«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали»: ядерная чёрная комедия о конце света и умении прощать

27-01-2022 17:32

27 января в широкий прокат выходит трагикомедия «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» с Юлией Ауг и Алексеем Гуськовым в главных ролях. Разрушающаяся среднестатистическая российская семья на фоне конца света. Столичные критики уже успели оценить картину, проведя аналогии с работами Тарантино и «Меланхолией» фон Триера. А наш коллега из «Киноафиши» в героях фильма увидел персонажей комедий Жоры Крыжовникова. И вообще, затронул вечную тему «драмы сознания русского человека». 

Муж и жена — одна сатана. В художественной вселенной картины с длинным и говорящим названием «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» явно любят поговорки — Анна (Юлия Ауг) и Андрей (Алексей Гуськов) целиком и полностью отвечают данному тезису. Мир в ожидании конца света, со дня на день на Землю упадет комета, которая, по прогнозам ученых, уничтожит все живое. В доме Андрея царит хаос, как, возможно, и во многих других семьях на планете.

Семья цапается по любому поводу. Анне не хватает чувственности и эмоциональности, Андрею, кажется, уже откровенно безразлично все, что его окружает. Выяснить бы, кто убил любимую собаку, а там можно и помирать без зазрения совести. Ну и попробовать бы секс втроем на закате своих дней — на такое предложение Анна реагирует остро, характеризуя мужа как старого извращенца.

В мире полнометражного дебюта Армена Акопяна и Дмитрия Тархова каждый друг другу — не друг и не враг, а самая натуральная сволочь. Что в целом уместно для жанра черной комедии, в которой работают создатели. Уберите от экрана детей, подростков и особо чувствительных зрителей, ведь на протяжении 90 минут в кадре будут и убийства, и нецензурная лексика, а также бесконечные взаимные обиды и ругательства длиной в бесконечность.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

На улице чудаковатая женщина завопит: «Придите и умрите с открытым сердцем». Старый товарищ Андрея томительно молчит, глядя на его жену — когда-то он был в нее влюблен. Но случай, судьба, злосчастный фатум распорядились иначе. Тема судьбы вообще не раз поднимается в фильме, в том числе об этом рефлексируют главные герои: Андрей живописно объясняет, что такое эффект бабочки, убирая с порога очередной труп.

Сеттинг картины, премьера которой (к сожалению, довольно тихо) прошла на фестивале «Окно в Европу» в 2021 году, сегодня напоминает хит стриминг-платформы Netflix «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Впрочем, в отличие от зарубежного коллеги по цеху, Акопян и Тархов не столь тонко работают с сатирой над современным обществом. Российских кинематографистов в большей степени интересует мироустройство одной, вероятно, среднестатистической семьи.

Самые яркие повороты сюжета возникают с появлением новых персонажей. К середине хронометража в дом к Андрею и Анне по одному являются их сыновья, Павел (Сергей Уусталу) и Виктор (Александр Рычков). По законам жанра братья — полные противоположности, выросшие в разных обстоятельствах. Если один из них выглядит с иголочки, ухоженный, скромный и воспитанный, то другой — типичный растерянный миллениал-оболтус, который потерялся на жизненном пути и не смог завоевать место под солнцем.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

Секрета нет, авторы не таят джокер в рукаве, поясняя это различие еще до того, как молодое поколение появится на пороге. Одного из детей очень хотела Анна, когда была беременна, испытывала к нему прилив настоящей любви. Другого не хотел Андрей (думал, что будет девочка), да и Анна — кажется, ввиду острой послеродовой депрессии, но это не точно, — несмотря на схожие обстоятельства беременности, выносила с ужасом. День, когда он покинул ее утробу, был одним из самых трагичных в ее жизни.

Сложно серьезно относиться к каждому из членов этой семьи. Будто сбежавшие то ли из первой части «Горько», то ли из «Самого лучшего дня» (вайб комедий Крыжовникова заметен невооруженным глазом) Андрей, Анна, Павел и Виктор выглядят персонажами русского «Лего. Фильма». Их характеры настолько ярко выражены, а эмоции так и льются без конца и края, что сами люди — словно и не люди вовсе, а только образы. Отсюда и не слишком заметное желание переживать, когда счет персонажей начинает идти на убыль, а на экране то и дело застывают капли крови.

Безусловно, перед нами довольно узнаваемые типажи, которых без труда можно встретить на соседней улице, в очереди магазина «Пятерочка» или в парке недалеко от ларька с покосившейся табличкой «Продукты 24». И это один из заметных плюсов дебюта Акопяна и Тархова — умение обратиться к аудитории необъятной страны с историей, которую двигают вперед живые характеры, пусть и гипертрофированные. К тому же авторы помещают персонажей в обстоятельства, знакомые по сотне, а то и тысяче фильмов (как зарубежных, так и российских) схожей тематики.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

Признайтесь, вы наверняка видели и «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом, и «Знамение» с Николасом Кейджем, и «Войну миров» с Томом Крузом, и ставшее повторно большим хитом «Заражение» Стивена Содерберга. В мире кино Земле постоянно что-то угрожает — то комета, то зомби, то вирус. Но в кадре постоянно показывают бравых американцев, спасающих мир. Хотя, конечно, «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» не назвать аналогом «Армагеддона».

Наше кино обращается к тому, что ближе отечественному зрителю — драме сознания русского человека, закованного рамками этики и стереотипов. Отсюда и повальная неустроенность каждого героя фильма — в жизни, в работе, в семейных и межличностных отношениях. Выход один — покаяться и ждать. Победить конец света все равно не выйдет. Хотя верить, что «все еще будет», режиссеры картины, видимо, не перестают до самого конца.

Автор рецензии: Тимур Алиев

Заглавное фото: «КиноПоиск»

 552 Всего просмотров



«Сдохнуть нужно чтоб вы приехали», Алексей Гуськов, Юлия Ауг,

Поделиться:

Похожие посты

Dead Space Remake — а стоит ли?

Игра Dead Space стала настоящей вехой в жанре ужасов. Кто в 2008 году мог подумать, что выживание в космосе так понравится аудитории? История борьбы Айзека Кларка с некроморфами получила заслуженное продолжение, и по сей день попадает в топы самых ст

Красота по-французски: как проходит Неделя моды в Париже

Неделя моды в Париже уже стартовала! Ежегодное fashion-безумие в этот раз вызывает особенно бурное обсуждение. Зоозащитники возмущаются из-за таксидермической эстетики Schiaparelli, блогеры недоумевают от эпатажных нарядов Doja Cat. А в интернете сме

Оскар 2023: обо всём и сразу

Номинанты премии «Оскар 2023» наконец-то известны. И уже можно сказать, что предстоящая церемония будет яркой и непредсказуемой. О громких возвращениях, странных номинантах и главных фильмах этого сезона в этом материале. По количеству номинаций л

Нейросети-творцы: друг, враг или так?

Уже не первый месяц интернет потрясают всё новые и новые разработки в области искусственного интеллекта. Обработка и генерация фото, иллюстраций и даже музыки. Нейросети постоянно учатся, а темп их развития растёт в геометрической прогрессии. Но дале

Пощекотать нервишки: новое аниме от Дзюндзи Ито

Последний квартал 2022 года стал для Netflix худшим за последние 10 лет. В надежде исправить ситуацию, платформа всё чаще обращает свой взор на аниме. Так получилос

Новости ForPost

Метки

Крым Анна Каренина Фестиваль «Таврида — АРТ» 9 мая поэзия Афиша Севастополя Великая Отечественная война Крымский военно-исторический фестиваль Фонд «Живая классика» Виталий Либа Александр Петров Музеи онлайн Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Бесы арт-отель "Украина" Дворец культуры рыбаков Театральная улица Золотая балка танцы фильмы Мариинский театр Севастополь Новый год Психо Дель Арт День ВМФ кино Клим Шипенко Эрмитаж Фёдор Достоевский фестиваль «Природа Искусства» театр Динопарк Конкурс красоты художники Херсонес Театр Лавренёва кинофестиваль Святой Владимир творчество самоизоляция Живая классика Россия концерт День Победы Херсонес Таврический изоляция фестиваль Музей обороны Севастополя выставка книги выставки Театр им. Кукол Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский ТЮЗ Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" Балаклава Конкурс "Живая классика" Ольга Панкратова 75 лет Победы История Мастер и Маргарита ЦГБ им. Л.Н.Толстого Опера в Херсонесе дети Сергей Безруков рецензия Таврида-АРТ Михаил Булгаков Санкт-Петербург ДКР спектакли мастер-классы праздник Молодёжь коронавирус опера Севастопольский театр оперы и балета спектакль карантин СевТЮЗ Театр имени Луначарского живопись СЦКиИ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" художник Валерий Либа Картины Мода искусство Театр танца им. В.А.Елизарова балет театр Луначарского Сергей Шнуров Лев Толстой музыка «Оперные вечера в Севастополе» Андрей Маслов Федюхины высоты Море Григорий Лифанов