«Севильский цирюльник» в Севастополе: легкий десерт от господина Бомарше

11-08-2017 17:15

В Севастополе в рамках II фестиваля севастопольских театров «ТОН» в театре имени Луначарского состоялся спектакль «Севильский цирюльник». На сцене – первая часть трилогии великого Бомарше, создавшего по своему образу и подобию неунывающего весельчака Фигаро. Просто, легко, ярко – так можно охарактеризовать всю историю. Комедия получилась по-своему «вкусной», но без претензии на гениальность. Не ждите шедевра. Просто отдыхайте.

«Севильский цирюльник или тщетная предосторожность» Бомарше уже давно заслуженно купается в лучах славы – пьеса послужила толчком не только к созданию нескольких опер, но и современных смелых интерпретаций. В частности, в «Севильском цирюльнике» Кирилла Серебреникова, поставленного в Германии в театре «Komische Oper», Розина и Альмавива постоянно обмениваются сообщениями в социальных сетях. А в реальной жизни граф подкатывает к своей возлюбленной то переодетым исламистом, то в образе Кончиты Вурст. Такой запредельный театральный арт-хаус в Европе приняли неоднозначно.

Что касается постановки Александра Коручекова, то эта история явно не на грани фола и автор спектакля ориентируется на массового зрителя, который приходит в театр именно отдохнуть. Режиссёр решил всё сделать по законам жанра, согласно классическим канонам. Поэтому ожидать от «Севильского цирюльника» чего-то сверхнового и свежего не стоит. От подобных спектаклей всегда остается приятное послевкусие – как после легкого пирожного.

Ведь по сути «Цирюльник» — одна из простейших комедий в мировой драматургии. Сам Бомарше так вкратце изложил её канву: «Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице; юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна, у него же в доме». Сама схема далеко не нова – только во Франции по ней уже были разыграны тысячи фарсов, пьес и пантомим.

Если говорить о сценографии «Севильского цирюльника», то первое, что бросается в глаза – это десертные тона в оформлении сцены. Элементы декораций, вроде бы, удачно вписаны в действие. Ширмы постоянно находятся в движении, передавая настроение спектакля и самих героев, а яркие подарочные коробочки, то и дело мелькают перед глазами, создавая ощущение праздника. С коробочками всё понятно – они придают спектаклю лёгкий налёт гламура, с которым так явно контрастирует опекун Розины, ретроград Бартоло. Ну а движение ширм по сцене еще надо технически дорабатывать – ведь за ними, вполне возможно, скрывается какая-то идея и ее хочется разглядеть.

Стоит ли кого-то выделять из актёрского ансамбля? С одной стороны, в «Севильском цирюльнике» почти все актёры играют, что называется, «легко и не принужденно», при этом, внося в спектакль свою необходимую лепту. Татьяна Сытова, исполняющая роль Розины – услада для глаз для мужской половины зала, заставляющая забыть обо всех перипетиях сюжета. Конечно, зрителю всегда интересно следить за двумя молодыми авантюристами, которые ввязываются в передрягу по принципу «это безумство, но погнали». В этом случае дуэт Александр Аккуратов (граф Альмавива) – Евгений Чернорай (Фигаро) сработал на ура. Между ними явно присутствует своя актёрская химия, позволяющая существовать в предложенных обстоятельствах ярко и убедительно. Нельзя не провести параллель со «Старшим сыном» где их дуэт (Сильва и Бусыгин) имел, на мой взгляд, колоссальный успех.

В любом спектакле есть актёр, который, как выражаются театралы, «вытягивает» всю постановку. И это, безусловно, Евгений Журавкин. Его персонаж Бартоло – явный консерватор, не скрывающий своего отвращения к новому веку. Перед зрителем разворачивается настоящее противостояние хитрого, подозрительного психолога и неунывающей троицы – Алмавивы, Фигаро и Розины. Для них он опасный противник, просчитывающий всё на несколько шагов вперёд. Нервозность, страх, презрение, одиночество – Евгений Журавкин виртуозно передаёт все оттенки своего персонажа. Его Бартоло явно контрастирует со всей помпезностью, в которой существуют герои «Севильского цирюльника». И в этом контрасте проглядывается некая идея – конфликт человека и времени, которое никогда не стоит на месте. Несмотря на то, что Фигаро обеспечивает развитие действия, центровым персонажем является, всё-таки, Бартоло. По крайней мере, в интерпретации Евгения Журавкина, он был именно таковым – держал спектакль от начала и до конца.

Пожалуй, самый ощутимый минус спектакля – затянутость одной из сцен, которая не оказывает ни малейшего влияния на ход сюжета. Речь идёт о том эпизоде, когда опекун Розины пытается узнать у своих слуг Весны (Владимир Крючков) и Начеку (Николай Нечаев) приходил ли Фигаро в дом. Однако, на каждый вопрос Бартоло Весна отвечает громким чихом. У определенного зрителя эта сцена, возможно, и вызовет смех. Но явный режиссерский промах – это её затянутость. Первые несколько чихов Весны были забавны, потом было смешно, потом – не очень, затем – терпимо. А далее это стало откровенно раздражать. Подобный приём – ориентация на весьма недалёкого зрителя. Уж простите.

Однако, приятным бонусом в этой сцене был вечно хотевший спать Начеку, сыгранный Николаем Нечаевым. Он хорошо знаком зрителям по «Анне Карениной» и «Чайке». Если его Вронский и Тригорин были статичны, то в «Цирюльнике» крохотная роль слуги наконец-то помогла актёру выйти из своего привычного амплуа. Нелепый, смешной и несколько минут на сцене – а ведь запомнился!

В общем и целом, спектакль состоялся. Зритель, не готовый к внутренней работе, придя на «Севильского цирюльника», получит именно то, что ожидал – лёгкую комедию, позволяющую забыть о всех мирских заботах. Всё, что происходит на сцене – ярко, легко, просто и со вкусом. Определенный плюс «Цирюльника» в том, что, посмотрев его, зрители получат умеренную порцию позитива. А ведь сегодня позитив, даже в небольших порциях, не самое частое явление в культуре.

Арсений Веденин

Фото Татьяны Миронюк и Карины Осепьянц

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Как «Раневская. Сад» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Раневская. Сад» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

Музыкальная реликвия: чем удивляет Lux от Розалии

После дерзкой пластинки Motomami Розалия выпускает Lux — оркестровую симфонию о вере, любви и свете. Вместе с Лондонским симфоническим оркестром она строит совершенно новую архитектуру звука, соединяя фламенко, арт-поп и академическую традицию. В рец

Everybody Scream: как Florence + The Machine победила смерть

Британская рок-группа одной артистки Florence + The Machine выпустила шестой студийный альбом Everybody Scream. В нём солистка Флоренс Уэлч рассказывает о едва не настигшей её смерти, рассуждает о неравенстве полов и превращает песни в мистические ри

Новости ForPost

Метки

Игры 2025 9 мая выставка СевТЮЗ Билли Айлиш музыка 2024 мультфильмы 2024 Севастопольский ТЮЗ театр драмы "Психо Дель Арт" Новый год концерт Конкурс "Живая классика" афиша Севастополь Севастополь фильмы 2024 Мода аниме 2025 арт-отель "Украина" K-pop фильмы Херсонес Дворец культуры рыбаков Большой севастопольский офицерский бал Dior игры 2024 BLACKPINK фильмы ужасов мода и стиль Balenciaga фильмы 2023 Аниме фестиваль театр игры 2023 рэп сериалы 2025 музыка СЦКиИ День Победы театр Луначарского музыка 2025 "Кинопоиск" карантин Крым современное искусство Музей-заповедник "Херсонес Таврический" скандал музыка 2023 Модный показ Александр Петров мультфильмы Неделя моды Психо Дель Арт аниме 2024 Фильмы 2025 Херсонес Таврический художники изоляция драма ДКР Хаяо Миядзаки фэнтези обзор аниме спектакль поп-музыка сериалы 2024 Тейлор Свифт кино Севастопольский театр оперы и балета российские фильмы Театральная улица Netflix сериалы 2023 искусство комедия Григорий Лифанов книги мастер-классы Российские сериалы Российские сериалы 2025 Афиша Севастополя живопись Клим Шипенко мультфильмы 2023 хоррор выставки балет Charli XCX праздник Обзор спектакли Театр имени Луначарского коронавирус детектив Неделя моды в Париже рецензия игры опера Гарри Поттер куда сходить