«Севильский цирюльник» в Севастополе: легкий десерт от господина Бомарше

11-08-2017 17:15

В Севастополе в рамках II фестиваля севастопольских театров «ТОН» в театре имени Луначарского состоялся спектакль «Севильский цирюльник». На сцене – первая часть трилогии великого Бомарше, создавшего по своему образу и подобию неунывающего весельчака Фигаро. Просто, легко, ярко – так можно охарактеризовать всю историю. Комедия получилась по-своему «вкусной», но без претензии на гениальность. Не ждите шедевра. Просто отдыхайте.

«Севильский цирюльник или тщетная предосторожность» Бомарше уже давно заслуженно купается в лучах славы – пьеса послужила толчком не только к созданию нескольких опер, но и современных смелых интерпретаций. В частности, в «Севильском цирюльнике» Кирилла Серебреникова, поставленного в Германии в театре «Komische Oper», Розина и Альмавива постоянно обмениваются сообщениями в социальных сетях. А в реальной жизни граф подкатывает к своей возлюбленной то переодетым исламистом, то в образе Кончиты Вурст. Такой запредельный театральный арт-хаус в Европе приняли неоднозначно.

Что касается постановки Александра Коручекова, то эта история явно не на грани фола и автор спектакля ориентируется на массового зрителя, который приходит в театр именно отдохнуть. Режиссёр решил всё сделать по законам жанра, согласно классическим канонам. Поэтому ожидать от «Севильского цирюльника» чего-то сверхнового и свежего не стоит. От подобных спектаклей всегда остается приятное послевкусие – как после легкого пирожного.

Ведь по сути «Цирюльник» — одна из простейших комедий в мировой драматургии. Сам Бомарше так вкратце изложил её канву: «Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице; юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна, у него же в доме». Сама схема далеко не нова – только во Франции по ней уже были разыграны тысячи фарсов, пьес и пантомим.

Если говорить о сценографии «Севильского цирюльника», то первое, что бросается в глаза – это десертные тона в оформлении сцены. Элементы декораций, вроде бы, удачно вписаны в действие. Ширмы постоянно находятся в движении, передавая настроение спектакля и самих героев, а яркие подарочные коробочки, то и дело мелькают перед глазами, создавая ощущение праздника. С коробочками всё понятно – они придают спектаклю лёгкий налёт гламура, с которым так явно контрастирует опекун Розины, ретроград Бартоло. Ну а движение ширм по сцене еще надо технически дорабатывать – ведь за ними, вполне возможно, скрывается какая-то идея и ее хочется разглядеть.

Стоит ли кого-то выделять из актёрского ансамбля? С одной стороны, в «Севильском цирюльнике» почти все актёры играют, что называется, «легко и не принужденно», при этом, внося в спектакль свою необходимую лепту. Татьяна Сытова, исполняющая роль Розины – услада для глаз для мужской половины зала, заставляющая забыть обо всех перипетиях сюжета. Конечно, зрителю всегда интересно следить за двумя молодыми авантюристами, которые ввязываются в передрягу по принципу «это безумство, но погнали». В этом случае дуэт Александр Аккуратов (граф Альмавива) – Евгений Чернорай (Фигаро) сработал на ура. Между ними явно присутствует своя актёрская химия, позволяющая существовать в предложенных обстоятельствах ярко и убедительно. Нельзя не провести параллель со «Старшим сыном» где их дуэт (Сильва и Бусыгин) имел, на мой взгляд, колоссальный успех.

В любом спектакле есть актёр, который, как выражаются театралы, «вытягивает» всю постановку. И это, безусловно, Евгений Журавкин. Его персонаж Бартоло – явный консерватор, не скрывающий своего отвращения к новому веку. Перед зрителем разворачивается настоящее противостояние хитрого, подозрительного психолога и неунывающей троицы – Алмавивы, Фигаро и Розины. Для них он опасный противник, просчитывающий всё на несколько шагов вперёд. Нервозность, страх, презрение, одиночество – Евгений Журавкин виртуозно передаёт все оттенки своего персонажа. Его Бартоло явно контрастирует со всей помпезностью, в которой существуют герои «Севильского цирюльника». И в этом контрасте проглядывается некая идея – конфликт человека и времени, которое никогда не стоит на месте. Несмотря на то, что Фигаро обеспечивает развитие действия, центровым персонажем является, всё-таки, Бартоло. По крайней мере, в интерпретации Евгения Журавкина, он был именно таковым – держал спектакль от начала и до конца.

Пожалуй, самый ощутимый минус спектакля – затянутость одной из сцен, которая не оказывает ни малейшего влияния на ход сюжета. Речь идёт о том эпизоде, когда опекун Розины пытается узнать у своих слуг Весны (Владимир Крючков) и Начеку (Николай Нечаев) приходил ли Фигаро в дом. Однако, на каждый вопрос Бартоло Весна отвечает громким чихом. У определенного зрителя эта сцена, возможно, и вызовет смех. Но явный режиссерский промах – это её затянутость. Первые несколько чихов Весны были забавны, потом было смешно, потом – не очень, затем – терпимо. А далее это стало откровенно раздражать. Подобный приём – ориентация на весьма недалёкого зрителя. Уж простите.

Однако, приятным бонусом в этой сцене был вечно хотевший спать Начеку, сыгранный Николаем Нечаевым. Он хорошо знаком зрителям по «Анне Карениной» и «Чайке». Если его Вронский и Тригорин были статичны, то в «Цирюльнике» крохотная роль слуги наконец-то помогла актёру выйти из своего привычного амплуа. Нелепый, смешной и несколько минут на сцене – а ведь запомнился!

В общем и целом, спектакль состоялся. Зритель, не готовый к внутренней работе, придя на «Севильского цирюльника», получит именно то, что ожидал – лёгкую комедию, позволяющую забыть о всех мирских заботах. Всё, что происходит на сцене – ярко, легко, просто и со вкусом. Определенный плюс «Цирюльника» в том, что, посмотрев его, зрители получат умеренную порцию позитива. А ведь сегодня позитив, даже в небольших порциях, не самое частое явление в культуре.

Арсений Веденин

Фото Татьяны Миронюк и Карины Осепьянц

 193 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

О чём молчит женщина: изящный детектив от театра Луначарского

С вечера пятницы по воскресенье, с 25 по 27 июня, в театре имени Луначарского играют премьеру — "8 любящих женщин" в постановке Николая Нечаева. Пока публика собирается в зале, на сцене мерцает большой электрический камин, а игрушечный медведь размер

Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана

«Встретимся в пути»: о фильме Хлои Чжао «Земля кочевников»

Два качества, которые определяют фильм «Земля кочевников»: умный и человечный. И если ум и человечность всё ещё высоко ценятся, это вселяет надежду. В российском кинопрокате идёт тихое и печально-счастливое кино от режиссёра Хлои Чжао. Не

Маргарита без Мастера: о фильме Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

На экранах российского кинопроката повеяло холодом: это дует «Северный ветер» от Ренаты Литвиновой. Большинство тех, кто фильм уже смотрел, сходятся во мнении, что «фильм очаровательный», но о чём он? «да чёрт его знает о чём». Глазами F

Российский мультпрокат: время подумать о «Душе»

В российском прокате идёт мультфильм, уже собравший (вместе со странами СНГ) свыше 1 млрд. рублей. Ему прочат «Оскара», и эти ожидания вполне оправданы, если вспомнить, что его автор, Пит Доктер, уже является обладателем двух «Оскаров» за анимацию.

Новости ForPost

Метки

Фёдор Достоевский Михаил Булгаков Крымский военно-исторический фестиваль музыка открытие сезона Мариинский театр СевТЮЗ вокал Дворец культуры рыбаков Молодёжь Севастопольский военно-исторический музей-заповедник #WineFest художник Международный день танца самоизоляция Картины Театр им. Кукол Достоевский изоляция Бесы опера Эрмитаж Театр имени Луначарского Психо Дель Арт Живая классика Театральная улица Динопарк театр танца Вадима Елизарова фильмы Опера в Херсонесе выставки 75 лет Победы фестиваль Большой севастопольский офицерский бал современное искусство художники танцы Крымская весна живопись Севастопольский офицерский бал спектакли балет Григорий Лифанов Zакрытый покаZ Анна Каренина Крым коронавирус искусство Золотая балка благотворительность конкурс театр Луначарского театр драмы "Психо Дель Арт" Музеи онлайн Сергей Безруков группа Ленинград дети книги Фонд «Живая классика» кинорецензия Севастополь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Херсонес Таврический концерт Александр Петров театр Херсонес мастер-классы День ВМФ карантин онлайн-марафон ДКР Сергей Шнуров Афиша Севастополя Море Ольга Панкратова Балаклава День Победы Санкт-Петербург кино СЦКиИ Севастопольский ТЮЗ Лев Толстой Клим Шипенко поэзия Федюхины высоты праздник Великая Отечественная война выставка Мастер и Маргарита История кинофестиваль Святой Владимир Конкурс "Живая классика" спектакль 9 мая пандемия шоу творчество арт-отель "Украина"