Сергей Безруков на международном фестивале высказался о цензуре, стриминге и российском кино
В рамках XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялась конференция на тему реализации основ государственной культурной политики. Николай Бурляев, Сергей Безруков, Александр Михайлов и другие деятели искусства обсудили проблемы и перспективы современного кинопроцесса, отметили влияние стриминговых платформ на молодое поколение и даже вспомнили «Ветку» Монастырского в Третьяковке. Все подробности – в нашем материале.
«Золотой Витязь» уже на протяжении 30 лет ведёт борьбу за душу человека. Кинофорум, основанный в 1992 году прошёл очень непростой путь. Его президент, народный артист России Николай Бурляев, вспоминает, как сталкивался с полной безответственностью руководства Министерства Культуры Российской Федерации в проведении государственной культурной политики. Указ, который должен был исправить ситуацию, подписан президентом Владимиром Путиным в декабре 2014 года. «Россия — страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала», — говорится в документе.
А что у нас с «великой культурой»? На круглом столе Николай Петрович вспоминал, что именно «Золотой Витязь» с 1992 года начал бить тревогу со всех трибун, видя, как страна держит антикультурный курс. А его, по мнению президента Кинофорума, начали те, кто осуществлял так называемую перестройку. В то время радио «Свобода» открыто говорило в эфире: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».
Время дьявола
«Эта вакханалия продолжалась при полном попустительстве государства, которое выпустило из поля внимания культуру. – обращался Николай Петрович к участникам круглого стола. – Наши коллеги, модные в то время кинематографисты и режиссёры, потребовали самоокупаемость, самофинансирование. Один из тогдашних лидеров перестройки кинул клич: «Ассу – в массы, деньги в кассу». А потом эти же кинематографисты взялись за голову, когда в этой антидуховной атмосфере уже подросли их дети. Возросла преступность, наркомания, педофилия. Началась диктатура вседозволенности.
К счастью, в 2014 году на патриаршем совете по культуре патриарх услышал, что говорит «Золотой Витязь» и обратился к президенту с просьбой задуматься о принятии стратегии государственной культурной политики. На первом Общественном совете при Министерстве Культуры РФ я предупреждал, что Совет не должен стать лишь инструментом Минкультуры, который только голосует за то, что прочитал на бумаге. Хотя нам и на это не давали времени. Нам говорили: просто поднимайте руки. А когда мы поднимали вопросы о том, что делается в кинематографе, в театре, во всей культуре, ответа не было. Как будто нас нет».
В прошлом году была разработана концепция проекта Закона о культуре. Николай Петрович признался, что, прочитав её, был потрясён: в руках он держал анонимный проект, созданный администрацией президента. Чиновники написали, что всё в законе должно упираться на Указ президента о культурной политике. А красной нитью через всю концепцию шла мысль: чиновники вообще никак не должны вмешиваться в вопросы культуры и стратегию государственной культурной политики. Только давать деньги.
«У нас сейчас царит дьявольская идеология. – отмечает Николай Бурляев. – Нет государства без идеи. И президент эту русскую идею озвучил. Она уже давно найдена. Это патриотизм. А великий русский мыслитель Иван Ильин русскую идею определил очень просто: это идея сердца, идея любви. В итоге мы получаем идею самой России».
Свою проникновенную вступительную речь Николай Петрович в итоге свёл к нескольким тезисам. Точнее даже сказать, предложениям:
— пора принять духовно-нравственный закон о культуре с гарантированной ответственностью государства за сохранение грядущих поколений;
— вывести культуру, пользующуюся государственной поддержкой, из системы рыночных отношений, так как культура и рынок понятия несовместимые;
— приблизить бюджет Министерства культуры к уровню бюджета обороны РФ;
— усилить контроль Общественного Совета Минкультуры в финансировании, планировании духовной и кадровой политики;
— вывести Роспечать и государственное телерадиовещание в сферу ответственности Минкультуры;
— создать кодекс чести деятелей культуры России.
«Россия должна представить планете новую ментальную культурную модель разумной страны, существующей в неразумном мире; страны, обеспечивающей спасение, продление жизни на планете», — завершил своё выступление президент Кинофорума.
Слово «идеология» несёт отрицательный оттенок?
Подключившийся онлайн к беседе российский политолог Сергей Михеев в самом начале сделал весьма компрометирующее заявление: «Нет никакой культуры вообще». По его словам, сегодня есть конкретные люди, которые делают то или иное. А все их действия чаще всего зависят от того, что у них в сердцах и головах. Когда в человеческой душе обнаруживается порок, Михеев видит три пути развития событий: первый – осознание и борьба, второй – осознание, но невозможность бороться, третий – «оправдать собственную гниль, которая находится внутри и навязать её всем». Политолог считает, что третий вариант – это именно тот путь, по которому сегодня идёт западная современная массовая культура.
«Неверные духовные оценки в подходе к тому, что такое хорошо, а что такое плохо приводят к примитивизации всего сознания, – говорит Сергей Михеев. – Хорошо – это то, что приносит мне деньги, а плохо – то, что не приносит. А если говорить о государстве, то оно уже давно не имеет более-менее внятного целеполагания. Если послушать наших политических лидеров, то непонятно какова вообще цель российского государства. Самое мощное, что они из себя могут выдавить: постоянный рост благосостояния граждан. Если сосредоточиться на этом, то это прорва, конца и края которой не видно. Вот эта внутренняя вторичность – отрицание духовных моментов в определении целей государства – ведёт к тому, что собственно целей никаких и нет».
Иными словами, Сергей Александрович озвучил то, что сегодня нам уже порядком набило оскомину: из нас пытаются сделать стадо. А как этого не допустить? И возможно ли? Михеев считает, что выход есть.
«Очень важен собственный язык осознания того, что происходит. Когда мы в политологии используем западный язык терминов, мы во многом попадаем в концептуальную, философскую, и смысловую зависимость от того, что в эти термины вкладывается там, за рубежом. Поэтому слово «идеология» для многих несёт некий отрицательный оттенок. Нам нужно вырабатывать собственную мировоззренческую модель. Она даст возможность организовать жизнь людей. Россия не может быть только коммерческим проектом. Экономика должна организовывать жизнь людей, искусство – возвышать, политика – защищать интересы собственной страны и Родины. Собственный язык, собственное мировоззрение, собственные смыслы, абсолютное отсутствие вторичности и полное осознание своей уникальности – к этому должна стремиться настоящая элита».
Все демоны здесь: мат, алкоголь, совокупление, курение
Всё вышеупомянутое сегодня на нас льётся из стриминговых платформ. Регулировать эти процессы в мировой паутине – целая проблема. Когда этот «контент для взрослых» транслируется в молодую неокрепшую психику, наступает то, с чем собственно на протяжении 30 лет борется «Золотой Витязь» – деградация ума и сердца.
Народный артист России Сергей Безруков, принимавший участие в круглом столе, на этот счёт высказался довольно пессимистично: мол, такова наша реальность и с этим ничего сделать нельзя.
«Дело в том, что сейчас есть тенденция умирания кино в прокате. – отметил Сергей Витальевич. – К великому сожалению, в кинотеатры сейчас ходят мало. Сегодня всё уходит в интернет-платформы. А интернет цензурой не облагается. Всё, что сейчас популярно и модно смотрится в онлайн-кинотеатрах. Каким образом ограничивать всё это там – пока неясно. Николай Петрович, всё что вы перечисляли, вся эта грязь – там присутствует. Всё, против чего мы выступаем, там это упаковано. И да, молодёжь это смотрит. И мы пока ничего с этим не сможем сделать».
«Но ведь в Китае с интернетом как-то работают, борются с этим дьяволом», – Николай Бурляев пытался возразить Безрукову и возможно мы могли бы стать свидетелями интересной дискуссии, но тут в разговор вступила Галина Леонтьева, режиссёр, президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России.
«Хотела бы сделать одно замечание. Речь не идёт о запрете. Речь идёт о том, каким продуктом мы наполняем интернет и телевидение. Кто финансирует этот продукт? Финансирует государство. Значит государство должно ставить условия: когда оно будет финансировать проект, а когда – нет».
Беседа оживилась. Киновед и программный директор «Золотого Витязя» Александр Семенюк, не дав закончить Галине Петровне, высказал свою позицию.
«Дело даже не столько в факте финансирования, сколько в сертифицировании тех компаний, которые производят контент. Сертификация уже давно происходит и в Америке, и в Европе. Конечно, чисто теоретически какая-то маргинальная компания может найти десятки миллионов долларов и снять фильм для того, чтобы прокатать его на интернет-платформе. Но есть же механизмы другого порядка. Эти платформы не существуют в безвоздушном пространстве. Они точно так же сертифицированы, как и компании, производящие контент для этих платформ. Тут не нужно путать причинно-следственные связи».
Александр Григорьевич убеждён – искусство в принципе не бывает самодостаточным. Киновед считает, что «никаких артхаусов не существует и не существовало никогда». По его мнению, это лукавство.
«Искусство отображает картину мира, а кино это самое манипулятивное искусство, наиболее мощно воздействующее на общественное сознание. – подчёркивает Семенюк. – Поэтому кино не может быть самодостаточным. Оно отображает не только объективно существующую картину мира, но и ту политику государства, ту его идеологию и мировоззрение, которое транслируется. А оно меняется. В царской России была одна идеология, в советской России – другая, а сегодня она трансформирована. И соответственно кино эту идеологию отображает».
Для иллюстрации своих слов, в качестве примера, Александр Семенюк привёл последние рейтинговые сериалы: «Содержанки» (реж.: Константин Богомолов), «Псих» (реж.: Фёдор Бондарчук), «Полёт» (реж.: Пётр Тодоровский).
«Мат, алкоголь, курение, совокупление – мы это наблюдаем не просто в каждом эпизоде, а чуть ли не в каждом кадре. И при этом – прекрасные актёры, великолепная режиссура, отличная технологичная драматургия. Но всё это исполняется ради вот этой вот грязи. Вот в чём суть интернет-платформ. И уже с их подачи сложилась определённая молодёжная субкультура. Как это ни печально признавать, будущее поколение сейчас воспитывают интернет-платформы».
Не всё у нас потеряно
Картина вырисовывалась грустная. Неужели на нынешней молодёжи можно ставить крест? Однако минорное настроение, начинающее царить в воздухе, разбавила начальник Департамента Культуры Ирина Романец. Она выступила даже не столько в защиту молодого поколения, сколько самих процессов, которые сегодня мы можем наблюдать.
«15 мая у нас прошла всероссийская акция Ночь музеев. При этом надо сказать, что Севастополь для Ночи музеев совершенно не показательная площадка. Ведь в нашем музейном пространстве очень много посвящено теме защиты, Обороны. Я третий месяц работаю в Севастополе и у меня ощущение, что здесь каждый день 9 мая. Такой высокий дух патриотизма у людей. Этим духом и культурой города-героя мы проникались с малых лет, когда нас сюда привозили ещё артековскими детьми. Не даром нашему городу сегодня присвоен статус первой патриотической столицы страны. И говоря об идеологии, я считаю, что главная доминанта нашей страны именно в этом – в патриотизме».
Возвращаясь к всероссийской акции, Ирина Васильевна призналась, что за ту ночь прошла около 20 километров, чтобы обойти наши музеи. И когда в 5 утра она подходила к Константиновской батарее, то была приятно удивлена.
«Я увидела огромную толпу молодёжи, которая, Николай Петрович, не пьяная, не матерится! Ребята спрашивали у наших экскурсоводов как сюда попасть днём, сколько стоит билет, что можно осмотреть в музее. Такие вещи вселяют надежду. Не всё у нас потеряно».
«Спасибо Ирина Васильевна, я очень рад вашему эмоциональному выступлению и тому духу, который живёт в Севастополе. – было видно, что президент Кинофорума не ожидал такой пламенной речи от начальника Департамента Культуры. – Вы сейчас затронули Ночь музеев. Скажу честно, к этой акции я всегда относился странно. Ночью надо спать, а не в музеи ходить. Кто это придумал? Но оказывается, всё дело в том, что в этих музеях показывать. Мы ставили вопрос о руководстве главных федеральных музеев страны, о том, что они демонстрируют публике – Третьяковка, Эрмитаж. Когда в Третьяковской галерее, перекрывая величайшее полотно Александра Иванова «Явление Христа народу», ставят какое-то безобразие – ветку – как это называется? (речь идёт о работе художника-концептуалиста Андрея Монастырского «Ветка», приобретённой Третьяковской галереей в феврале 2020 года). Кто назначает таких руководителей музеев? Откуда у них такое мировоззрение? Или они не читали истории живописи? Замечательный русский художник Иван Крамской говорил: «Нет такого понятия как «современное искусство». Искусство, оно, или есть, или его нет».
Очень правильные и нужные слова сказал Александр Михайлов. Всё, о чём говорили на круглом столе, посвящённом вопросам культурной политики, народный артист РСФСР сформулировал в нескольких фразах:
«Люцифер сейчас поднимает голову, завладевает душами наших детей, и я очень боюсь, что кровь ещё прольётся. Столкнут эти шакалы из-за океана наши славянские народы. Русофобия – это страшно. Чтобы уничтожить любую нацию, надо овладеть молодыми душами. Сегодня эта теория реализуется на все 150 процентов. Но «Золотой Витязь» – это один из немногих фестивалей, где не на словах, а на деле бьются за души молодёжи. И в этой борьбе мы должны победить».
Да будет так.
Арсений Веденин
Фото: пресс-служба МКФ «Золотой Витязь»