Сердце Пармы: историческое кино, у которого получилось
Идти на этот фильм было боязно. После череды неудавшихся кинокартин на историческую тему, «Сердце Пармы», которую окрестили чуть ли не спасительницей кинотеатров, могла провалиться с таким же треском. Что ж, вы приятно удивитесь.
У российского кинематографа есть уже традиционные проблемы с некоторыми жанрами. Фраза «отечественное фэнтези» отдаёт попаданцами, вторичными идеями и сомнительной графикой. А по дороге на исторический фильм в голове всплывает уже народная фраза про «кино по секретным документам». Новый фильм режиссёра Антона Мегердичева, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова, объединяет эти проблемы… и на удивление решает их.
Парма и Покахонтас
Начало фильма показывает нам суровый заснеженный край. Лесное святилище заполнено язычниками-вогулами (старое название племени манси). Они трясутся в первобытном экстазе, пока юноши приносят в жертву похищенных из ближайшей деревни славян. С пригорка за пленниками наблюдают их соотечественники. Но этим новгородским пиратам-уйкушникам нет дела до чужих жизней. Они ждут наступления ночи, чтобы ограбить святилище.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
С суровыми обычаями Пармы нас знакомят весьма эффектно. Колоритная музыка и чарующие обряды древних племён рисуют перед зрителями таинственный край. Край, в который вторглись иноземцы. Поэтому уже в первой половине картины прольётся немало крови. Выкрав из святилища священную статуэтку Золотой бабы, пермский князь Ермолай обрекает свой город на опустошение, а себя на смерть. Выжить удаётся лишь воеводе Полюду, юной пермячке Тиче и княжескому сыну Михаилу.
Любовная линия последних — центр повествования. Михаил вырастает и становится князем. Тиче, прикоснувшись к Золотой бабе, превращается в ламию — ведьму-оборотня. Их отношения — не просто история любви. Это конфликт религии и язычества, цивилизации и племенного уклада. В образе Тиче угадывается Покахонтас: обе непокорны, мистически связаны с природой и влюблены в пришельцев из иных миров.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
Любовь князя и ламии неприемлема. Он — колонизатор, несущий Парме чуждые ей ценности и ставящий под угрозу существование старых обычаев. Она — бесовское отродье, брак с которой — грех и святотатство. Конфликт наций и верований передан в фильме прекрасно, хоть и не без огрехов.
Игра княжеских престолов
Это сравнение липнет практически к любому размашистому историческому кинополотну. Уместно ли оно здесь? Отчасти. От «Сердца Пармы» не стоит ждать витиеватых политических интриг. Игроков немного, и их мотивы ясны: князь пермский с явными сепаратистскими устремлениями, свирепые вогулы во главе с ханом Асыкой и россыпь мелких вождей, относительно лояльных князю. А где-то вдалеке фоном идёт конфликт Москвы и Казани.
На творение Джорджа Мартина фильм похож другими аспектами. «Сердце Пармы» дарит нам захватывающие баталии, насыщенные яркими стычками и эмоциональными моментами. Поражение князя Ермолая в начале фильма изобилует сильными сценами. Отбиваясь от вогулов, отчаявшиеся жители сражаются поленьями. А совсем неподалёку от драки падает на снег сражённая стрелой женщина с ребёнком. Картины жестокости бьют по эмоциям ещё сильнее, когда мы различаем в кровавом хаосе молитву во спасение. Спасение, которого не будет.
Финальная битва длится больше получаса, и всё это время вы будете получать удовольствие от увиденного. Сражение уже успели сравнить со знаменитой «Битвой бастардов», и это заслуженный комплимент. Эпический размах происходящего подчёркивают грамотной операторской работой и продуманной боевой хореографией. Хочется похвалить создателей за такую качественную работу: кульминация фильма получилась мощной.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
В картине проделана качественная работа с костюмами и декорациями. При просмотре не возникает ощущения, что наблюдаешь на экране съёмочный павильон и актёров в лохмотьях, как бывает с некоторыми фильмами. Увиденному в «Сердце Пармы», напротив, охотно веришь. Сама эпоха передана хорошо, её обычаи и чуждые современному человеку нравы. «Женщина должна сидеть, ждать, молчать и шить», — говорит Тиче её няня. И эта фраза точно передаёт контекст времени.
Верю! Верю!
Помимо некоторых жанров, ахиллесовой пятой отечественного кино часто выступала актёрская игра: то неубедительная, то переходящая в кривляние, то отсутствующая вовсе. Может, всё дело в заниженных ожиданиях, но «Сердце Пармы» преподнесёт вам сюрприз. Александр Кузнецов в роли князя Михаила закрепляет за собой статус одного из самых перспективных актёров нового поколения. Его герой в детстве пережил утрату, а взросление проходило в статусе князя без власти. Используя упорство и дипломатию, он добивается своего. Но глубоко внутри князь сломлен, а муки любви ранят его куда сильнее, чем остальных. Кузнецов прекрасно чувствует и талантливо воспроизводит на экране типаж сильного, но уязвимого мужчины.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
Дебют Елены Ербаковой в роли Тиче можно по праву считать удачным. Она отлично передаёт двойственность ламии. Её персонаж делится на женщину — заботливую мать и жену, и ведьму — обнажённую фурию со сверхспособностями. Ербакова смотрится аутентично в обеих ипостасях. Между Миханом (так князя называет ламия) и Тиче ощущается химия: её можно почувствовать в любой обстановке, будь то постель или разговоры за обеденным столом.
Ещё одно украшение фильма — второстепенные персонажи. Сценарист не свёл их до уровня сюжетных функций и добавил им неоднозначности. Хан Асыка в исполнении Валентина Цзина показан нам жестоким и беспощадным. Но позже мы понимаем, что вогулу также свойственна честь и верность клятве. Епископ Иона (Евгений Миронов) испытывает отвращение ко всему языческому, но умоляет сохранить жизни носителям чуждых верований. Яркими персонажами получились воевода Полюд (Сергей Пускепалис) и фанатичная няня-язычница, сыгранная Розой Хайруллиной.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
Есть за что похвалить и массовку (а для исторического кино это чрезвычайно важный аспект). Все эти толпы незнакомых людей наполняют происходящее жизнью: они теряют близких, получают увечья, прячутся от набегов и умирают на поле боя. Говоря проще — убедительно воссоздают кровавое средневековье.
Ложка дёгтя
Мегердичев иногда, что называется, не попадает в тональность. Сцена, где в пермскую столицу приезжает епископ Иона, поражает своей нелепостью. Народная музыка вогулов, которая пробирала до мурашек всю первую треть фильма, сменяется дешёвой фоновой мелодией. Она сопровождает прогулку Ионы и замирает в те моменты, когда священник видит языческую символику. Зачем превращать драму о конфликте мировоззрений в ситком нулевых — известно одному лишь Мегердичеву. Вряд ли кто-то другой оценит эту задумку.
Середину фильма можно назвать слабейшей частью. В ней неоправданно сильно скачет темпоритм: общаясь с главным героем, персонажи за минуту сменяют издевательский тон на дружелюбный. Именно на эту часть картины приходится основная часть неудачных режиссёрских решений: слабая постановка, странные сцены и заторможенное развитие основных конфликтов.
Другой серьёзный минус «Сердца Пармы» — концовка: слишком странная в контексте остального фильма. Она вступает в противоречие с конфликтами, которые режиссёр пытался развивать в течение двух часов. Финал кажется ленивым и смазанным, слабым в сценарном плане. Оправданием могла бы стать фраза «в книге было так же». Но нет, писатель Алексей Иванов закончил свой роман куда лучше и уместнее.
«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»
Эта картина — определённо повод для радости. В кои-то веки перед нами добротный фильм на историческую тему, с удачным вплетением атрибутов фэнтези и прекрасным актёрским составом. Ему не хватает лишь режиссёрского чутья: Мегердичев, при всём своём опыте, не смог грамотно раскрыть темы фильма и правильно закончить историю. Но огрехи киноленты теряются на фоне драйвовых баталий и зрелищных древних ритуалов. «Сердцу Пармы» суждено биться. Но, к сожалению, его не хватит, чтобы оживить кинотеатры.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru