«Синица», «радуга», «керенки»: в Севастополе открылась выставка «Искусство денег»
Ассигнации, а затем и кредитные билеты прочно вошли в историю, попав на страницы многих известных литературных произведений. Сегодня мы и не представляем жизнь без бумажных денег. Между тем купюры — это не только платёжные знаки. Многие из них настоящие произведения искусства. В Центральной городской библиотеке им. Л. Н. Толстого открылась выставка, приуроченная к 250-летию со дня введения в обращение в России первых бумажных денежных знаков.
В экспозиции также представлены репродукции других форм наличных денег — червонца, кредитных билетов, казначейских знаков. Не остались без внимания и «керенки».
«Выставка показывает историю российских денег, их значение в общественно-политической жизни разных поколений. Гости узнают о том, как появились денежные знаки, кто участвовал в разработке макета, какая техника использовалась при изготовлении, как были защищены банкноты, — рассказал директор ГБУ культуры г. Севастополя «Региональная информационно-библиотечная система» Елена Волкова. — Напоминаем, что в медиатеке нашего информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» находятся лекционные видеоматериалы о деньгах как предмете искусства. Таким образом, видеоматериалы и книги из фонда библиотеки дополняют эту уникальную выставку».
Первые деньги выпускались только крупными номиналами с оригинальными подписями чиновников банка. С 1787 года стали выпускать мелкие купюры, пятирублёвые и десятирублёвые, на бумаге синего и красного цветов. Этот признак для многих людей стал главным при определении достоинства купюр.
На выставке представлены репродукции отдельных образцов из собрания Музейно-экспозиционного фонда Центрального банка РФ – фотографии бумажных денежных знаков разного достоинства, начиная с 1794 года по 1961-й. Они дополнены короткими историями, которые отражают хронологию появления и «хождения» банкнот.
К примеру, первые пятирублёвые ассигнации появились в 1787 году. По оформлению они были похожи на английские банкноты, но в отличие от них печатались не на белой бумаге, а на синей. Цвет стал своего рода защитным признаком денег того времени и позволял неграмотным крестьянам безошибочно определять номинал купюры. Неслучайно в народе её называли «синенькой» или «синицей».
Сменялись поколения. Каждая эпоха находила отражение в деньгах: их оформлении, способах защиты, выборе носителя.
До 1898 года самой большой по номиналу купюрой в Российской империи была так называемая «радуга» или «радужная». Так называли в народе сторублёвый кредитный билет из-за его разноцветного фона. На купюре был изображён портрет Екатерины II, взятый с оригинала австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи Старшего.
На выставке представлена и репродукция сторублёвой банкноты нового образца, которая появилась в СССР в 1961 году. Её разработали художники Гознака — Юрий Лукьянов и Иван Дубасов. Портрет Ленина на лицевой стороне купюры сделан со скульптуры авторства Николая Соколова. На оборотной стороне банкноты, на ее переднем плане, — Водовозная башня Кремля.
Экспозиция продлится до 3 марта. Вход свободный. Возможна организация групповых экскурсий в удобное время. Кроме того, в рамках просветительского лектория информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» 27 февраля в 13-00 пройдёт лекция «Аксессуары и их деньги» (Из цикла «Кабинет диковинных вещей»).
Татьяна Руснак
Фото автора