Сезон скидок: откуда взялась «Чёрная пятница»
25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Чёрная пятница». Но почему в этот день продавцы по всему миру готовы снизить цены и отдать товар, казалось бы, себе в убыток? Разбираемся в этом материале.
Чёрная полоса в истории
Первая «Чёрная пятница» произошла в 1869 году, но тогда она мало касалась знакомых нам скидок и очередей. Финансовые махинаторы Джим Фиск и Джей Гулдом умудрились совершить по-настоящему историческое — переворот фондового рынка США. Они воспользовались связями в администрации президента и по сговору стали скупать золото. В надежде, что смогут повысить на него цену, подельники хотели перепродать металл с максимальной выгодой и разбогатеть.
Фото: Birmingham Mail
Однако их плану не суждено было осуществиться — дело успели раскрыть. Президент приказал немедленно «освободить» драгоценные запасы, что и вызвало крах рынка 24 сентября — в пятницу. Обвал цен на 18-20%, массовые банкротства и полная остановка внешней торговли. В истории этот день нарекли «Паникой 1869 года» или «Чёрной пятницей».
В середине прошлого века так стали называть день после национального американского праздника «День Благодарения». Это было связано с большим количеством больничных и отгулов. Рабочие брали их, чтобы получить вместо одного выходного целых четыре. Но надолго фраза не закрепилась.
Больше популярности обрело значение, в котором «Чёрную пятницу» стали употреблять полицейские Филадельфии и Рочестера. Так они описывали пиковые скопления людей и машин на дорогах, тормозящих городской поток в канун Рождества. Власти попытались побороться с этим путём переименования дней в «Большую пятницу» и «Большую субботу». Но и их народ не принял.
Back in the black
Только в конце 1980-х этот термин стал синонимом распродаж. Гении маркетинга обратились к тому, как в бухгалтерии принято вести учёт. Для отрицательных показателей — красные чернила, для прибыли компании — чёрные. Они сопоставили это с годовыми отчётами в Америке. В большинстве своём период с января по ноябрь действительно был скудный, зато показатели резко росли, начиная с Дня Благодарения. Праздник традиционно отмечается в США в четвёртый четверг ноября. Так «Чёрная пятница» стала отправной точкой, с которой вплоть до Нового года магазины повсеместно «расцветали». Оттуда же пошла и идиома «in the black» — получать прибыль, успех, быть в плюсе.
Фото: Birmingham Mail
С началом нового века американским розничным торговцам становилось всё труднее конкурировать с интернет-магазинами. Именно поэтому они решили пробовать продвинуть культуру распродаж и за границы штатов. Тренд охотно подхватила не только вся Европа, но и другие страны по всему миру. Однако в России «Чёрная пятница» появилась относительно недавно. Первые магазины запустили масштабную акцию только в 2013 году.
Фото: Sarah Silbiger/Reuters
За «пятницей» к нам пожаловали и новые, современные «праздничные» дни распродаж. «Суббота малого бизнеса»: призыв покупателей обращаться к местным продавцам, игнорируя в этот день большие раскрученные бренды. В «Киберпонедельник» скупаем всё онлайн. А «Щедрый вторник» — время для благотворительности и помощи нуждающимся.
Главное — ноги унести
Вместе со скидками «Чёрная пятница» стала дарить настойчивым покупателям синяки, ссадины, переломы и даже огнестрельные ранения. Как пишет Elite Daily, в период с 2006 по 2014 год в Америке было зарегистрировано около сотни травм и семь смертей от всемирного дня распродаж. «Стоит ли скидка в 5 долларов синяка под глазом?» — задаётся вопросом один из продавцов в материале Retailers.
Фото: Siteland
Кажется, люди в «Чёрную пятницу» готовы буквально на всё. В пиковые часы выстраиваются очереди. Покупатели способны провести в них до 15 часов, а то и больше. В России же драки за товары не так популярны, как пробки к гипермаркетам. Однако и у нас иногда встречаются особо упёртые любители, например, акционной техники.
Фото: Reuters/Luke MacGregor
«Чёрная пятница» официально продлится до 28 ноября, но когда точно закончатся скидки, зависит от конкретной компании. Кто-то готов продлить выгодные предложения до декабря, а кто-то торопит покупателей уложиться всего в несколько часов. Ясно одно — к распродажам стоит относиться со здравой долей скептицизма. Ведь далеко не каждый магазин готов проводить эти акции честно.
Эту статью можно обсудить в нашем Дзене.
Сариева Таисия
Фото: birminghammail.co.uk, reyters.com, siteland.am