Silent Hill 2: культовый хоррор с удачным ремейком
Улицу окутал густой туман? Кто-то точно скажет: «На улице прямо Сайлент Хилл». 8 октября вышел ремейк Silent Hill 2 — легендарного хоррора, который пугает игроков даже спустя десятилетия. Почему игра получила культовый статус и каким получилось свежее переиздание — расскажем в новой статье.
Обложка: Bloober Team
Обыватель — новый герой
Первую часть Silent Hill выпустила в 1999 году студия Konami, пытаясь повторить успех Resident Evil. Тогда survival horror уже набирал популярность и оформлялся как полноценный жанр. Разработчики постоянно экспериментировали с форматом: так Konami решили сделать поместить в центр повествования простого обывателя.
В отличие от своего «референса», в Silent Hill главным героем был человек без выдающихся способностей или специальной подготовки. У персонажа не было навыков стрельбы или рукопашного боя, но сюжет требовал от него выживать даже в самых экстремальных условиях.
В первой части Silent Hill мы узнаем историю некого Гарри Мейсона, который ищет свою пропавшую приёмную дочь в загадочном месте, окутанном тем самым туманом. Наткнувшись там на религиозный культ, герой узнает истинное происхождение своего ребёнка.
Кадр: Bloober Team
«Костыль» стал фишкой
Туман с самого начала стал визитной карточной вселенной Silent Hill. Именно он повлиял на исследование одноимённого американского города и подарил игрокам незабываемую атмосферу — появление жутких монстров из мглы пугало пользователей до чёртиков.
«Он [туман] навсегда лишил меня возможности спокойно гулять по туманным паркам и переулкам», — написал один из пользователей в обсуждении на Reddit.
«Silent Hill HD показал, что удаление тумана действительно лишило игру настроения. Возможность видеть врагов издалека уменьшила количество пугающих скримеров», — поделился другой.
Кадр: Bloober Team
Интересно, что решение спрятать город в тумане разработчики выбрали из-за технических ограничений. Дымка позволила скрыть прорисовку объектов и визуализировать только область вокруг игрока. Так авторам удалось убить сразу двух зайцев: спрятать несовершенства графики и подчеркнуть тревожную обстановку покинутого места.
Не украли, а вдохновились
В Silent Hill, как и в Resident Evil, игроку нужно изучать город и окрестности, сражаться с различными чудищами и разгадывать головоломки. Но у Konami получилось интерпретировать эти механики по-своему. Поэтому при всех референсах в сторону игры Capcom, Silent Hill по праву можно назвать уникальным проектом.
Критики хвалили игру за достойную (для того времени) графику и эффект погружения. Но была у хоррора и слабая сторона — озвучка. Между репликами героев было очень много пауз, которые звучали неестественно и сбивали саспенс.
Кадр: Bloober Team
Также неоднозначно оценили разветвление сюжета и вариативность концовок. С одной стороны, у игры не было реального завершения, из-за чего многие игроки оставались в недоумении. С другой — сама возможность уникального прохождения в те «бородатые» годы обрадовала многих.
Глубже в психологию
Silent Hill 2 вышла спустя несколько лет после первой части. Konami решили отойти от темы оккультизма и полностью погрузились в психологию персонажей и их отношения между собой. Разработчики вдохновлялись русским романом «Преступление и наказание» Достоевского. А стилистически опирались на работы кинорежиссёров Дэвида Линча и Эдриана Лайна.
Кадр: Bloober Team
Вторая часть повествовала о другом «простом человеке» —Джеймсе Сандерленде. По сюжету мужчина получает письмо от своей жены Мэри, которая умерла три года назад. В нём покойная просит Джеймса встретиться в их «особом месте» — где-то в городе Сайлент Хилл. Герой узнаёт почерк и уверен, что письмо написала именно Мэри, поэтому отправляется на поиски любимой.
Теперь не в одиночку
Геймплей в Silent Hill 2 идентичен первой игре за исключением некоторых улучшений. Например, игроки получили возможность по желанию переключать формат управления и блокировать удары противников. А где-то с середины Джеймсу приходится защищать не только себя, но и девушку Марию, которую он встречает в городе.
Кадр: Bloober Team
Она очень похожа на покойную жену Сандерленда и знает, как попасть в то самое «особое место», поэтому её смерть приводит к экрану «Игра окончена. Сама Мария безоружна, и прикрывать девушку приходится главному герою.
Первый секс-символ
Мария наравне с главными героями серии стала культовым персонажем. А её обаятельное поведение и сексуальный внешний вид запомнились многим игрокам. Как предполагают фанаты, наряд героини основан на образе американской певицы Кристины Агилеры с церемонии награждения Teen Choice Awards 1999 года.
Кадр: Bloober Team
Позже в переиздании 2006 в игру добавили побочные сценарии, в одном из которых действие происходит от лица Марии незадолго до встречи с Джеймсом. Так она стала ещё и первым женским игровым персонажем во вселенной Silent Hill.
Смело, очень смело
Оценка Silent Hill 2 оказалась довольно высокой. Разработчики шагнули ещё дальше в вопросе графики и анимации, использовав модели с (сравнительно) большим количеством полигонов, реалистичное освещение и технологию CGI.
Кадр: Bloober Team
Сюжетный аспект также удивил сообщество — игра затрагивала множество табуированных и спорных тем, связанных с сексуальными фетишами. Иногда игроков намеренно шокировали, а порой делали это в в иносказательной манере. Вторая часть франшизы сильно подняла планку художественного и смыслового наполнения для игр в жанре survival horror.
Оживляем интерес
Вплоть до 2012 года Konami активно выпускали игры по вселенной Silent Hill, но потом затихли. Не считая интерактивного веб-сериала в 2023 году, ремейк второй части стал самым ожидаемым проектом компании.
В июне 2021 года польский разработчик Bloober Team объявил, что они заключили «стратегическое соглашение о сотрудничестве» с Konami. Позже, в сентябре 2022 года произошла утечка, раскрывшая информацию о разработке ремейка Silent Hill 2. А уже в октябре состоялся официальный анонс игры во время мероприятия Silent Hill Transmission, наряду с другими предстоящими частями и ещё одним фильмом. Всё это было частью кампании по «оживлению интереса публики к франшизе».
Наплыв новичков
В эпоху постоянных перезапусков и переосмыслений, фанаты уже скептически настроены, особенно когда дело касается культовых проектов. На форумах то и дело кричат: «Уберите руки от классики!».
Но вместе с тем огромное количество новых игроков сталкивается с временным и техническим барьером: проходить старые игры впервые сложно и не всегда приятно.
А как уже показывают отзывы, ремейк Silent Hill 2 привёл к франшизе больше половины новичков, которые раньше не играли в продукты Konami, но были очень наслышаны о них. Так каково их впечатление от знакомства, а главное — довольны ли «старички»?
Ничего лишнего
Silent Hill 2 образца 2024 года встречает пользователей обновлённым визуалом по всем стандартам современных трёхмерных игр. А чтобы подчеркнуть жутковатую атмосферу оригинала, разработчики добавили «фильтр 90-х» с эффектом зернистости, цветокоррекцией и другими настройками.
Кадр: Bloober Team
Вместе с тем игроки могут полностью отключить интерфейс, чтобы ничего не отвлекало от погружения в опасный и таинственный мир городка Сайлент Хилла. Более того исследование проходит полностью без загрузочных экранов. А для комфорта есть возможность отдельно выставить сложность боя и головоломок.
Усталость сказывается на лице
Хотя ремейк детально повторяет события оригинала, окружение и герои всё же претерпели изменения. Первое, на что обратили внимание игроки, это внешность Джеймса Сандерленда. Улучшенная графика позволила подробно рассмотреть его лицо и одежду. Оказалось, разработчики добавили интересные детали.
Кадр: Bloober Team
«Мы хотели остаться верными оригинальному дизайну, но при этом использовать современные технологии, чтобы расширить концепцию обычного человека, попавшего в необычную ситуацию. У нашего Джеймса трёхдневная борода — по мере прохождения игры вы увидите, что его одежда становится все грязнее, а лицо — все более усталым, — рассказали они в закулисном ролике. — Он должен был выглядеть в меру крутым, в меру красивым».
Знакомый наряд
Мария изменилась ещё сильнее. Её открытый соблазнительный наряд сменили на обтягивающее чёрное платье и красный пиджак. В качестве отсылки в игру добавили сцену, в которой девушка достаёт из шкафа свою оригинальную одежду, но будто бы видит её впервые. «Мне пойдёт?», — спрашивает она у Джеймса.
Кадр: Bloober Team
Несмотря на новый образ, её характер остаётся сложным и непредсказуемым. Она то умело мимикрирует под ласковую жену Сандерленда, то снова становится роковой обольстительницей.
Квест из прошлого
Помимо отдельных небольших «заигрываний» с игрой 2001 года, новый Silent Hill 2 имеет полноценную ветку достижений, связанных с оригиналом и другими частями вселенной.
Команда Bloober Team увековечила наследие франшизы, включив 26 «проблесков из прошлого». Такие места и предметы вызывают у Джеймса и Марии «флэшбеки». У героев возникают интересные диалоги, в которых они комментируют происходящие или пытаются вспомнить, почему им здесь, например, «не по себе». Собрать все ностальгические «намёки» оказалось для фанатов отдельным захватывающим квестом.
Шорох, шепот, шум
Так же авторы внимательно подошли к атмосфере и звуковым эффектам. Удовлетворить ожидания тех, кто был знаком с игрой с начала 2000-х, было непросто. Но польской команде это удалось.
Кадр: Bloober Team
«Постоянные посторонние звуки, шуршание за углом, неожиданно громкие звуковые композиции и резкое затишье, вой ветра и какой-то жуткий шёпот сзади невероятно погружают в местную атмосферу ужаса Сайлент Хилла», — делится впечатлениями один из игроков в Steam.
Отдельная фишка серии — радиопомехи, которые указывают на наличие врагов неподалёку. Порой шум устройства только больше нагнетает, чем помогает игроку. Однако любителям ужасов такое идёт лишь на пользу.
Новый тренд на ремейки
Ремейк Silent Hill 2 журналисты называют «образцовым» среди прочих других. Bloober Team замахнулись на одну из успешнейших игр франшизы и не прогадали.
Кадр: Bloober Team
Обновлённая Silent Hill, как и начале своего пути, повторяет успех Resident Evil, правда уже ремейк второй части. Не только движок стал современным — разработчики в целом переосмыслили подход к возрождению старых игр. И теперь это новый тренд, который, по наблюдениям, идёт только на пользу. К классическим играм не угасает интерес, а подрастающее поколение вовлекается в новую для себя фанбазу.
Работа ещё не закончена
Но, как всегда бывает, на выходе игра оказалась неидеальна. После релиза большое количество покупателей столкнулись с «фризами» и «подвисаниями». Они сопровождали их на протяжении всего прохождения, а порой и усложняли бой с противниками.
Кадр: Bloober Team
Другая проблема заключается в локализации — ей русскоязычные игроки остались недовольны. Некорректный перевод мешал понимать смысл головоломок и решать их. Из-за этого, судя по отзывам, многим приходилось обращаться к первоисточнику на английском языке.
Пока что пользователи сами «патчат» производительность, но Bloober Team уже начинают исправлять недочёты. Например, экстренно пришлось менять не русскую, а итальянскую локализацию. В той версии субтитры содержали расшифровку послания с неразборчивым смыслом, тем самым «спойлерили» сюжет раньше времени.
Советуем прочитать: «Собиратель душ» — самый страшный фильм десятилетия?
Таисия Сариева