«СО_участие» на Малой сцене: шоковая терапия «Королевой красоты»

26-02-2018 19:28

На Малой сцене театра имени Луначарского стартовал проект Дмитрия Кириченко «СО_участие: новая драма». Суть этой истории, на первый взгляд, проста: познакомить зрителей с современными пьесами, которые, вполне возможно, дойдут до широкой публики. Открыла «СО_участие» драма Мартина МакДонаха «Королева красоты из Линейна». А драма ли? Может, комедия? Или мелодрама? Это один из вопросов, который поднимался на обсуждении после читки. А вопросов было много. Некоторые из них мы задаем себе, и по сей день, а очевидных ответов никогда не получим. Например – готовы ли мы, зрители, выйти из зоны комфорта?

Мартин МакДонах – английский драматург, режиссёр, продюсер, лауреат премии «Оскар». «Сенсация Европы», «чудо современной сцены», «Чехов 21 века» — как только сейчас не называют МакДонаха. А ведь есть за что. Он – первый драматург со времён Шекспира, четыре пьесы которого шли в репертуаре Лондонского Корлевского Национального Театра в одно время. Однако, успех не всегда сопутствовал МакДонаху. Почти десять лет он просидел дома, живя на пособие по безработице. Все его пьесы отвергали театры и разные студии.

«Королева красоты из Линейна» — первый «прорыв» ирландского драматурга. Неожиданно, пьеса снискала на Бродвее большую популярность и принесла Мартину премию «Тони». В нашей стране Константин Райкин одним из первых отреагировал на острую драматургию МакДонаха и в 2007 году на Малой сцене «Сатирикона» поставил «Королеву красоты». Проект «СО_участие: новая драма» в театре имени Луначарского открыла именно эта пьеса. В читке принимали участие артисты Ирина Демидкина, Анастасия Лазукина, Пётр Котров, Илья Синькевич и сам организатор проекта – театральный критик Дмитрий Кириченко.

«Королева красоты из Линейна» — история о беспощадной битве за счастье между старой и беспомощной матерью и её одинокой и глубоко несчастной дочерью. Бешеный темперамент героинь накаливает всё действо до предела и эта история превращается то в откровенный фарс, то в «кухонные войны». Банальные скандалы, бумаги из психбольницы, обливание кипящим маслом – в этой смертельной мясорубке в ход идут любые средства. Дочь из последних сил пытается устроить свою личную жизнь, а мать делает всё возможное, чтобы удержать её рядом с собой. Трагический исход, как и очищающий катарсис, неизбежен.

После читки пьесы Дмитрий Кириченко сразу вынес на обсуждение вопрос определения жанра. Пьесу ставили в разных странах мира — в России, в Азербайджане, в Австрии, в Черногории – но везде по-разному трактовали эту историю. И даже актёры и зрители разошлись во мнении: кто-то считал, что «Королева красоты» — это комедия чистой воды, некоторые стояли на том, что пьеса МакДонаха – психологическая драма, ну а кто-то её определял как трагикомедию. Что самое интересное – все они правы. «Королева красоты», как, в принципе, и остальные пьесы ирландского драматурга, поднимает проблему человеческой природы, которая капризна, мстительна и порою так смешна. Автор беспощадно и правдиво обнажает человеческую суть. Неизбежно проступает её комедийность и весь драматизм последствий для героев, участвующих в этом жестоком фарсе.

Несмотря на то, что спектакли по пьесам МакДонаха – это своеобразный сеанс шоковой терапии, они нужны современному театру. Очень нужны. В них сохраняется тот допустимый уровень жестокости, который психика зрителя способна адекватно воспринять. При всём при этом важно понимать – драматургия МакДонаха глубоко духовна. В ней любовь к человеку и боль за него. А ведь язык, на котором театр говорит со своим зрителем, основан именно на этих понятиях.


Актёры также поделились своим ощущением от того материала, в который они погрузились. Ирина Демидкина, читающая за мать (Мэг Фолан), призналась, что для себя до конца не определила жанр этой истории. «Всё зависит от режиссёра, который будет это ставить. Мне интересен взгляд человека, который удивит меня – перевернет всё с ног на голову, предложит какой-то иной способ существования, чтобы захотелось капнуть поглубже», — говорит актриса.

Анастасии Лазукиной, которая недавно пополнила труппу театра, пришлось вжиться в образ глубоко несчастной дочери (Морин Фолан). Она не скрывала, что ей было очень тяжело примерять роль доведённой до отчаяния 40-летней женщины. Однако определенный опыт соприкосновения с человеческой жестокостью у Анастасии имеется. «У меня была одноклассница, которая била свою бабушку ногами в живот, но когда я к ней приходила, она была очень милая, — рассказывает актриса. — Я видела эту несчастную бабушку, которая за ней постоянно ходила, контролировала каждый её шаг. В какой-то момент эта жизнерадостная девочка просто не выдерживала. Я думаю, что на темы насилия и жестокости тоже надо говорить в театре».

Да, в театре, безусловно, нужно говорить на такие темы. Ведь театр – это соучастник той истории, которая пишется каждый день, соучастник нашего внутреннего монолога. Другой вопрос – на каком языке строить общение? На языке западной драматургии, где понятные нам переживания поданы в форме скетчей или на «языке Станиславского», помня о «психологическом театре» и не забывая наши традиции? На этот вопрос определенный ответ, пожалуй, даст только сам режиссер, который возьмется за постановку пьесы МакДонаха.

Готов ли наш зритель к такому серьёзному и очень непростому диалогу? Вполне возможно. Ведь глубоко несчастные люди, которые борются со своими внутренними демонами – это ведущие герои Достоевского и Чехова, это вечные мотивы русской литературы, это мы с вами, в конце концов. А «Королева красоты» англичанина МакДонаха – это увеличительное стекло нашего времени, показывающее то, с чем мы не очень-то хотим мириться. Но надо выбирать: либо оставаться в розовых очках либо принимать сегодняшнюю реальность со всеми её изъянами. Мартин МакДонах уже давно сделал свой выбор. Теперь наша очередь.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

 132 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Роскультцентр» запустил онлайн-акцию «Культурный минимум»

На популярных российских онлайн-сервисах стартовала акция «Культурный минимум». Её участники могут воспользоваться бесплатным доступом к культурному, образовательному и развлекательному контенту. Это не только широкий выбор сериалов и фильмов, но и л

Джафар возвращается: самая красивая восточная сказка ожила на севастопольской сцене

В эти выходные на сцене Севастопольского центра культуры и искусств состоялась невероятно зрелищная музыкальная сказка «Возращение Джафара». Зрители окунулись в новые приключения героев спектакля «Аладдин», завоевавшего любовь детей и взрослых в прош

Симфония на струнах души: Александр Шамрицкий представил свой новый театральный проект

25 февраля на сцене Дворца культуры рыбаков в рамках поэтического театра «Башня из слоновой кости» состоялась творческая встреча с ведущим актёром театра драмы «Психо Дель Арт» — Александром Шамрицким. Талант этого актёра многогранен. Будь то проз

Прежде чем истину охранять, нужно её откопать

В Московском Доме книги состоялась презентация книги "Юрий Поляков: колебатель основ или охранитель устоев?" Итак. Писатель – живой классик. Один из самых читаемых авторов России: прозаик, публицист, драматург и поэт, чье творчество вот уже сорок

Мастерство и никакого мошенничества: на грани реальности вместе с Питером Коглером

Австрийский график Питер Коглер создаёт психоделические росписи стен, которые вызывают противоречивые чувства. Его иллюзорные комнаты сбивают с толку. В них с лёгкостью может закружиться голова, а может и что-то проясниться. Экспериментируя с простра

Новости ForPost

Метки

поэзия праздник Фёдор Достоевский арт-отель "Украина" концерт Театр им. Кукол Живая классика Конкурс красоты фестиваль Конкурс "Живая классика" театр танца Вадима Елизарова живопись СЦКиИ спектакль VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Херсонес Таврический Санкт-Петербург Балаклава 75 лет Победы кино Ольга Панкратова Импровизационный батл Андрей Маслов Великая Отечественная война Психо Дель Арт современное искусство 9 мая фильмы вокал дети Театральная улица благотворительность художник конкурс День ВМФ Херсонес пандемия творчество Море онлайн-марафон История Бесы шоу День Победы художники Музеи онлайн Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Анна Каренина Золотая балка Фонд «Живая классика» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" ДКР Григорий Лифанов Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Картины театр мастер-классы Эрмитаж Севастополь Сергей Шнуров Федюхины высоты Театр имени Луначарского искусство коронавирус открытие сезона самоизоляция книги Александр Петров #WineFest Театр танца им. Вадима Елизарова Мастер и Маргарита выставки группа Ленинград Севастопольский офицерский бал опера театр драмы "Психо Дель Арт" Опера в Херсонесе изоляция карантин Дворец культуры рыбаков Дмитрий Глуховский роман "Текст" Молодёжь СевТЮЗ балет спектакли Достоевский Большой севастопольский офицерский бал кинофестиваль Святой Владимир Динопарк Севастопольский ТЮЗ Крымский военно-исторический фестиваль Андрей Кончаловский театр Луначарского День рыбака Кванториум Клим Шипенко Лев Толстой музыка выставка