«Смута»: каким получился «Ведьмак» по-русски?
Конкурент «Ведьмака», убийца «Red Dead Redemption 2» и «Assassin’s Creed» — как только не называли игру «Смута» студии Cyberia Nova. По геймплейному трейлеру и демо-версии, так называемой экскурсии, пользователи пришли к выводу: до известных AAA-игр проекту ещё далеко. Но в сообществе не угасали надежды — на релизе всё может измениться. 4 апреля, после нескольких переносов, игра вышла эксклюзивно на платформе VK Play. Удалось ли разработчикам погрузить игроков в Россию начала XVII века — узнаем сегодня.
Фото обложки: 3dnews/VK Play
По стопам «предков»
Отечественные игроделы в основном славились небольшими инди-разработками, которые периодически всплывали в топ Steam. Первый масштабный прорыв за последние годы совершил экшн-шутер «Atomic Heart» от студии Mundfish. История Сергея Нечаева оказалась достойным ответом зарубежным хитам, хотя и не была безупречной. С выходом этой игры у игрового сообщества появилась уверенность — мы можем делать хорошо.
Как и в случае с «Atomic Heart», создатели одной из самых ожидаемых игр за основу взяли историческую «базу». Однако если Нечаев зачищал роботов в альтернативной версии Советского Союза, то здесь попытались уместить всю главу учебника по истории, посвящённую «смутному времени».
Сухой кодекс «Смуты»
Действие «Смуты» происходит в 1612 году. «В стране царит безвластие. Люди голодают. Государство раздирают кровопролитные войны, — гласит официальное описание на странице игры в VK Play. — Главный герой, боярин Юрий Милославский, принимает личное участие в сборе Нижегородского ополчения, в Битве за Москву и в других исторических событиях того времени». Так авторы вдохновлялись не только настоящими историческими фактами, но и опирались на художественное произведение Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Фото: Cyberia Nova
По словам самих разработчиков, пройдя игру, пользователи смогут легко сдать экзамен (ЕГЭ или какой-либо другой — не уточняется). И в каком-то смысле это правда. «Смута» полна исторических справок, которые расположены в так называемом кодексе — архиве, который пополняется статьями по мере прохождения. Личности, события, города, предметы — всё подробно, даже крайне подробно описано здесь. Кодекс — вещь полезная, но вот читать его для игроков оказалось трудновато. «Первое ощущение, что это не РПГ в стиле Ведьмака, а учебное пособие (по истории, архитектуре, костюмам) в стиле визуальной новеллы», —пишет один из них в своём отзыве. Тексты написаны сухо и запутано. Кто-то даже сравнил их со статьями в «Википедии».
А что с лицами?
Говоря о самом сюжете, который является одной из главных составляющих РПГ-игр, нельзя не отметить его особенности. Юрию предстоит и сражаться с недругами, и помогать крестьянам, и завоёвывать внимание женщин. Главный герой может отыгрывать как шутливого добряка, так и сурового воина, который не потерпит унижения и насмешек. Кстати юмора тут достаточно: шутки, отсылки, иногда даже ирония. Однако вот воспринимать диалоги и катсцены тоже непросто.
Фото: Cyberia Nova
Дело в том, что лицевые анимации, как и озвучка, в «Смуте» никак не позволяют сосредоточиться на том, что говорят персонажи. Их губы то еле шевелятся, то не двигаются вовсе. Голоса звучат с разной громкостью, иногда с эхом, а иногда обрываются на полуслове. Вызывали негатив у игроков и переходы между сценами — мигающий через чёрный фон экран, по их словам, быстро вызывал усталость глаз и головные боли. Ведь диалогов в игре действительно не мало, и каждая фраза сопровождается подобным переходом. В общем, людям с эпилепсией лучше отойти от экрана.
Как в «Ведьмаке» точно не будет
Без пристального изучения не обошлась и «боёвка» в «Смуте». Еще до релиза в группе «Вконтакте» по неосторожности авторы написали, что механика в «The Witcher 3: Wild Hunt» «чудовищная, такой точно не будет». За эти слова в них прилетела отдельная порция хейта, и их собственный взгляд на сражение в РПГ ждали больше всего. Каков же Юрий Милославский в бою? Ну, в первую очередь, медлителен…
Фото: Cyberia Nova
В арсенале у главного героя щит, сабля, пищаль, копьё, которое позже сменяется на бердыш. Снаряжение обновляется автоматически, ведь как такого инвентаря в игре нет. Как говорится — бери, что дают. А сам процесс владения холодным оружием выглядит неторопливым и даже вялым.
Интересно, что на любом уровне сложности, весь этот арсенал может и не спасти Юрия от смерти. Враги часто нападают толпой, в которой есть и стрелки, и «ближники». Одно неверное движение, и коварные иноземцы или разбойники загонят в долгий «стан» (оглушение, во время которого пользоваться оружием невозможно). А затем последует ещё серия ударов от каждого нападающего. Привыкнуть к темпу боя для многих игроков стало отдельным заданием со звёздочкой.
Фото: Cyberia Nova
Для любителей скрытых атак и «стелс» тоже завезли. Юрий может подкрасться практически вплотную и все равно остаться незамеченным, что и плюс, и минус. За спиной врага доступно провести «тихое убийство», которое никак не привлечёт врагов. Неожиданный труп товарища их тоже не смутит. Однако если ранения избежать не удалось, стоит сказать, что главный герой не восстанавливается сам. Восполнить своё здоровье боярин может только вне боя, испив «студёной водицы» из колодца. Эта деталь показалась пользователям неплохой игровой условностью.
Смотрим, руками не трогаем
Что действительно понравилось аудитории, так это приятная «картинка». Лучи света падают на деревянные домики на узких улочках русских городов, за стенами которых лежит густой туман, или дикие леса, или золотые поля пшеницы. «Смута» обладает красочными пейзажами, которые лучше рассматривать издалека. К сожалению, вблизи мало с чем можно взаимодействовать. Из интересного — Юрий с удовольствием пускается в пляс вместе с честным народом.
Фото: Cyberia Nova
Тем не менее здесь полностью отсутствует не то, что «паркур», а понятие прыжка вообще. Поэтому исследовать красоты игроки могут только глазами, руками ничего не трогая и ногами не наступая.
Но и это оказалось доступно далеко не всем. Оптимизация — ещё одна слабая сторона «Смуты». Даже после «патча первого дня» игроки жалуются, что она вылетает, не запускается или виснет. С проблемами сталкиваются даже владельцы комплектующих последнего поколения.
Фото: Cyberia Nova
Хватает багов и внутри самой игры. В сети распространяются записи с самыми смешными и неожиданными ошибками в геймплее «Смуты». Смещение или исчезание текстур, телепортация Юрия, его коня или других NPC, провалы под карту или столкновение с невидимыми стенами, ну и банально — баги квестов, которые препятствуют нормальному прохождению. С технической точки зрения над проектом предстоит ещё не мало работы.
«Смутное время» ещё настанет?
Как заявляли разработчики, поддержка «Смуты» планируется ещё в течение нескольких лет. А там не за горами и возможные DLC, которые уже не раз спасали самые разные продукты игровой индустрии. Пока у игроков сложилось мнение, что интересная, перспективная игра была выпущена в сыром виде и требует значительной доработки. Дальнейшая судьба «Смуты» зависит только от авторов и, возможно, спустя не один патч мы увидим увлекательное, качественно улучшенное приключение по страницам российской истории.
Таисия Сариева