«Словотворение»: второй день откровенного диалога
Первый конкурсный день «Словотворения» наглядно показал, каким должен быть градус эмоций на фестивале актёрских монологов. Выдержать такую же высокую ноту своего «соло» и нигде не сфальшивить – задача минимум для новых участников. Максимум – разжечь своё внутреннее пламя до такой степени, чтобы искры летели далеко за пределы сцены. У многих это получилось.
Что самое важное для актёра? «Гореть» тем материалом, за который он берётся? Скорее – внутренний огонь, как таковой. Увлечённость тем или иным образом ещё не даёт стопроцентной гарантии, что выступление выстрелит в десятку. Пусть даже не всё будет идеально технически, но если ты внутри наполнен, зритель это почувствует и отзовётся. Всё остальное – дело неустанной работы и постоянной практики.
В этом смысле, очень показательным было выступление Александра Шамрицкого с отрывком из романа Сомерсета Моэма «Острие бритвы». Духовные поиски и обретения главного героя Ларри были переданы очень честно, и что самое основное – от Александра невозможно было оторвать глаз. Неизвестно, в какой номинации победит актёр (и победит ли), но когда удаётся заразить зрителя своей энергетикой – это уже безоговорочная победа.
Владимир Соловьёв повысил заданный градус, рассказав «Притчу о смерти» Юрия Яра. В рамках одного монолога ему пришлось быть и рассказчиком, и кузнецом Егором и смертью с косой. Стоит отметить, что многие участники «Словотворения» ставили перед собой именно такую задачу – за одно выступление прожить разные образы. Но Владимиру Соловьёву было ещё сложнее, учитывая, что смерть – абстрактное понятие. Берясь за её воплощение, актёр имеет дело с очень тонкой и неоднозначной материей. Но тем интереснее. Процесс поиска – одна из самых важных составляющих актёрской жизни. Для многих это становится ключевым аргументом при выборе профессии.
Один из самых приятных моментов второго конкурсного дня – дань семейным ценностям. Екатерина Скрибцова поделилась со зрителями той болью, которая с кем-то всегда звучит в унисон. Жажда отцовского внимания и тепла – самое обычное явление в наше время. Для девочки дефицит такой любви – катастрофа и об её масштабах можно кричать бесконечно долго. Но когда подобный крик идёт со сцены – это является тем самым откровением, в котором заложена вся суть фестиваля актёрских монологов. А она проста – искренне говорить о том, о чём не можешь молчать. Тогда это тронет. Тогда внутри всё отзовется. Да, папы уходят. Но ведь и мамы уходят. Иногда слишком далеко, и в пределах Земли их уже не найти. А куда уходят мамы? Этим вопросом задалась Ирина Плескачёва, прочитав монолог, написанный Андреем Масловым.
Когда актёру выпадает шанс завести на сцене откровенный разговор, то не воспользоваться им – наверное, преступление перед самим собой. Правила «Словотворения» не обязывают участников для диалога со зрителем брать только классику или произведения известных авторов. Елизавета Бессокирная о своём мироощущение рассказала собственными стихами. Театр, дающий актёру очень многое, не всегда даёт ему возможность раскрыться через собственное «я», проще говоря – сыграть самого себя. «Словотворение» лишено этих рамок. Актёр не сдаёт экзамен приёмной комиссии, а наполняет пространство своей уникальной аурой. Смысл понятия «свобода творчества» целиком и полностью раскрывается именно здесь.
Какой бы материал не брали актёры – откровения наших классиков и современников или свои собственные – в любом случае, каждый доносит зрителю то, с чем он созвучен, а значит – часть самого себя. Чья история покорила членов экспертного совета – узнаем уже сегодня вечером.
Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк