«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали»: ядерная чёрная комедия о конце света и умении прощать

27-01-2022 17:32

27 января в широкий прокат выходит трагикомедия «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» с Юлией Ауг и Алексеем Гуськовым в главных ролях. Разрушающаяся среднестатистическая российская семья на фоне конца света. Столичные критики уже успели оценить картину, проведя аналогии с работами Тарантино и «Меланхолией» фон Триера. А наш коллега из «Киноафиши» в героях фильма увидел персонажей комедий Жоры Крыжовникова. И вообще, затронул вечную тему «драмы сознания русского человека». 

Муж и жена — одна сатана. В художественной вселенной картины с длинным и говорящим названием «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» явно любят поговорки — Анна (Юлия Ауг) и Андрей (Алексей Гуськов) целиком и полностью отвечают данному тезису. Мир в ожидании конца света, со дня на день на Землю упадет комета, которая, по прогнозам ученых, уничтожит все живое. В доме Андрея царит хаос, как, возможно, и во многих других семьях на планете.

Семья цапается по любому поводу. Анне не хватает чувственности и эмоциональности, Андрею, кажется, уже откровенно безразлично все, что его окружает. Выяснить бы, кто убил любимую собаку, а там можно и помирать без зазрения совести. Ну и попробовать бы секс втроем на закате своих дней — на такое предложение Анна реагирует остро, характеризуя мужа как старого извращенца.

В мире полнометражного дебюта Армена Акопяна и Дмитрия Тархова каждый друг другу — не друг и не враг, а самая натуральная сволочь. Что в целом уместно для жанра черной комедии, в которой работают создатели. Уберите от экрана детей, подростков и особо чувствительных зрителей, ведь на протяжении 90 минут в кадре будут и убийства, и нецензурная лексика, а также бесконечные взаимные обиды и ругательства длиной в бесконечность.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

На улице чудаковатая женщина завопит: «Придите и умрите с открытым сердцем». Старый товарищ Андрея томительно молчит, глядя на его жену — когда-то он был в нее влюблен. Но случай, судьба, злосчастный фатум распорядились иначе. Тема судьбы вообще не раз поднимается в фильме, в том числе об этом рефлексируют главные герои: Андрей живописно объясняет, что такое эффект бабочки, убирая с порога очередной труп.

Сеттинг картины, премьера которой (к сожалению, довольно тихо) прошла на фестивале «Окно в Европу» в 2021 году, сегодня напоминает хит стриминг-платформы Netflix «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Впрочем, в отличие от зарубежного коллеги по цеху, Акопян и Тархов не столь тонко работают с сатирой над современным обществом. Российских кинематографистов в большей степени интересует мироустройство одной, вероятно, среднестатистической семьи.

Самые яркие повороты сюжета возникают с появлением новых персонажей. К середине хронометража в дом к Андрею и Анне по одному являются их сыновья, Павел (Сергей Уусталу) и Виктор (Александр Рычков). По законам жанра братья — полные противоположности, выросшие в разных обстоятельствах. Если один из них выглядит с иголочки, ухоженный, скромный и воспитанный, то другой — типичный растерянный миллениал-оболтус, который потерялся на жизненном пути и не смог завоевать место под солнцем.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

Секрета нет, авторы не таят джокер в рукаве, поясняя это различие еще до того, как молодое поколение появится на пороге. Одного из детей очень хотела Анна, когда была беременна, испытывала к нему прилив настоящей любви. Другого не хотел Андрей (думал, что будет девочка), да и Анна — кажется, ввиду острой послеродовой депрессии, но это не точно, — несмотря на схожие обстоятельства беременности, выносила с ужасом. День, когда он покинул ее утробу, был одним из самых трагичных в ее жизни.

Сложно серьезно относиться к каждому из членов этой семьи. Будто сбежавшие то ли из первой части «Горько», то ли из «Самого лучшего дня» (вайб комедий Крыжовникова заметен невооруженным глазом) Андрей, Анна, Павел и Виктор выглядят персонажами русского «Лего. Фильма». Их характеры настолько ярко выражены, а эмоции так и льются без конца и края, что сами люди — словно и не люди вовсе, а только образы. Отсюда и не слишком заметное желание переживать, когда счет персонажей начинает идти на убыль, а на экране то и дело застывают капли крови.

Безусловно, перед нами довольно узнаваемые типажи, которых без труда можно встретить на соседней улице, в очереди магазина «Пятерочка» или в парке недалеко от ларька с покосившейся табличкой «Продукты 24». И это один из заметных плюсов дебюта Акопяна и Тархова — умение обратиться к аудитории необъятной страны с историей, которую двигают вперед живые характеры, пусть и гипертрофированные. К тому же авторы помещают персонажей в обстоятельства, знакомые по сотне, а то и тысяче фильмов (как зарубежных, так и российских) схожей тематики.

«Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж.: Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 2021 г. / фото: «КиноПоиск»

Признайтесь, вы наверняка видели и «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом, и «Знамение» с Николасом Кейджем, и «Войну миров» с Томом Крузом, и ставшее повторно большим хитом «Заражение» Стивена Содерберга. В мире кино Земле постоянно что-то угрожает — то комета, то зомби, то вирус. Но в кадре постоянно показывают бравых американцев, спасающих мир. Хотя, конечно, «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» не назвать аналогом «Армагеддона».

Наше кино обращается к тому, что ближе отечественному зрителю — драме сознания русского человека, закованного рамками этики и стереотипов. Отсюда и повальная неустроенность каждого героя фильма — в жизни, в работе, в семейных и межличностных отношениях. Выход один — покаяться и ждать. Победить конец света все равно не выйдет. Хотя верить, что «все еще будет», режиссеры картины, видимо, не перестают до самого конца.

Автор рецензии: Тимур Алиев

Заглавное фото: «КиноПоиск»

 340 Всего просмотров



«Сдохнуть нужно чтоб вы приехали», Алексей Гуськов, Юлия Ауг,

Поделиться:

Похожие посты

«Признаю, Золушек в моей жизни было много», - режиссёр Василий Заржецкий о премьере СевТЮЗе

Севастопольский театр юного зрителя представил красочный премьерный спектакль «Золушка». Новое прочтение знаменитой сказки показал севастопольской публике петербургский режиссёр Василий Заржецкий, уже неоднократно обращавшейся к этой истории. Пост

В Севастополе стартовал XXXI Международный кинофорум «Золотой Витязь»

Севастополь вновь принимает "Золотого Витязя". Международный кинофорум, прописавшийся в нашем городе с 2015 года, уже в восьмой раз будет собирать жителей у экранов кинотеатров, показывая киноленты о вечных ценностях. Каждый год фестивальные фильмы в

«Ночи музеев» прекрасные мгновения: как всероссийская акция прошла в Херсонесе Таврическом

21 мая Севастополь присоединился к всероссийской акции "Ночь музеев". В "Херсонесе Таврическом" насыщенная программа развернулась на нескольких площадках. Культурное учреждение уже не впервые принимает участие в этом масштабном событии и в очередной

В Севастополе отметили 100-летие со дня основания пионерии

В этом году праздник детства и юности отметили с размахом. Из-за пандемии коронавируса шествие в честь Дня детских организаций не проводилось два года. Торжественный парад, концерты, мастер-классы, фестиваль технического творчества — подробнее в наше

Мир ненужных мужчин: музыкальная карикатура как ответ современным реалиям

В этом клипе каждый мужчина узнает себя — убеждены севастопольский музыкант Алексей Процко и поэт Юрий Бойчук. Исполнитель и автор песни «Мир ненужных мужчин» предупреждают: клип обладает стойким антинарциссическим эффектом, вполне возможно появится

Новости ForPost

Метки

Валерий Либа Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Андрей Маслов Конкурс "Живая классика" Александр Петров Херсонес Таврический Крымский военно-исторический фестиваль Театр им. Кукол спектакли Море Таврида-АРТ День ВМФ VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Крым Музей обороны Севастополя Фонд «Живая классика» Международный день танца самоизоляция СевТЮЗ кино Мастер и Маргарита мастер-классы Большой севастопольский офицерский бал фильмы Большие гастроли творчество Россия карантин Музей-заповедник "Херсонес Таврический" концерт Конкурс красоты искусство Картины ДКР Динопарк Херсонес праздник фестиваль Фёдор Достоевский выставка Психо Дель Арт коронавирус Ольга Панкратова художник Анна Каренина СЦКиИ Афиша Севастополя Опера в Херсонесе спектакль балет Театр Лавренёва Михаил Булгаков поэзия дети Достоевский Балаклава Григорий Лифанов Виталий Либа Санкт-Петербург Новый год Zакрытый покаZ кинофестиваль Святой Владимир танцы пандемия Лев Толстой музыка «Оперные вечера в Севастополе» онлайн-марафон Музеи онлайн Дворец культуры рыбаков Эрмитаж опера живопись театр драмы "Психо Дель Арт" Сергей Безруков 75 лет Победы выставки День Победы Севастопольский ТЮЗ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастопольский театр оперы и балета арт-отель "Украина" 9 мая художники театр Сергей Шнуров История Севастополь Живая классика Великая Отечественная война Театр имени Луначарского Театральная улица книги Клим Шипенко театр Луначарского Мариинский театр Золотая балка Молодёжь изоляция Федюхины высоты