Сезон скидок: откуда взялась «Чёрная пятница»

26-11-2022 09:44
Черная пятница история

25 ноября стартовала самая масштабная распродажа года. Сложно найти витрину, которую бы не украшала надпись «Скидки!». А на первой странице маркетплейсов и онлайн-магазинов нас повсеместно встречает «Чёрная пятница». Но почему в этот день продавцы по всему миру готовы снизить цены и отдать товар, казалось бы, себе в убыток? Разбираемся в этом материале.

Чёрная полоса в истории

Первая «Чёрная пятница» произошла в 1869 году, но тогда она мало касалась знакомых нам скидок и очередей. Финансовые махинаторы Джим Фиск и Джей Гулдом умудрились совершить по-настоящему историческое — переворот фондового рынка США. Они воспользовались связями в администрации президента и по сговору стали скупать золото. В надежде, что смогут повысить на него цену, подельники хотели перепродать металл с максимальной выгодой и разбогатеть.

Праздник чёрная пятница

Фото: Birmingham Mail

Однако их плану не суждено было осуществиться — дело успели раскрыть. Президент приказал немедленно «освободить» драгоценные запасы, что и вызвало крах рынка 24 сентября — в пятницу. Обвал цен на 18-20%, массовые банкротства и полная остановка внешней торговли. В истории этот день нарекли «Паникой 1869 года» или «Чёрной пятницей».

В середине прошлого века так стали называть день после национального американского праздника «День Благодарения». Это было связано с большим количеством больничных и отгулов. Рабочие брали их, чтобы получить вместо одного выходного целых четыре. Но надолго фраза не закрепилась.

Больше популярности обрело значение, в котором «Чёрную пятницу» стали употреблять полицейские Филадельфии и Рочестера. Так они описывали пиковые скопления людей и машин на дорогах, тормозящих городской поток в канун Рождества. Власти попытались побороться с этим путём переименования дней в «Большую пятницу» и «Большую субботу». Но и их народ не принял.

Back in the black

Только в конце 1980-х этот термин стал синонимом распродаж. Гении маркетинга обратились к тому, как в бухгалтерии принято вести учёт. Для отрицательных показателей — красные чернила, для прибыли компании — чёрные. Они сопоставили это с годовыми отчётами в Америке. В большинстве своём период с января по ноябрь действительно был скудный, зато показатели резко росли, начиная с Дня Благодарения. Праздник традиционно отмечается в США в четвёртый четверг ноября. Так «Чёрная пятница» стала отправной точкой, с которой вплоть до Нового года магазины повсеместно «расцветали». Оттуда же пошла и идиома «in the black» — получать прибыль, успех, быть в плюсе.

Черная пятница очереди

Фото: Birmingham Mail

С началом нового века американским розничным торговцам становилось всё труднее конкурировать с интернет-магазинами. Именно поэтому они решили пробовать продвинуть культуру распродаж и за границы штатов. Тренд охотно подхватила не только вся Европа, но и другие страны по всему миру. Однако в России «Чёрная пятница» появилась относительно недавно. Первые магазины запустили масштабную акцию только в 2013 году.

Черная пятница история

Фото: Sarah Silbiger/Reuters

За «пятницей» к нам пожаловали и новые, современные «праздничные» дни распродаж. «Суббота малого бизнеса»: призыв покупателей обращаться к местным продавцам, игнорируя в этот день большие раскрученные бренды. В «Киберпонедельник» скупаем всё онлайн. А «Щедрый вторник» — время для благотворительности и помощи нуждающимся.

Главное — ноги унести

Вместе со скидками «Чёрная пятница» стала дарить настойчивым покупателям синяки, ссадины, переломы и даже огнестрельные ранения. Как пишет Elite Daily, в период с 2006 по 2014 год в Америке было зарегистрировано около сотни травм и семь смертей от всемирного дня распродаж. «Стоит ли скидка в 5 долларов синяка под глазом?» — задаётся вопросом один из продавцов в материале Retailers.

Несчастные случаи на распродаже

Фото: Siteland

Кажется, люди в «Чёрную пятницу» готовы буквально на всё. В пиковые часы выстраиваются очереди. Покупатели способны провести в них до 15 часов, а то и больше. В России же драки за товары не так популярны, как пробки к гипермаркетам. Однако и у нас иногда встречаются особо упёртые любители, например, акционной техники.

Драки в очередях

Фото: Reuters/Luke MacGregor

«Чёрная пятница» официально продлится до 28 ноября, но когда точно закончатся скидки, зависит от конкретной компании. Кто-то готов продлить выгодные предложения до декабря, а кто-то торопит покупателей уложиться всего в несколько часов. Ясно одно — к распродажам стоит относиться со здравой долей скептицизма. Ведь далеко не каждый магазин готов проводить эти акции честно.

Эту статью можно обсудить в нашем Дзене.

Сариева Таисия

Фото: birminghammail.co.uk, reyters.com, siteland.am

Loading



акции, распродажи, скидки, Чёрная пятница,

Поделиться:

Похожие посты

Что роднит «Конька-горбунка» с «Братом-2»: в Севастополе завершились премьерные показы спектакля

Что общего у сказки «Конёк-горбунок» (6+) Петра Ершова с фильмом «Брат-2» (16+) Алексея Балабанова? Оба произведения объединяет важный для русского народа мотив справедливости, достигнутой правдой, а не силой.
Обложка: Анна Корнилова
В Сев

Где провести «Ночь искусств-2025» в Севастополе и Крыму

Всероссийская акция «Ночь искусств-2025» традиционно проходит 3 ноября, в канун Дня народного единства. В музеях, театрах и арт-пространствах Севастополя и Крыма пройдут десятки мероприятий. В этой статье собрали наиболее интересные события: модные п

Натюрморты и аллегории: в Севастополе открылась выставка Рамазана Усеинова

Персональная выставка (6+) крымскотатарского художника Рамазана Усеинова открылась в бывшем отеле «Украина» в Севастополе. Экспозиция представляет разножанровое творчество мастера — от камерных натюрмортов до монументальных композиций, от крымских пе

От романа до признания: «Таврида.АРТ» назвала победителей издательской программы

Три Екатерины и одна Елена. Издательская программа арт-кластера «Таврида» подвела итоги и выбрала победителей.
Обложка: пресс-служба академии «Меганом» («Таврида.АРТ»)
Ими стали две писательницы в категории «бестселлер» (жанровая проза) Ек

Как музыка продаёт себя: самые креативные промо-кампании XXI века

Музыкальный маркетинг давно не ограничивается клипами и пресс-турами — артисты и лейблы уже давно используют самые разнообразные инструменты для продвижения творчества. Некоторые кейсы становятся отдельным культурным феноменом и задают тренды. О самы

Новости ForPost

Метки

Федюхины высоты театр Луначарского выставки книги ДКР Dior фэнтези театр драмы "Психо Дель Арт" обзор аниме фильмы ужасов Конкурс "Живая классика" Фильмы 2025 фильмы концерт Хаяо Миядзаки Большой севастопольский офицерский бал арт-отель "Украина" сериалы 2023 аниме 2024 спектакли Григорий Лифанов Дворец культуры рыбаков детектив выставка 9 мая игры 2023 мультфильмы 2024 Мода Charli XCX мультфильмы Российские сериалы "Кинопоиск" сериалы 2024 Театр им. Кукол Театральная улица Психо Дель Арт СЦКиИ спектакль День Победы Севастопольский театр оперы и балета российские фильмы хоррор Неделя моды в Париже BLACKPINK Клим Шипенко Севастопольский ТЮЗ рецензия Крым фестиваль коронавирус Российские сериалы 2025 праздник мастер-классы игры 2024 музыка 2025 театр афиша Севастополь Обзор опера Андрей Маслов Тейлор Свифт Balenciaga СевТЮЗ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" изоляция Неделя моды комедия Херсонес фильмы 2023 художники Netflix Золотая балка мультфильмы 2023 Афиша Севастополя рэп музыка сериалы 2025 карантин живопись Аниме искусство Игры 2025 поп-музыка балет аниме 2025 музыка 2023 K-pop Билли Айлиш Модный показ кино музыка 2024 мода и стиль Новый год Театр имени Луначарского Севастополь куда сходить День ВМФ Херсонес Таврический Александр Петров фильмы 2024