Слушая сердцем: интерактивный альманах поведал о блокадном Ленинграде
Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил
Вера Инбер
В 75-летнюю годовщину полного снятия блокады Ленинграда музей-заповедник «Херсонес Таврический» реализует военно-патриотический проект «Вахта памяти». Его открывает выставка «Слушай, Ленинград…», посвященная городу-герою на Неве, давнему побратиму Севастополя.
Звуки метронома разносятся по камерному выставочному залу, и каждый равномерный удар всё дальше уносит в прошлое, в самое пекло страшной трагедии. В кольце блокады ленинградцы считали дни в надежде однажды проснуться мирным утром. Город оказался в тисках врага, но так и остался непокоренным.
Выставка «Слушай, Ленинград!..» похожа на интерактивный альманах о жизни горожан, которые сумели, вопреки обстоятельствам, выдержать напор неприятеля. Она показывает не столько трагизм блокады, сколько силу воли ленинградцев.
Интерактивная инсталляция «Слушаем небо…» позволяет почувствовать себя героем блокадной ПВО – легендарным «слухачом» – и услышать звуки ночного авианалета. Чувство реальности происходящего постепенно покидает. Кадры хроники блокадного Ленинграда еще больше размывают границу во времени и преломляют восприятие. История отходит на второй план, и возникает явное ощущение «здесь и сейчас».
Зритель переживает зиму в осажденном городе, оказывается с бригадой, которая ликвидирует последствия бомбежки, наблюдает за возобновлением театральной жизни и запуском трамвайных маршрутов…
«Несмотря на то, что мы отражаем страшную страницу истории, не хотели подавать все в трагичном ключе. Мы отмечаем праздник – 75-ую годовщину окончания блокады. Репродукции картин, страниц газет и плакатов, письма, интерактивные инсталляции напоминают, как ленинградцы ждали и стремились к победе. Этот дух надежды и борьба до конца – трогают и заставляют преклоняться», – отметила организатор выставки Людмила Пергамент.
Жители города пытались забыть об ужасающей действительности и пользовались любой возможностью, чтобы окунуться в живой и прекрасный мир театра, музыки и кино.
Популярный в Ленинграде джаз-оркестр под управлением В. Коралли и К. Шульженко с первого дня Великой Отечественной войны стал фронтовым ансамблем. Сотни раз выезжал на фронт, где выступал перед бойцами Красной Армии.
Особая тема – дети блокады. Рано повзрослевшие, они всеми своими силами приближали победу. Детский танцевальный ансамбль Аркадия Обранта – пронзительная нота в этой симфонии. Истощенных ребят возвращали к жизни, но уже в марте 1942 года был дан первый концерт.
Румянец на щеках наводили губной помадой. Один из участников, Гена Кореневский, танцуя вприсядку, в какой-то момент просто не смог подняться. Бойцы, которые успели повидать многое, не могли сдержать слез, глядя на мужественных детей, танцующих весело и темпераментно.
«Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической первой зимы почти наполовину. Никогда не забыть мне, как темным зимним утром художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин диктовал очередную сводку о состоянии оркестра:
— Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…
И все-таки эти оставшиеся в живых, страшно истощенные музыканты и руководство Радиокомитета, загорелись идеей во что бы то ни стало исполнить Седьмую в Ленинграде», — воспоминания поэтессы и прозаика Ольги Берггольц.
Музыка блокады – еще одна, особая, страница трагической летописи. В осажденном городе жили и творили десятки композиторов, чьи песни, пьесы, марши звучали в промерзших концертных залах, из черных «тарелок» радио и в воинских частях.
Борис Асафьев в декабре 1941-ого, когда жизнь в городе практически остановилась, создает десять духовных хоров «Канты». В СССР это было одно из первых обращений к православной теме. Валериан Богданов-Березовский в самые суровые месяцы создал оперу-дневник «Ленинградцы». Сам автор назвал ее «запекшейся кровью событий». В основе сюжета – хроника обычной семьи, застигнутой войной. В этой истории было столько силы и правды, что в 1943-м, когда в город стали возвращаться чиновники, оперу запретили.
«В нашем историко-патриотическом проекте «Вахта памяти» перекликаются два города, которые стали символом несгибаемой воли – Ленинград и Севастополь. После открытия этой выставки мы продолжим знакомить севастопольцев и гостей города, с помощью публикаций на нашем сайте и в социальных страницах, с теми фронтовыми событиями, которые привели к победе над фашизмом. В мае мы откроем финальную выставку, которая будет посвящена освобождению Севастополя», – рассказала и.о. директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова.
Выставка «Слушай, Ленинград…» продлится до 21 апреля. Стоимость билета – 50 рублей, детям до 16 лет и льготным категориям – бесплатно.
Напомним, вход в музей-заповедник «Херсонес Таврический» бесплатный для севастопольцев, для остальных посетителей – 100 рублей.
Татьяна Руснак
Фото автора