Севастопольская «Жар-птица»: 10 лет в полёте

26-03-2018 16:45

10 лет назад под крышей Севастопольского центра культуры и искусств появилась «Жар-птица», и не простая, а поющая – вокальный ансамбль. ForPost встретился с художественным руководителем ансамбля Сергеем Мокриенко и солисткой коллектива, заслуженной артисткой Крыма Аленой Зинченко. Говорили о творческом пути «Жар птицы», о культуре Севастополя и о том, как она изменилась за последние годы.

Сергей, почему вы назвали свой ансамбль именно «Жар-птицей»?

— Наверное, это самый задаваемый вопрос. Когда мы создавались, то долго размышляли над названием и уже давали концерты. Думая над названием, мы пытались не концентрироваться на определенном жанре, потому что  изначально задумывали коллектив, который будет разножанровым, и искали такое название, которое бы нас не привязывало к чему-либо. Но потом, как показали годы и практика, — почему-то именно «Жар-птица» ассоциируется у всех больше с какой-то фольклорной темой.

— Потому что народные сказки.

— Возможно, да. Мы искали что-то яркое и сказочное, то, что сразу бы запоминалось зрителю, как-то отложилось у него. И почему-то мы тогда все сошлись на «Жар-птице». Причем были варианты. Долго думали. «А может, «Жар-птица»? – О, я тоже так думаю. – Ну, как-то это слишком пафосно, нет, не будем». Потом подумали еще два дня, «Слушайте, ну пусть пафосно, но мы должны запоминаться зрителю». И вот остановились на «Жар-птице».

— Кстати о зрителях и запоминании: вас узнают на улицах?

— Да.

— Автографы просят?

 — Не  то чтобы сильно автографы просят, но узнавать – узнают, особенно перед концертом, когда идет активная реклама. Буквально совсем недавно возле подъезда стою, жду Алену, чтобы ехать на репетицию, подходит девушка с собачкой и говорит: «Здравствуйте, вы так красиво получились на афише, Алене привет большой передавайте, обязательно придем на концерт». Честно говорю, я ее видел первый раз.

— Значит, это ваши поклонники…

— Да, есть люди, которые узнают на улице, в транспорте тоже спрашивают: «Ой, ребята, а это же вы там на афише? – Мы, конечно, приходите на концерт обязательно».

— Отлично. Сергей, ты и художественный руководитель, и сам поешь на сцене, такой себе поющий тренер. Как это вообще — тяжело руководить и одновременно еще и выступать на сцене?

— Как вокалист я себя никогда в жизни не позиционировал. По образованию я музыкант, а что касается исполнения на сцене – в основном, всё делают певцы. У нас, кроме меня, — я один музыкант по профильному образованию, — все профессионально учились вокалу, поэтому ребятам и «карты в руки». На мою долю выпала административная работа, плюс расписывание вокальных и хоровых партитур, а также аранжировок. А как вокалист, я в коллективе себя проявляю совсем чуть-чуть.

— То есть на сцене ты такой бэк-вокалист?

— Можно и так сказать.

— И просто руководишь непосредственно процессом?

— Да, но зато, если кто-то неправильно поет, я все слышу.

— Понятно. То есть и получается, ты придумываешь номера и аранжировки?

— Творческий процесс в коллективе происходит в основном совместно — мы придумываем новую программу, предлагаем какие-то определенные номера: «хотели бы вот это исполнить? Хотели бы вот это?», а уже в зависимости от того, насколько оно ложится на коллектив, — я принимаю решение. То есть, если мы все вместе решили, что будет вот эта песня,  — я смотрю, насколько она возможна в исполнении именно под наш состав.

— Следующий вопрос у меня будет тебе, Алёна. Я была счастливым свидетелем первого официального сольного выступления Алёны Зинченко, и я помню, как ты тогда волновалась. Скажи, пожалуйста, это было, наверное, лет 20 назад, да?

— 99-ый год, это сколько у нас?

— Да, почти 20 лет, скоро будет юбилей. Вот эти 20 лет выходя на сцену, ты испытываешь такое же волнение, как тогда — перед первым своим сольным концертом?

— Волнение никуда не пропадает.  Кто-то спрашивает: «Вы же опытные артисты и, наверное, вы не волнуетесь?». Я не знаю, мне кажется, волнение никуда не пропадает. Может, оно как-то трансформируется. Конечно, иногда адреналин зашкаливает, сердце бьется, и как-то нужно совладать с собой, но все равно ты волнуешься о каких-то технических моментах, параллельно стоишь, думаешь, что там происходит рядом с тобой. Мало того, я считаю, что если волнение совсем пропадет, тогда надо уходить со сцены.

— А есть зависимость от этого адреналина?

— Да, конечно есть.

— У тебя был в жизни перерыв, когда ты родила малышку? Именно концертной деятельности?

— Совсем небольшой перерыв. В общем-то, этот перерыв составил, наверное, три с половиной недели.

— То есть, заскучать по сцене ты не успела?

— Успела.

— Даже за три с половиной недели?

— Да. Ты успеваешь заскучать, и тебе хочется делать то, что ты делаешь всегда, то, к чему ты привык. У меня появился ребенок. А это же было что-то для меня новое, правильно? Вот и заскучать успела по сцене. И причем мне стало легче, когда я вернулась: вроде и здесь гармонично, и там. А когда одно перевешивает, наверное, это не очень правильно.

— Дочка не готовится быть артисткой?

— Я не знаю, готовится или не готовится, но что-то уже там поёт. Могу точно сказать, когда идут по телевизору мультики, она поет вместе с персонажами мультиков. Чувство ритма у ребенка сто процентов есть.

— Сергей, а ты помнишь свое первое выступление?

— Да, помню. Это было в музыкальной школе. Я  изначально баянист. Заканчивал и музыкальную школу, и училище, и академию, непосредственно как баянист. А с вокальными вопросами я познакомился в процессе работы уже здесь, будучи в Севастополе. До этого помню в музыкальной школе самый первый класс, и даже сейчас вспомнил первое произведение, которое я исполнял. Это была «Маленькая полька» Кабалевского.

— «Жар-птица» 10 лет на сцене. За это время вы, наверное, выступили на всех севастопольских площадках, знаете неплохо местную культурную жизнь. Как изменилась культурная жизнь Севастополя за эти 10 лет?

— Наверное, не изменилась.

— В каком плане?

— Мне кажется, если говорить о коллективах, которые сформировались в 90-е и 2000-е годы, то они как были — так и остались. Они делают свою работу, кто-то создает новые проекты, но, на мой взгляд, кардинально творческая жизнь Севастополя не изменилась. Даже с того момента, как мы перешли в правовое поле Российской Федерации, каких-то кардинальных изменений мы как-то не замечали. В принципе, как мы работали, так мы и работаем. Да, меняются какие-то начальники.

— Но артисты остаются.

— Да, артисты те же. Что поменялось у нас в городе, и по большей части и в Крыму: есть проблема – кадровая. В Севастополе нет ни одного музыкального учреждения, имеется в виду высшего.

— Ни музыкального училища, ни Университета культуры…

— В Симферополе есть, но для всего Крыма этого недостаточно. Мы сами на себе это испытали. Если как-то и прибыло в отношении кадров, то это люди, которые приехали в 2014-ом году или чуть позже. А вот из своих местных, из молодого поколения, те, кто могли подрасти, вырасти и прийти — вот этого, наверное, не хватает.

— А почему это происходит?

— Наверное, потому, что, как мы между собой говорим, взять Крым, Севастополь – это в определенном смысле конечная точка. И сюда мало кто хочет ехать работать, должна же быть мотивация какая-то у людей – или жилье, или какие-то перспективы развития в своей профессии. Про зарплату в нашей сфере не говорим. Но вот кадры – это проблема серьезная. Если бы у нас хотя бы в городе появилось общежитие для работников культуры! Этот вопрос поднимался, в общем-то, потому что действительно нужны кадры.

— У нас же есть прекрасное место, где растят кадры — Дворец детского и юношеского творчества.

— Да, но Дворец – это первоначальная ступенька, а должна быть ещё всё-таки вторая ступенька – это профильное образование. У нас  в городе нет учебных заведений, которые бы давали это образование. Они есть в Симферополе.

— А  если бы вам, вашему коллективу или кому-то лично предложили поучаствовать в каком-нибудь шоу талантов где-нибудь на материке, в Москве, поехали бы?

— Вопрос сложный. Может быть, кто-то из наших участников поехал бы, но мы, наверное, уже нет. У меня на этот случай свое мнение. Всё-таки эти шоу больше, наверное, для людей, которые не работают в профессии именно как в профессии. Есть люди-самородки, которые работают в других сферах, а это у них на уровне хобби, я имею в виду творчество. А мы — люди, для которых это основная профессия, и, как мне кажется, мы к этому относимся более скептически. Мы понимаем, что, наверное, ни Баскова, ни Монсеррат Кабалье из нас не то чтобы не получится, просто у нас есть своя ниша, которую мы прекрасно занимаем, и нам, в принципе, этого достаточно. Хотя, если будут предложения именно всему коллективу выехать для гастролей в Краснодарский край, в Москву или в Питер — мы с удовольствием это рассмотрим. Единственное, что это будет гастрольная поездка, а не переезд в Питер или еще куда-то.

— Хочется гастрольный тур по России?

— Да, это было бы достаточно интересно. Пока, к сожалению, таких предложений не поступает, но опять же, может, мы недостаточно для этого делаем, чтобы где-то заявить о себе. Хотя я уверен, что, если взять коллективы Севастополя, я не говорю сейчас конкретно про «Жар-птицу», — может, кто-то где-то и выступал уже. Я уверен, что у наших артистов, несмотря на нехватку кадров и всего остального — уровень достаточно высокий. Коллективы выезжают, и артистов Севастополя, и театры очень хорошо принимают. Взять хотя бы наш Ансамбль «Песни и пляски Черноморского флота». Все о нём знают.

— А вы себя больше ощущаете деятелями культуры или шоу-бизнеса?

— Совмещаем. Пытаемся совместить. Естественно, в наших выступлениях мы используем и элементы шоу. Пробуем, пытаемся, экспериментируем, где-то что-то получается, где-то не получается, но это другой вопрос, это творческий процесс. А бизнесом здесь, наверное, и не пахнет.

— А вот если, допустим, будет организован концерт, и вдруг обнаружится, что полупустой зал или пустой, и придет три человека, условно говоря, — мама, папа. Что вы почувствуете?

— В нашей жизни, жизни «Жар-птицы», за 10 лет были абсолютно разные мероприятия. И бывало такое, что и 20 человек в зале. Вот мы приезжаем куда-нибудь на ЮБК, а в зале 20 человек, и хорошо. А для 20-ти мы работаем точно так же, как для полного зала. А если эти 20 человек счастливы, у них горят глаза, а еще и слёзы в конце концерта  — это самое главное.

— Алена, Сергей, спасибо вам большое за разговор.

Беседовала Наталья Астахова
Фото сцки.рф

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Man’s Best Friend: леденящие душу отношения Сабрины Карпентер

Спустя год после хитовой пластинки Short n’ Sweet Сабрина Карпентер выпустила новый альбом Man’s Best Friend. В нём она рассказывает о неудачных отношениях и рассуждает о природе мужчин (далеко не в их пользу). А в плане музыки следует проверенному с

4 причины, почему «Кей-поп охотницы на демонов» настолько популярны

Прошло два месяца с выхода яркой мультипликационной новинки «Кей-поп охотницы на демонов». Шумиха вокруг анимации не утихает: саундтреки занимают верхние строчки музыкальных хит-парадов, а сам фильм недавно стал самым просматриваемым в каталоге Netfl

Doja Cat возвращается в 80-е с новым синглом Jealous Type

Американская рэперша Doja Cat выпустила новый сингл Jealous Type, звучащий как классический хит 80-х. Песня войдёт в еë новый альбом Vie. Рассказываем, каким получился новый трек и чего ожидать от новой эры артистки.
Обложка: соцсети

«Жизнь шоугёрл»: каким будет новый альбом Тейлор Свифт

12 августа Тейлор Свифт анонсировала новый альбом The Life Of A Showgirl. Днём позже на подкасте New Heights со своим парнем Трэвисом Келси певица раскрыла больше подробностей о новой пластинке. Рассказываем, когда он выйдет и чего ожидать от новой м

JALAGONIA — «Дежавю»: новый хит лета в Крыму

Трек «Дежавю» певицы JALAGONIA возглавил хит-парад крымской радиостанции «Море» за курортный сезон 2025. Композиция вошла в её дебютный альбом «Отель моих снов».
Обложка: из личных архивов певицы
Карьера JALAGONIA стартовала с шоу

Новости ForPost

Метки

Большой севастопольский офицерский бал Charli XCX Российские сериалы 2025 опера Дворец культуры рыбаков Netflix игры 2023 спектакль аниме 2024 балет фестиваль Российские сериалы мультфильмы 2024 музыка 2023 российские фильмы Новый год Андрей Маслов Херсонес арт-отель "Украина" День ВМФ Афиша Севастополя выставка аниме 2025 коронавирус ДКР Театр имени Луначарского мультфильмы 2023 куда сходить поп-музыка Обзор Конкурс "Живая классика" Dior Херсонес Таврический СевТЮЗ мастер-классы фильмы ужасов книги афиша Севастополь праздник Игры 2025 кино игры 2024 детектив Фильмы 2025 спектакли Севастопольский ТЮЗ сериалы 2024 Хаяо Миядзаки День Победы Александр Петров искусство театр Луначарского рецензия сериалы 2025 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" музыка 2024 K-pop фэнтези изоляция комедия концерт BLACKPINK художники Театр им. Кукол выставки хоррор Клим Шипенко карантин 9 мая Севастопольский театр оперы и балета ЦГБ им. Л.Н.Толстого фильмы 2023 фильмы живопись Неделя моды Крым Золотая балка театр сериалы 2023 фильмы 2024 Аниме театр драмы "Психо Дель Арт" Модный показ Григорий Лифанов музыка 2025 Театральная улица Balenciaga музыка Мода Севастополь мультфильмы Психо Дель Арт рэп СЦКиИ Сергей Безруков "Кинопоиск" мода и стиль Федюхины высоты Тейлор Свифт обзор аниме