Снято на «яблоко»: как формировался айфонный кинематограф

01-10-2020 16:38

13 октября (по неофициальной информации) состоится презентация iPhone 12. Для Apple, как собственно и для фанатов «яблочных» гаджетов, это событие. В принципе, весьма достойный повод, чтобы вспомнить фильмы, которые были сняты на самый популярный в мире смартфон. Не одним пятичасовым «Эрмитажем» Аксиньи Гог славен айфонный кинематограф. Когда-то на iPhone 7 Plus Стивен Содерберг снял психологический триллер «Не в себе», но ведь и до него режиссёры неоднократно экспериментировали с камерой смартфона. Что из этого получилось – в нашем обзоре.

«Ночная рыбалка» (Paranmanjang, 2011)

Режиссёр: Пак Чхан Ук

Камера: iPhone 4

Многим имя Пак Чхан Ук, быть может, ни о чём и не говорит, но те же многие наверняка хотя бы слышали о таких жемчужинах южнокорейского кинематографа, как «Олдбой» и «Служанка». Пак Чхан Ук многое сделал для того, чтобы на Западе признали корейское кино. Также он известен и своими экспериментами. В 2011 году «Ночная рыбалка» Пака Чхан Ука победила на Берлинском кинофестивале в категории «Лучший короткометражный фильм». Самое интересное в этом событии то, что «Ночная рыбалка» полностью снята на iPhone 4 — смартфон, который неплохо писал видео для своего времени, но не имел режима ночной съёмки. Помимо телефона режиссёр использовал дополнительные линзы и много привычный съёмочной техники: свет, штативы, стабилизаторы и не только.

«Это не фильм» (In Film Nist, 2011)

Режиссёр: Джафар Панахи, Моджтаба Миртахасеби

Камера: iPhone 4

Иранский кинематографист-диссидент Джафар Панахи в 2011 году был подвергнут суровому наказанию: ему на двадцать лет запретили заниматься кино и отправили в тюрьму. В ожидании приговора он сделал этот импровизационный фильм, снимая своих соседей и знакомых. iPhone таким образом стал для режиссёра последним доступным инструментом творчества и, более того, символом свободы. Работа Панахи доказывает, что кино, как и страсть к творчеству или стремление к свободе, не остановить. Это подтверждает и то, что из Ирана фильм был вывезен на флешке, спрятанной в торте.

«В поисках Сахарного Человека» (Searching for Sugar Man, 2012)

Режиссёр: Малик Бенджеллуль

Камера: iPhone 5

Полнометражный документальный фильм о поисках легендарного фолк-музыканта, которые организовывает пара южноафриканцев. Лента стала одним из главных событий в мире кино в 2012 году, удостоившись десятка крупнейших кинонаград, в том числе «Оскара». Частично фильм снимался на iPhone 5 и во многом именно поэтому получил признание: профессионалы и зрители были впечатлены смелостью и находчивостью авторов. Любопытно, что к iPhone и приложению для создания эффекта ретро-изображения 8mm Vintage Camera режиссёр прибегнул не по своей воле. Фильм снимался на 8-мм пленку, но посреди съёмок кончились деньги на необходимое оборудование. «Оскар» таким образом обошёлся автору всего в $1,99.

Hooked Up (2013)

Режиссёр: Пабло Ларкен

Камера: iPhone 5

Сочетание ограниченного бюджета, грязноватого изображения и необходимости сюжетной оправданности съёмки на телефон закономерно подталкивает начинающих кинематографистов к поджанру хоррора found footage. По сюжету этой испанской картины, группа молодых людей тусит в ночной Барселоне, фиксируя происходящее на телефон. Заканчивается веселье запертой квартирой, встречей с маньяком, мистикой и поножовщиной. Типичный хоррор-сюжет, но факт использования iPhone на протяжении почти 80 минут экранного действия в любом случае примечателен.

«Кошки и собаки» (Catsand Dogs, 2013)

Режиссёр: Мин Бьюнг-Ву

Камера: iPhone 4s

А это ромком из Южной Кореи с зашкаливающим уровнем мимимишности. Отношения молодой пары, кошатника и собачницы, развиваются параллельно с отношениями их питомцев, причём наблюдать за последними гораздо интересней. Визуально лента напоминает нечто среднее между аниме и няшными фильтрами Instagram, популярными на заре соцсетей.

«Я играю с фразами» (I Play With the Phrase Each Other, 2014)

Режиссёр: ДжэйАльварез

Камера: iPhone 5

Эта черно-белая криминальная драма примечательна не только тем, что полностью снята на iPhone, но и своим камерным минимализмом. Фильм строится преимущественно на крупных и средних планах героев, разговаривающих друг с другом по телефону. Этого оказывается достаточно для создания внушительного психологического напряжения.

«Сложно обмануть себя» (Uneasy Lies the Mind, 2014)

Режиссёр: Рики Фосхайм

Камера: iPhone 5

Независимая психологическая драма из США, снятая на iPhone 5, и к тому же на деньги, собранные с помощью краудфандинга. По сюжету, во время отдыха двух семейных пар в загородном доме главный герой начинает путать реальность и собственные фантазии. Большая часть событий показана от лица сумасшедшего.

Авторы сначала планировали снимать фильм на 16-мм пленку, но бюджет в дальнейшем не позволил. Решили, что и смартфон сойдёт, правда снабженный оптикой Nikon и кучей приложений наподобие FilmicPro. Критики отмечают, что дефекты изображения, связанные с несовершенством камеры iPhone, удачно вписываются в атмосферу повествования. Что, впрочем, является единственным достоинством картины «Сложно обмануть себя». В остальном картина, говорят, довольно посредственная.

«Мандарин» (Tangerine, 2015)

Режиссёр: Шон Бэйкер

Камера: iPhone 5s

Эта трагикомедия о лос-анджелесских трансгендерах заработала статус фестивального хита. Причина, надо полагать, в том, что формат айфонного изображения здесь особенно удачно совпал со стилистикой cinémavérité и китчевым духом истории. Решение снимать на iPhone позволило значительно удешевить производство, однако никак не упростить. Режиссёр Шон Бейкер, по слухам, за время работы над проектом проклял всё и поклялся никогда впредь не использовать смартфоны. Впрочем, в своей свежей картине «Проект Флорида» он всё равно задействовал iPhone для некоторых сцен.

«Девять поездок» (9 Rides, 2016)

Режиссёр: Мэттью Черри

Камера: iPhone 6s

Ещё одна картина, в которой формат iPhone сочетается с камерностью. Действие ленты разворачивается в салоне автомобиля водителя Uber. Он становится невольным свидетелем драм, происходящих с его пассажирами, и одновременно переживает личную трагедию.

«Фагот» (2018)

Режиссёр: Борис Гуц

Камера: iPhone 7 Plus

В техническом плане фильм интересен тем, что снимается iPhone 7 Plus и GoPro в формате POV, то есть все действие зритель видит как бы от первого лица (как это было в «Хардкоре»). По сюжету, главный герой пытается расстаться с девушкой-стервой, причём выбирает самый нелепый способ, запускающий цепь неожиданных последствий.

«Не в себе» (Unsane, 2018)

Режиссёр: Стивен Содерберг

Камера: iPhone 7 Plus

Фильм посвящён истории женщины, оказавшейся в психиатрической лечебнице. При этом непонятно, происходящее – это суровая реальность или только плод фантазии героини.

Помимо профессиональной периферии, Содерберг пользовался альтернативным приложением камеры — FiLMiCPro. Это позволило устанавливать более тонкие настройки записи: нестандартные соотношения сторон, создание кастомных светофильтров, режимы под стороннюю оптику и не только. «Не в себе» дебютировал на Берлинском кинофестивале. Картина не взяла никаких наград, тем не менее снискала в прокате коммерческий успех. При бюджете в $1,5 млн фильм собрал кассу в размере $14,3 млн.

Содерберг оказался настолько доволен возможностями iPhone, что теперь собирается снимать только на это устройство и предрекает скорую революцию во всей мировой киноиндустрии. Собственно, в 2019 г. на Netflix у Содерберга вышел фильм «Птица высокого полёта», снятый уже на iPhone 8 Plus.

«Снег, пар, железо» (Snow Steam Iron, 2018)

Режиссёр: ЗакСнайдер

Камера: iPhone 7 Plus

Зак Снайдер прежде всего известен отменными экранизациями комиксов и графических новелл: «300 спартанцев», «Хранители», «Человек из стали» и не только. Поклонники первоисточников обычно высоко оценивают работу Снайдера, поскольку его адаптации получаются максимально дотошными и близкими к оригиналам. В случае со Снайдером можно поговорить и о фирменном визуальном стиле.

Во-первых, он часто стилизует фильмы под комиксы. Это заметно не только в экранизациях, но и в собственных проектах вроде «Запрещённого приёма». Во-вторых, режиссёр талантливо освежает затасканные приёмы. Взять хотя бы пресловутый slow-mo. В фильмах Снайдера камера довольно часто меняет ракурс во время замедления времени. То же можно сказать и об Action Zoom – приёме, суть которого заключается в укрупнении и отдалении плана в ключевые моменты экшн-сцен. Снайдер любит ускорять время во время игры с зумом.

В-третьих, Снайдер часто использует холодные светофильтры. Многие из этих приёмов постановщик применял в жутковатой короткометражке «Снег, пар, железо». Сей проект режиссёр сделал за одни выходные при помощи iPhone 7 Plus. От прочих подобных экспериментов «Снег, пар, железо» отличается обилием экшн-сцен и спецэффектов. Других таких нагруженных картин, снятых на смартфон, на сегодняшний день не существует.

Источники: tvkinoradio.rulife.ru

Фото: film.ru, ravenousmonster.com, asiapoisk.com, youtube.com, imdb.com, startfilm.ru, beastgrip.com

Loading



Apple, iPhone, айфон,

Поделиться:

Похожие посты

TWICE вернулись с мини-альбомом «With YOU-th»

Популярная k-pop группа TWICE вернулась с новой музыкой. Мини-альбом «With YOU-th» стал первым релизом девушек в этом году и 13-ым в их дискографии. ForPost-Афиша уже послушала его и готова делиться впечатлениями.

Звё

«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?

Недавно вышла первая серия триллера «Внутри убийцы». В центре сюжета — петербургский маньяк, бальзамирующий своих жертв и психолог-профайлер, который должен его раскрыть. Удалась ли российская адаптация мирового бестселлера от Майка Омера, разбиралас

Hello Kitty 50 лет: все самое интересное про мультяшный бренд

Только недавно мы отмечали 95-летие Микки Мауса, после которого мышонок стал совсем взрослым и самостоятельным. Однако в этом году у

«Мадам Паутина»: уценённая супергероика

С начала десятых уровень супергеройского кино заметно улучшился, а затем... что-то пошло не так. Пару дней назад в кинопрокат вышел новый фильм «Мадам Паутина» от Sony. Рассказываем, почему критики от него не в восторге.

Подробнее

«Лёд 3»: любовь, коньки и драма

В кинотеатрах стартовала премьера заключительного фильма трилогии «Лёд». Главная героиня Надя Горина (Анна Савранская) мечтает пойти по стопам покойной матери и стать фигуристкой. Получит ли она заветный «Кубок льда» и почему кинокартину можно смотре

Новости ForPost

Метки

9 мая игры 2023 Молодёжь Мода Модный показ Крым балет творчество поэзия арт-отель "Украина" сериалы 2023 искусство Конкурс красоты Балаклава Севастопольский ТЮЗ Динопарк ДКР Ольга Панкратова Севастополь фильмы 2023 выставки фестиваль «Природа Искусства» театр Картины Золотая балка Клим Шипенко кинофестиваль Святой Владимир Афиша Севастополя Фёдор Достоевский Театр им. Кукол живопись Музеи онлайн Музей обороны Севастополя музыка коронавирус художники спектакли День ВМФ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского Херсонес Таврический праздник театр драмы "Психо Дель Арт" Фонд «Живая классика» Михаил Булгаков карантин Виталий Либа концерт мастер-классы Аниме выставка Театр Лавренёва 75 лет Победы Александр Петров рецензия Федюхины высоты Море Netflix Фестиваль «Таврида — АРТ» Театр имени Луначарского кино Эрмитаж «Оперные вечера в Севастополе» хоррор Новый год Мариинский театр фильмы 2024 изоляция Музей-заповедник "Херсонес Таврический" музыка 2023 Санкт-Петербург Григорий Лифанов Неделя моды Дворец культуры рыбаков фестиваль книги День Победы Сергей Безруков Севастопольский театр оперы и балета СевТЮЗ Неделя моды в Париже спектакль "Кинопоиск" мода и стиль Андрей Маслов опера мультфильмы 2023 Тейлор Свифт куда сходить Конкурс "Живая классика" СЦКиИ Психо Дель Арт фильмы Херсонес Достоевский мультфильмы Театральная улица Российские сериалы Валерий Либа