Севастополь накрыли «Египетские ночи»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» снова в Севастополе! 1 и 2 июня на сцене Театра флота актёры играют спектакль «Египетские ночи», который в 2002 году Пётр Наумович представил театральной Москве. Спустя 16 лет работу Фоменко восстановил Карен Бадалов, и в феврале 2018 года столичные театралы смогли увидеть в своё время нашумевшую постановку с обновлённым составом. Как призналась исполнительница одной из главных ролей Полина Кутепова, возвращение этого спектакля на сцену — это возвращение к Фоменко, это общение с мастером, которое сегодня помогает труппе жить и творить…
А «Мастерская Петра Фоменко» сегодня действительно живёт невероятно активной творческой жизнью. Директор театра Андрей Воробьёв, общаясь с прессой, отмечал, что жадные до работы фоменки постоянно находятся в движении.
«Вот совсем недавно театр ездил на гастроли в Южно-Сахалинск и Новосибирск. В феврале состоялась премьера совершенно потрясающего спектакля нашего художественного руководителя Евгения Каменьковича «Король Лир». Блестящая режиссерская работа, на мой взгляд. В мае Кирилл Пирогов представил чеховскую «Чайку», а в конце июня мы выпускаем премьеру — «Завещание Чарльза Адамса» в постановке Олега Глушко. В июле вы представим «Счастливые дни» Самюэля Беккета с Полиной Кутеповой в главной роли. А уже новый сезон будем открывать «Взлётом и падением города Махагони» Бертольда Брехта».
На сегодняшний день в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко» 43 спектакля. В Севастополь фоменки привезли одну из своих лучших работ – «Египетские ночи». Спектакль, поставленный в 2002 году Петром Наумовичем и восстановленный артистом театра Кареном Бадаловым, особенный. У него нет единого стержня. В основе лежат 4 произведения Александра Пушкина, одно из которых было дописано Валерием Брюсовым. Петру Фоменко удалось совершенно легко и по-хулигански положить на эти тексты музыку Джоаккино Россини.
«Здесь очень сложносочинённый и опасный замес, но тем не менее спектакль существует уже многие годы», — отмечает директор театра Андрей Воробьёв.
«Египетские ночи» — это попытка театральной импровизации на историческую тему, опирающаяся на воображение и размышления. Три неоконченных пушкинских наброска, одна незавершенная поэма, стихи разных лет и фрагменты поэмы Валерия Брюсова складываются в историю царицы Клеопатры, которую рассказывает светским дамам и господам бедный неаполитанский импровизатор — синьор Пиндемонти. Его рассказ столь зажигателен, что недоверчивые поначалу слушатели, завороженные его талантом, дают стихии игры увлечь себя.
Общаясь с журналистами, Карен Бадалов вспоминал, как приходил с камерой на репетиции «Египетских ночей» и каждый штрих, замечание и реплика Петра Наумовича сохранялись для истории. Благодаря этому на сегодняшний день театр обладает уникальным архивом — более чем 100 часами записей репетиций Фоменко, от первоначального разбора до выхода. По словам артистов, именно эти сохранившиеся видео подтолкнули их восстановить один из лучших спектаклей мастера.
«Хоть на афишах и указано, что я восстановил спектакль, но это громко сказано, — я в основном был координатором всего процесса, — признается Карен Бадалов. — Восстановление осуществляли все актеры, и я был откровенно поражён тем, что наблюдал. Оказывается, если люди, уважающие друг друга, заражены общим делом, они могут объединиться и добиться результата».
Надо сказать, что вернуться к спектаклю фоменок подтолкнули не столько видео репетиций, сколько желание в очередной раз пообщаться с Петром Наумовичем, ощутить его энергетику, почувствовать, что он где-то рядом.
«Это возможность пообщаться с ним через его замысел, через его совершенную форму, которую он изложил в спектакле. Это важно для нас сегодняшних, мы этим существуем. У нас обновляется актерская труппа, но мы возвращаемся к Фоменко, и это нам помогает жить», — говорит актриса театра Полина Кутепова.
Её коллега Юрий Буторин вспомнил, как у Петра Фоменко проходили репетиции. Актёр подчёркивал, что пока не разберешься с текстом и системой взаимоотношения персонажей, невозможно было идти дальше. Хотя ведь так и должно быть в любом профессиональном театре: если идёт детальный разбор, то люди прекрасно понимают, что они говорят, кому и зачем.
«Помню репетиции с Фоменко неслучившегося спектакля «Борис Годунов», — рассказывает Юрий Буторин. — Разбирали буквально каждую строчку. Репетиции могли длиться по 5 часов. В такие моменты приходит осознание, насколько важно для актёра слово. Репетиции «Годунова» Пётр Наумович называл занятиями. Мы сидели и изучали «Историю государства Российского» трёх разных авторов».
Сегодня не у каждого режиссёра встретишь подобный подход к работе с актёрами. Какие же всё-таки они счастливые, эти фоменки. Ведь без преувеличения можно сказать, что Пётр Наумович — это целая вселенная, затерявшись в которой можно было обрести невероятно много в профессиональном плане. Слишком много. Бесконечно…
Арсений Веденин
Фото: автора, iz.ru, afisha.ru