«СО_участие» на Малой сцене: шоковая терапия «Королевой красоты»

26-02-2018 19:28

На Малой сцене театра имени Луначарского стартовал проект Дмитрия Кириченко «СО_участие: новая драма». Суть этой истории, на первый взгляд, проста: познакомить зрителей с современными пьесами, которые, вполне возможно, дойдут до широкой публики. Открыла «СО_участие» драма Мартина МакДонаха «Королева красоты из Линейна». А драма ли? Может, комедия? Или мелодрама? Это один из вопросов, который поднимался на обсуждении после читки. А вопросов было много. Некоторые из них мы задаем себе, и по сей день, а очевидных ответов никогда не получим. Например – готовы ли мы, зрители, выйти из зоны комфорта?

Мартин МакДонах – английский драматург, режиссёр, продюсер, лауреат премии «Оскар». «Сенсация Европы», «чудо современной сцены», «Чехов 21 века» — как только сейчас не называют МакДонаха. А ведь есть за что. Он – первый драматург со времён Шекспира, четыре пьесы которого шли в репертуаре Лондонского Корлевского Национального Театра в одно время. Однако, успех не всегда сопутствовал МакДонаху. Почти десять лет он просидел дома, живя на пособие по безработице. Все его пьесы отвергали театры и разные студии.

«Королева красоты из Линейна» — первый «прорыв» ирландского драматурга. Неожиданно, пьеса снискала на Бродвее большую популярность и принесла Мартину премию «Тони». В нашей стране Константин Райкин одним из первых отреагировал на острую драматургию МакДонаха и в 2007 году на Малой сцене «Сатирикона» поставил «Королеву красоты». Проект «СО_участие: новая драма» в театре имени Луначарского открыла именно эта пьеса. В читке принимали участие артисты Ирина Демидкина, Анастасия Лазукина, Пётр Котров, Илья Синькевич и сам организатор проекта – театральный критик Дмитрий Кириченко.

«Королева красоты из Линейна» — история о беспощадной битве за счастье между старой и беспомощной матерью и её одинокой и глубоко несчастной дочерью. Бешеный темперамент героинь накаливает всё действо до предела и эта история превращается то в откровенный фарс, то в «кухонные войны». Банальные скандалы, бумаги из психбольницы, обливание кипящим маслом – в этой смертельной мясорубке в ход идут любые средства. Дочь из последних сил пытается устроить свою личную жизнь, а мать делает всё возможное, чтобы удержать её рядом с собой. Трагический исход, как и очищающий катарсис, неизбежен.

После читки пьесы Дмитрий Кириченко сразу вынес на обсуждение вопрос определения жанра. Пьесу ставили в разных странах мира — в России, в Азербайджане, в Австрии, в Черногории – но везде по-разному трактовали эту историю. И даже актёры и зрители разошлись во мнении: кто-то считал, что «Королева красоты» — это комедия чистой воды, некоторые стояли на том, что пьеса МакДонаха – психологическая драма, ну а кто-то её определял как трагикомедию. Что самое интересное – все они правы. «Королева красоты», как, в принципе, и остальные пьесы ирландского драматурга, поднимает проблему человеческой природы, которая капризна, мстительна и порою так смешна. Автор беспощадно и правдиво обнажает человеческую суть. Неизбежно проступает её комедийность и весь драматизм последствий для героев, участвующих в этом жестоком фарсе.

Несмотря на то, что спектакли по пьесам МакДонаха – это своеобразный сеанс шоковой терапии, они нужны современному театру. Очень нужны. В них сохраняется тот допустимый уровень жестокости, который психика зрителя способна адекватно воспринять. При всём при этом важно понимать – драматургия МакДонаха глубоко духовна. В ней любовь к человеку и боль за него. А ведь язык, на котором театр говорит со своим зрителем, основан именно на этих понятиях.


Актёры также поделились своим ощущением от того материала, в который они погрузились. Ирина Демидкина, читающая за мать (Мэг Фолан), призналась, что для себя до конца не определила жанр этой истории. «Всё зависит от режиссёра, который будет это ставить. Мне интересен взгляд человека, который удивит меня – перевернет всё с ног на голову, предложит какой-то иной способ существования, чтобы захотелось капнуть поглубже», — говорит актриса.

Анастасии Лазукиной, которая недавно пополнила труппу театра, пришлось вжиться в образ глубоко несчастной дочери (Морин Фолан). Она не скрывала, что ей было очень тяжело примерять роль доведённой до отчаяния 40-летней женщины. Однако определенный опыт соприкосновения с человеческой жестокостью у Анастасии имеется. «У меня была одноклассница, которая била свою бабушку ногами в живот, но когда я к ней приходила, она была очень милая, — рассказывает актриса. — Я видела эту несчастную бабушку, которая за ней постоянно ходила, контролировала каждый её шаг. В какой-то момент эта жизнерадостная девочка просто не выдерживала. Я думаю, что на темы насилия и жестокости тоже надо говорить в театре».

Да, в театре, безусловно, нужно говорить на такие темы. Ведь театр – это соучастник той истории, которая пишется каждый день, соучастник нашего внутреннего монолога. Другой вопрос – на каком языке строить общение? На языке западной драматургии, где понятные нам переживания поданы в форме скетчей или на «языке Станиславского», помня о «психологическом театре» и не забывая наши традиции? На этот вопрос определенный ответ, пожалуй, даст только сам режиссер, который возьмется за постановку пьесы МакДонаха.

Готов ли наш зритель к такому серьёзному и очень непростому диалогу? Вполне возможно. Ведь глубоко несчастные люди, которые борются со своими внутренними демонами – это ведущие герои Достоевского и Чехова, это вечные мотивы русской литературы, это мы с вами, в конце концов. А «Королева красоты» англичанина МакДонаха – это увеличительное стекло нашего времени, показывающее то, с чем мы не очень-то хотим мириться. Но надо выбирать: либо оставаться в розовых очках либо принимать сегодняшнюю реальность со всеми её изъянами. Мартин МакДонах уже давно сделал свой выбор. Теперь наша очередь.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Чего ожидать от нового альбома Холзи?

После трёх лет затишья Холзи анонсировала выход нового альбома «The Great Impersonator» («Великий подражатель»). Пластинка выйдет 25 октября, но интерес к лонгплею лейбл подогревает ещё с середины лета. В чем концепция альбома и что ещё ожидает фанат

Миа Бойка против квадроберов: хроника скандала

Певица Миа Бойка осудила девочку-квадробера прямо на сцене во время своего концерта. После этого споры о нормальности квадробинга вспыхнули с новой силой. Что именно произошло на концерте, в чем обвиняют Мию и нормально ли для детей имитировать повед

Linkin Park возвращаются с новой вокалисткой

Легендарная группа Linkin Park вернулась! Новые вокалистка и барабанщик, премьера сингла, анонс нового альбома и даже небольшой тур — рассказываем обо всём по порядку в нашем материале.
Обложка: Warner Records

Подробнее

Почему новая реклама J’adore Dior с Рианной разочаровывает?

Модный дом Dior выпустил новый рекламный ролик одного из своих главных парфюмов — цветочного J’adore Dior. В главных ролях Рианна, которая стала новым лицом аромата после Шарлиз Терон. Какой получилась новая реклама и почему она совсем не впечатляет?

«Сын маминой подруги»: новая дорама, покорившая Netflix

В середине августа платформа Netflix презентовала дораму «Сын маминой подруги». После первого эпизода ромком попал в топ-10 самых популярных проектов сервиса, расположившись на 4 месте. В чём секрет успеха и почему вам не стоит упускать эту новинку —

Новости ForPost

Метки

фильмы 2023 Конкурс "Живая классика" мультфильмы 2024 Театральная улица Севастопольский ТЮЗ искусство театр игры 2024 Золотая балка Netflix поэзия коронавирус Большой севастопольский офицерский бал Молодёжь Александр Петров сериалы 2024 Афиша Севастополя художники выставки Balenciaga игры 2023 рецензия Театр имени Луначарского театр драмы "Психо Дель Арт" творчество живопись Театр Лавренёва Фестиваль «Таврида — АРТ» музыка 2023 выставка музыка спектакли мастер-классы праздник спектакль мультфильмы Крым Louis Vuitton СевТЮЗ Тейлор Свифт концерт Дворец культуры рыбаков Анна Каренина K-pop ЦГБ им. Л.Н.Толстого Федюхины высоты куда сходить музыка 2024 Андрей Маслов День ВМФ «Оперные вечера в Севастополе» опера Херсонес Неделя моды в Париже Мода кино Российские сериалы Севастопольский театр оперы и балета Неделя моды Валерий Либа Модный показ Григорий Лифанов Музей-заповедник "Херсонес Таврический" арт-отель "Украина" Музей обороны Севастополя Психо Дель Арт книги Балаклава изоляция театр Луначарского российские фильмы Сергей Безруков Конкурс красоты Dior сериалы 2023 карантин "Кинопоиск" 9 мая фестиваль «Природа Искусства» Виталий Либа День Победы Херсонес Таврический ДКР фестиваль Обзор хоррор аниме 2024 афиша Севастополь Санкт-Петербург Аниме фильмы 2024 балет мода и стиль мультфильмы 2023 СЦКиИ Новый год Клим Шипенко Севастополь фильмы Театр им. Кукол