Шекспир 2019: «Ромео и Джульетта» в борьбе за молодых зрителей
Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского сегодня борется за привлечение молодой аудитории на свои спектакли. Благодаря доступным билетам для студентов, розыгрышам контрамарок через социальные сети и премьерам, рассчитанных на молодых зрителей, в зале уже появилось заметно больше юных восторженных лиц. Однако пройдет ли это привлечение без потери старой аудитории – остаётся вопросом.
Молод и горяч
«Ромео и Джульетта» молодого режиссера Андрея Маника – премьерный спектакль в севастопольском театре, рассчитанный как раз на новую, юную аудиторию. Современной и несколько молодежной постановку делают, к счастью, не обилие гаджетов и восклицаний «Йоу!», а сегодняшние мотивы нашей жизни, некоторая легкость повествования и отсылки к современной культуре.
Все находки режиссера не выглядят натужными. Они органичны и, что самое главное, оправданны. Будь-то разрушение четвертой или декорационной стены, педикюр Джульетты на балконе, Тибальт в образе кота и даже «цитаты» из Тарантино.
«Ромео и Джульетта» — легкий и веселый спектакль, который не выворачивает тебя наизнанку, а дает возможность с удовольствием провести время. Не вызывая ярких эмоций, он, скорее, оставляет приятное впечатление.
Не для всех
Однако такое преображение классической трагедии придется по душе, определенно, не всем. Спектакль вряд ли оправдает ожидания университетских профессоров, для которых посещение театра воспринимается только как культурное мероприятие. Скорее всего, «Ромео и Джульетта» не подойдет и для школьного учителя литературы, пришедшего на спектакль с учениками в рамках внеурочных мероприятий.
В сегодняшних условиях на театр возложена не только культурно-образовательная функция, но и культурно-развлекательная. И развлекательная, к счастью или к сожалению, выходит на первый план.
Совмещать эти функции в рамках одного произведения все сложнее. На примере «Ромео и Джульетты» можно сказать, что веселить актеры умеют. От остроумных шуток, полу-акробатических номеров и фарсовых ситуаций зал, не уставая, смеялся. Но в драматизм определенных сцен верилось с трудом — слишком резкий переход от комедии к трагедии. Да, и резонер, преподносящий «на блюдечке» мораль, в финале спектакля смотрится, как слишком избитый приём.
О вкусах не спорят
«Ромео и Джульетта» могут стать для зрителя отличным завершением тяжелого дня. Легкость и душевность этого спектакля смогут многих подкупить, но если вы, действительно, хотите посмотреть драму или трагедию, пронизанную напряжением и поднимающую глубокие проблемы человеческой жизни – лучше обратить внимание на что-то другое.
18 октября спектаклем «Ромео и Джульетта» луначарцы откроют 109-й сезон. До встречи в театре!
Олег Турчанович
Фото Татьяны Миронюк, Дмитрия Кириченко