Сношение на сцене и поедание фекалий: «Норма» Богомолова обернулась жутким скандалом
Год театра закончился, а осадок от некоторых постановок до сих пор остался. Скандал, разразившийся на премьере спектакля «Норма» в ноябре 2019-го, не утихал очень долго. Ожидалось, что новый худрук Театра на Малой Бронной, Константин Богомолов, должен был привнести изюминку в репертуар, однако премьера обернулась фиаско.
Зритель не принял «Норму» режиссера Максима Диденко, поставленную по одноименному провокационному роману Владимира Сорокина, считающимся одним из самых мощных по стилю изложения и самым провокационным по содержанию во всей постмодернисткой литературе. Так, например, в одной из сцен один из героев сношает родную землю. «Это продолжалось бесконечно долго и в тот миг, когда горячее семя Антона хлынуло в Русскую Землю, над ним ожил колокол заброшенной церкви», – пишет автор. В спектакле акт изображен в деталях.
В другом эпизоде персонажи поедали фекалии, рассуждая об особенностях их происхождения: «У вас из детского сада? Сразу видно. А у нас из интерната». Происходящее настолько возмутило публику, что во время спектакля не обошлось без осуждающих выкриков.
А в антракте активисты и вовсе едва не побили Богомолова, крича ему «Позор!». На крыльце «Дворца на Яузе» в это время разворачивался не менее зажигательный перфоманс: пенсионер с копией Знамени Победы и плакатом с надписью «На сложную режиссуру Богомолова и Диденко слетается вся «элита». Мухи не ошибаются» спрашивал всех, не стыдно ли им, – писал портал «Дни.ру».
Досталось и супруге Богомолова, Ксении Собчак, ко всему, казалось бы, привыкшей даме. «Подхожу к театру, тороплюсь, и вдруг группа людей с камерами у главного входа видит меня и с криками: «Вот она – его жена! Позор, позор!» – буквально набрасывается на меня. За многое меня в жизни шеймили – за «Дом-2», за интервью с Волочковой, но вот за мужа и его театр – никогда!», – описала она этот «новый и даже волнующий опыт».
Сам Константин Богомолов, прежде чем ответить на критику публики, выждал мхатовскую паузу, после чего заявил, что спектакль пытались сорвать специально.
«Я хочу сказать после премьеры Максима Диденко в нашем театре… об Олеге Павловиче <Табакове>. О том, что приходит время и тебя уже не защищает большой великий и добрый человек, а ты сам встаёшь у руля и говоришь: всем сохранять спокойствие… Спасибо Вам, что Вы научили меня делать дело и идти сквозь плевки, брань, зависть и мелочность. Идти сквозь, зная цель и помня об ответственности за будущее, за прошлое, за младших, за старших, и главное, за талантливых. Словом, за всех, кому ты можешь дать своё тепло, защиту и энергию», – написал художественный руководитель Театра на Малой Бронной в своем профиле в Инстаграме. (Орфография и пунктуация автора сохранены)
Можно сказать, что Максим Диденко, по сути, попал под раздачу, ведь его режиссура никогда прежде не подвергалась такой жесткой критике, хотя классическим стилем работы Диденко не отличались. Тем не менее спектакли Диденко многократно выдвигались на соискание различных премий, среди которых «Золотая маска», «Золотой софит», «Прорыв» и премия Сергея Курехина.
Стоит отметить, что спектакли самого Константина Богомолова периодически срываются. Например, в 2013 году православные активисты пришли в Художественный театр и «лично убедились в кощунственном характере спектакля «Идеальный муж». Они усмотрели в постановке пропаганду разврата, гомосексуальных отношений и наркомании, осквернение символа распятия. Поэтому в конце второго акта на сцену вышли возмущенные люди с криком: «Как вы можете терпеть издевательство над вашей верой? Зачем вы так ненавидите Христа, ведь его распяли за нас». На авансцене тогда развернулась драка. Но простые зрители, монтировщики, администраторы Художественного театра стащили провокаторов со сцены. Подбрасывали к стенам МХТ им. Чехова и отрубленную свиную голову…
Так что, в принципе, зная и скандальную славу Владимира Сорокина, по роману которого был поставлен нашумевший спектакль, и скандальную славу худрука Театра на Малой Бронной Константина Богомолова, удивляться инциденту на премьере как раз таки не приходится.
Удивляют зрители, которые идут на заведомо скандальный спектакль, а потом возмущаются, что им со сцены «какаху» подсунули. Искусство субъективно в принципе, современное искусство, помимо этого, еще и провокационно. Скандал для него – лучшая реклама. Запретить это нельзя. Но ведь можно выбирать — ходить на постановки других режиссеров. Известных качеством своей работы, а не только скандалами.