляет 35 лет. Поэтому и наша школа на верном пути — на пути взращивания талантливых, любящих свою Родину, свой язык, людей, которые дальше будут продолжать наше дело.
Зрители — ключевая фигура
Следует ставить перед собой большие цели, иначе не добиться никаких. Вот и мы стремимся следовать этому правилу постоянно изучая себя, своих персонажей через наблюдения. Более того: каждый спектакль уникален — он всё время меняется. Ведь есть понятие сверхзадачи в театре, то есть цели, смысла. Она рождается у нас не на сцене, а в зрительном зале. Спектакль создаётся вместе со зрителем, с его дыханием.
Знаете, слово «играть» мы вывели из нашего лексикона. Верно будет сказать — воспроизводить. Потому что, сущность актёрской профессии — воспроизведение человеческого поведения. Парадокс: люди в жизни играют? Да. Тогда зачем артистам играть в игру? Лучше пусть воспроизведут игру людей.
Каждый раз наш спектакль меняется — прежде всего благодаря зрителю. Табаков как-то сказал: «Зритель для артиста как закрылки у самолёта». Буду откровенен: наши зрители очень внимательные и не самые доверчивые, но, если начинают доверять, тогда это надолго.
В конце спектакля, когда выходим на поклон в Москве, очень долго смотрим в зал, а люди смотрят нам в глаза. Не буду рассказывать о том, что происходит при этом — это наше личное общение со зрителем. Поверьте, это даёт нам основание работать на максимуме своих возможностей.
Отменить нельзя сохранить
Когда появился человек, тогда появилось слово, появилась литература, наука, появились образы. Отменить образы нельзя. Русская культура, на мой взгляд, является абсолютным стержнем страданий и чувственности человека. Так устроен наш богатейший язык. Многих слов (русских — ред.) в некоторых иностранных языках не существует. Наш язык может описать даже тончайшие чувства, не говоря о них. Те открытия, которые сделал Толстой, Достоевский, Пушкин, — как закрутить слово… Как можно отменить русскую культуру? Этого не произойдёт.
Татьяна Руснак
Фото: tabakov.ru/performances, kinopoisk.ru
506 Всего просмотров