«Смерть на Ниле»: ещё один эгоцентричный детектив
Так уж вышло, что этот фильм сам чуть не умер. «Покушения» шли одно за другим: тут вам и переносы даты выхода из-за пандемии, и целый ряд скандалов с участием актёрского состава. Поэтому то, что он вообще вышел — чудо. Правда, второго чуда не случилось: перед нами вновь акт нарциссизма с перерывами на детектив.
Кеннет Брана нашёл довольно изощрённый способ тешить своё эго — с помощью творчества Агаты Кристи. Первый раз это произошло с картиной «Убийство в Восточном экспрессе». Там зацикленность режиссёра Браны на себе любимом (он же сыграл и главную роль) была, пожалуй, одним из главных недостатков. Но зрителям понравилось увиденное. А Бране — нахваливать себя чужими устами. Поэтому и в «Смерти на Ниле» ситуация не поменялась.
Если Агата Кристи изображала Эркюля Пуаро как хладнокровного гения, то в фильме у него появляется весьма сентиментальная предыстория. А по ходу повествования проглядывается «пунктирная» любовная линия. По идее такие изменения должны были придать персонажу Пуаро глубины. Но по итогу лишь разбавили детективную составляющую и дали дополнительное время на то, чтобы похвастаться в кадре роскошными усами. Они, кстати, обзавелись собственной сюжетной аркой. Удивляться тут нечему.
«Смерть на Ниле», реж.: Кеннет Брана, Великобритания, США, 2020 г. / «КиноПоиск»
Справедливости ради, свет софитов здесь направлен не только на главного героя. Весь актёрский состав можно похвалить. Равно как и ответственного за кастинг: пассажиры парохода «Карнак» колоритны, харизматичны. А что самое главное, они отлично отыгрывают данные им архетипы: будь то деспотичная аристократка или нагловатая джаз-певица. Особенно хороша Эмма Маккей: в образе отверженной и оттого немного безумной девушки она смотрелась довольно убедительно.
Собственно, на актёрах и держится первая половина фильма: она больше похожа на триллер, притворяющийся детективом. Нас знакомят с предысторией персонажей, очерчивают мотивацию каждого из них. А заодно пугают зловещими предзнаменованиями. Смерть, заявленная в названии, произойдёт только на втором часу. И вот потом повествование будто сорвётся с цепи: скандалы, паранойя, слёзы. Добавить бы хоть часть этого действа в первую половину фильма, и его было бы намного приятнее смотреть.
«Смерть на Ниле», реж.: Кеннет Брана, Великобритания, США, 2020 г. / «КиноПоиск»
Если же говорить про удачные решения, то это вне всяких сомнений сам Египет. Даже периодические ляпы с хромакеем не мешают наслаждаться Нилом и окрестными пейзажами. Одновременно картина может похвастаться отлично подобранными костюмами, детально проработанными декорациями и режиссурой Браны (особенно он хорош в постановке кадра). Созерцать это чертовски приятно: на фоне этой картины заснеженные локации из «Восточного экспресса» ожидаемо проигрывают.
«Смерть на Ниле», реж.: Кеннет Брана, Великобритания, США, 2020 г. / «КиноПоиск»
С детективной составляющей вышло похуже. Раскрывать это преступление интересно, но несложно – явно не задача со звёздочкой. При этом «Смерть на Ниле» — честный детектив. Все подсказки аккуратно разбросаны по фильму. Немного смекалки — и преступников можно угадать гораздо раньше Пуаро. К сожалению, блестящая история Агаты Кристи в переложении Браны оказалась захламлена ненужными подробностями и социальными комментариями.
Ждёт ли «Смерть на Ниле» успех предшественника? Сказать сложно. С кинематографической точки зрения обе картины находятся примерно на одном уровне (им подойдёт слово «добротные»). Но вот шлейф многочисленных скандалов может отпугнуть зрителя. Возможно, это была последняя возможность для Кеннета Браны польстить самому себе (и потратить на это более ста миллионов долларов). Будем надеяться, он ей воспользовался.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru