«Сочинение про Джобса» Ивана Пачина: каким вышел диалог с «поколением Z»
В Севастопольском ТЮЗе в рамках фестиваля «ЭХО БДФ» состоялся спектакль «Театрального проекта 27» «Сочинение про Джобса». В мировом кинематографе уже неоднократно пытались осмыслить жизненный путь основателя «яблочной» корпорации, но вот на театральной сцене жанр байопика пока не особо востребован. Режиссёр Иван Пачин и драматург Клава Ильина вместе с артистами БТК решили исправить ситуацию. И получилось – на Большом Детском Фестивале постановка была признана «Лучшим драматическим спектаклем». В чём причина такого успеха? Попробуем разобраться.
Петербургский «Театральный проект 27» Натальи Сергиевской ориентирован на подростковую аудиторию. И надо понимать, что нынешние подростки – это особая каста, которую сегодня всё труднее заманить в театр историями о «вечных ценностях». Мы имеем дело с «поколением Z», иначе говоря, «цифровыми людьми», воспринимающими окружающую действительность через свои гаджеты. И вряд ли сегодня среди подростков, живущих в реальности новых брендов и технологий, найдётся тот, кто не слышал имя Стива Джобса.
Фото: Анна Корнилова
А учитывая, что многие из «поколения Z» видят себя в инженерно-технической сфере и выбирают профессию программиста, то история Джобса, рассказанная языком театра, как минимум, найдёт у них отклик.
Фото: Анна Корнилова
Жизнь в приёмной семье, учёба в школе, в институте, основание компании Apple, покупка студии Pixar, встреча с дочерью Лизой, которую Джобс долго отказывался признавать – в каждом из этих этапов, показанных в спектакле, мы видим ту или иную грань Стива. То перед нами застенчивый мальчишка, прячущийся под стол от своей учительницы по математике; то взрывной подросток, заставляющий родителей жить по своим законам. А вот мы видим фанатичного юношу с горящими глазами, в котором уже запрограммирован беспощадный руководитель, сжигающий себя и других за идею.
Фото: Анна Корнилова
Все эти трансформации убедительно и «математически» точно проживает петербуржец Иван Пачин, который ещё является и режиссёром постановки. Он, пожалуй, привнёс в эту историю главное – эффект полного погружения. Конечно, ощутить его максимально можно на малой сцене Большого театра кукол, где сегодня играют этот спектакль. Однако даже в пространстве Севастопольского ТЮЗа постановка не растеряла своего киношного очарования 80-х. Вероятно, тому способствует и монтажный переход между сценами, и работа главного художника БТК Марины Завьяловой, сделавшей спектакль в ненавязчивой цветовой гамме, которая гармонично сосуществует с ностальгически щемящими композициями Боба Дилана.
Фото: Анна Корнилова
Да и напыщенная театральность диалогов постепенно сменяется ровными и бытовыми интонациями судьбоносных разговоров. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить сцену, когда гонимый мечтой Джобс заявляет своей беременной девушке, что не готов к ребёнку. Или когда, спустя годы, будучи руководителем компании Apple, Стив готов кого угодно расщепить на атомы, лишь бы компьютер загружался не за 22 секунды, а за 10.
Фото: пресс-служба ЭХО БДФ
Было бы ошибочным считать, что спектакль тянет на себе только исполнитель роли Джобса. Пачин убедителен на всех спиралях существования своего персонажа, но его партнёры по сцене выполняют не менее сложные задачи. К примеру, в одной из сцен герой Михаила Ложкина пытается найти взаимопонимание со своим сыном Стивом, а в другой – он же воплощает мудрого наставника уже подросшего героя. Именно его персонаж произносит ту самую фразу, осмыслить и понять которую нужно не только подрастающему поколению, но и всем творцам, вступающим сегодня в диалог с этим поколением: «То, что ты делаешь, это и есть ты».
Фото: Анна Корнилова
Калейдоскоп перевоплощений, настроений, смыслов, идей – спектакль «Сочинение про Джобса» действительно многогранен. И каждая грань, каждый эмоциональный фон той или иной сцены, того или иного персонажа – про что-то важное в нас, про то, что не стоит забывать ни подросткам, ни взрослым. Подросткам – особенно. Ведь в их руках сегодня не только айфоны, но и завтрашний день.
Арсений Веденин