«СО_участие» на Малой сцене: шоковая терапия «Королевой красоты»

26-02-2018 19:28

На Малой сцене театра имени Луначарского стартовал проект Дмитрия Кириченко «СО_участие: новая драма». Суть этой истории, на первый взгляд, проста: познакомить зрителей с современными пьесами, которые, вполне возможно, дойдут до широкой публики. Открыла «СО_участие» драма Мартина МакДонаха «Королева красоты из Линейна». А драма ли? Может, комедия? Или мелодрама? Это один из вопросов, который поднимался на обсуждении после читки. А вопросов было много. Некоторые из них мы задаем себе, и по сей день, а очевидных ответов никогда не получим. Например – готовы ли мы, зрители, выйти из зоны комфорта?

Мартин МакДонах – английский драматург, режиссёр, продюсер, лауреат премии «Оскар». «Сенсация Европы», «чудо современной сцены», «Чехов 21 века» — как только сейчас не называют МакДонаха. А ведь есть за что. Он – первый драматург со времён Шекспира, четыре пьесы которого шли в репертуаре Лондонского Корлевского Национального Театра в одно время. Однако, успех не всегда сопутствовал МакДонаху. Почти десять лет он просидел дома, живя на пособие по безработице. Все его пьесы отвергали театры и разные студии.

«Королева красоты из Линейна» — первый «прорыв» ирландского драматурга. Неожиданно, пьеса снискала на Бродвее большую популярность и принесла Мартину премию «Тони». В нашей стране Константин Райкин одним из первых отреагировал на острую драматургию МакДонаха и в 2007 году на Малой сцене «Сатирикона» поставил «Королеву красоты». Проект «СО_участие: новая драма» в театре имени Луначарского открыла именно эта пьеса. В читке принимали участие артисты Ирина Демидкина, Анастасия Лазукина, Пётр Котров, Илья Синькевич и сам организатор проекта – театральный критик Дмитрий Кириченко.

«Королева красоты из Линейна» — история о беспощадной битве за счастье между старой и беспомощной матерью и её одинокой и глубоко несчастной дочерью. Бешеный темперамент героинь накаливает всё действо до предела и эта история превращается то в откровенный фарс, то в «кухонные войны». Банальные скандалы, бумаги из психбольницы, обливание кипящим маслом – в этой смертельной мясорубке в ход идут любые средства. Дочь из последних сил пытается устроить свою личную жизнь, а мать делает всё возможное, чтобы удержать её рядом с собой. Трагический исход, как и очищающий катарсис, неизбежен.

После читки пьесы Дмитрий Кириченко сразу вынес на обсуждение вопрос определения жанра. Пьесу ставили в разных странах мира — в России, в Азербайджане, в Австрии, в Черногории – но везде по-разному трактовали эту историю. И даже актёры и зрители разошлись во мнении: кто-то считал, что «Королева красоты» — это комедия чистой воды, некоторые стояли на том, что пьеса МакДонаха – психологическая драма, ну а кто-то её определял как трагикомедию. Что самое интересное – все они правы. «Королева красоты», как, в принципе, и остальные пьесы ирландского драматурга, поднимает проблему человеческой природы, которая капризна, мстительна и порою так смешна. Автор беспощадно и правдиво обнажает человеческую суть. Неизбежно проступает её комедийность и весь драматизм последствий для героев, участвующих в этом жестоком фарсе.

Несмотря на то, что спектакли по пьесам МакДонаха – это своеобразный сеанс шоковой терапии, они нужны современному театру. Очень нужны. В них сохраняется тот допустимый уровень жестокости, который психика зрителя способна адекватно воспринять. При всём при этом важно понимать – драматургия МакДонаха глубоко духовна. В ней любовь к человеку и боль за него. А ведь язык, на котором театр говорит со своим зрителем, основан именно на этих понятиях.


Актёры также поделились своим ощущением от того материала, в который они погрузились. Ирина Демидкина, читающая за мать (Мэг Фолан), призналась, что для себя до конца не определила жанр этой истории. «Всё зависит от режиссёра, который будет это ставить. Мне интересен взгляд человека, который удивит меня – перевернет всё с ног на голову, предложит какой-то иной способ существования, чтобы захотелось капнуть поглубже», — говорит актриса.

Анастасии Лазукиной, которая недавно пополнила труппу театра, пришлось вжиться в образ глубоко несчастной дочери (Морин Фолан). Она не скрывала, что ей было очень тяжело примерять роль доведённой до отчаяния 40-летней женщины. Однако определенный опыт соприкосновения с человеческой жестокостью у Анастасии имеется. «У меня была одноклассница, которая била свою бабушку ногами в живот, но когда я к ней приходила, она была очень милая, — рассказывает актриса. — Я видела эту несчастную бабушку, которая за ней постоянно ходила, контролировала каждый её шаг. В какой-то момент эта жизнерадостная девочка просто не выдерживала. Я думаю, что на темы насилия и жестокости тоже надо говорить в театре».

Да, в театре, безусловно, нужно говорить на такие темы. Ведь театр – это соучастник той истории, которая пишется каждый день, соучастник нашего внутреннего монолога. Другой вопрос – на каком языке строить общение? На языке западной драматургии, где понятные нам переживания поданы в форме скетчей или на «языке Станиславского», помня о «психологическом театре» и не забывая наши традиции? На этот вопрос определенный ответ, пожалуй, даст только сам режиссер, который возьмется за постановку пьесы МакДонаха.

Готов ли наш зритель к такому серьёзному и очень непростому диалогу? Вполне возможно. Ведь глубоко несчастные люди, которые борются со своими внутренними демонами – это ведущие герои Достоевского и Чехова, это вечные мотивы русской литературы, это мы с вами, в конце концов. А «Королева красоты» англичанина МакДонаха – это увеличительное стекло нашего времени, показывающее то, с чем мы не очень-то хотим мириться. Но надо выбирать: либо оставаться в розовых очках либо принимать сегодняшнюю реальность со всеми её изъянами. Мартин МакДонах уже давно сделал свой выбор. Теперь наша очередь.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

 200 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Рисунки Достоевского, картины Малевича и полотна Айвазовского: какие выставки пройдут в Севастополе

Новый федеральный музей Севастополя - Российская галерея искусств - проведет этим летом в Крыму крупные выставки картин Ивана Айвазовского, а также Казимира Малевича и Павла Филонова, - сообщает Подробнее

«Дети и война»: на «35-й береговой батарее» прошёл памятный концерт

Севастополь – город, первым встретивший начало Великой Отечественной войны. Дату 22 июня – День памяти и скорби – севастопольцы помнят и чтят. Именно в ночь 1941 года первые фашистские бомбы упали на Севастополь. Каждый год жители города встречают ра

Участники VIII Севастопольского бала написали Симфонию будущего

20 июня на площади Михайловской береговой батареи отгремел VIII Большой Севастопольский благотворительный офицерский бал. В этом году он прошёл под знаком двух юбилеев — 325-летия Военно-Морского Флота России и 115-летия со дня рождения композитора Д

Грядущие премьеры и назревшие проблемы: откровенный разговор с Григорием Лифановым

В театре им. Луначарского стартовал 111 сезон. По этому поводу мы встретились с его главным режиссёром Григорием Алексеевичем Лифановым. Беседовали не только о предстоящих премьерах, но и обсудили какие проблемы назревают у главного театра города, за

Не изменяя традициям: в Севастополе стартует «Zакрытый покаZ»

«Zакрытый покаZ» проходит в Севастополе уже четырнадцатый год подряд. Его цель неизменна — попытаться понять современную театральную эстетику и определить вектор развития сценического искусства в Севастополе, а также познакомить с актуальной новой др

Новости ForPost

Метки

современное искусство Григорий Лифанов Эрмитаж театр драмы "Психо Дель Арт" опера Анна Каренина фильмы Театральная улица Федюхины высоты мастер-классы концерт Херсонес Сергей Безруков художники поэзия Севастопольский офицерский бал арт-отель "Украина" Лев Толстой творчество Михаил Булгаков художник Бесы Динопарк Ольга Панкратова Опера в Херсонесе Конкурс "Живая классика" Конкурс красоты ДКР Фёдор Достоевский Достоевский фестиваль самоизоляция кинофестиваль Святой Владимир праздник День ВМФ шоу 9 мая открытие сезона театр дети Балаклава онлайн-марафон 75 лет Победы СЦКиИ выставки Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Золотая балка вокал коронавирус кино театр Луначарского Театр имени Луначарского Клим Шипенко Крым Афиша Севастополя изоляция карантин Александр Петров История благотворительность Россия Херсонес Таврический кинорецензия СевТЮЗ #WineFest Большой севастопольский офицерский бал музыка Великая Отечественная война танцы Море пандемия балет Музеи онлайн Севастополь Картины театр танца Вадима Елизарова Живая классика спектакль Международный день танца конкурс VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Крымская весна Театр им. Кукол Крымский военно-исторический фестиваль Сергей Шнуров День Победы книги Фонд «Живая классика» искусство Мастер и Маргарита Севастопольский ТЮЗ Психо Дель Арт выставка живопись Дворец культуры рыбаков спектакли Севастопольский военно-исторический музей-заповедник группа Ленинград Молодёжь Санкт-Петербург