Русский Север и уходящая деревня: в Севастополе открылась выставка Татьяны Юшмановой
На Русский Север ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе его нравственную целительную силу. Так говорил академик Дмитрий Лихачёв об этом далёком крае. Здесь и богатейшее устное поэтическое творчество, и традиционные художественные промыслы, и как венец всего — деревянное зодчество. Но современные реалии стремительно гасят, сметают тлеющие ещё искры народного творчества и устоявшейся веками жизни. Художница из Москвы Татьяна Юшманова показывает уходящую многовековую самобытность края и его жителей на выставке «Русский Север».
Татьяна Юшманова родилась в Москве в семье с крепкими научными традициями: четыре поколения физиков, химиков, биологов и геологов; прабабушка Татьяны с её научной группой изобрели стрептоцид (антибактериальный препарат). Тем не менее, родители всячески поддерживали Татьяну на её творческом пути.
Художница вспоминает, как с детства зачитывалась книгами писателей Русского Севера и зарубежных авторов. Возможно, это отложилось в памяти, и во время путешествий по краю всё казалось уже знакомым.
«В 17 лет впервые побывала на Русском Севере. С отцом проезжали разные города и деревни. Тогда моя мечта сбылась. Мне запомнилось острое чувство дома, как будто я всё это знаю. Это узнавание и радость от пребывания в этом краю чувствую по сей день. Не перестаю восхищаться этим краем», — рассказала ForPost-Афише Татьяна Юшманова.
Со студенческих лет Татьяна начала много путешествовать по России, открывая для себя уникальные древнерусские города, удивительные храмы, вольные просторы. Русский Север покорил неповторимым деревянным зодчеством, в котором народ отразил своё сердце, душу, тончайшее чувство природы, а также радушием людей.
«Например, приходим мы как-то глубокой ночью с супругом в далёкую деревушку. Нет связи, дорог. Жуткая гроза. Разбили палатку. Просыпаемся утром от того, что слышим голос: «Тук-тук, я вам молока принёс». Выглядываем — стоит банка молока. Непонятно. Через 2 часа слышим «Я вам уху сварил, я ваш сосед». Оказывается, хозяин дома, в огороде которого мы разбили палатку, сварил нам уху. Он не знал, кто в палатке. Вот такое русское гостеприимство — принять и обогреть любого путника. Из таких примеров, которых множество, складывается образ простого русского человека».
По мнению художницы, без провинциальной России, её культуры невозможно формирование русского человека и художника. Русский Север сохранил и донёс до нас живую русскую традицию в различных сферах бытия.
«Этот край невозможно переоценить. Он избежал монгольского нашествия, крепостного права, влияния столиц. Он развивался самобытно и сохранил через века удивительные традиции жизни русского народа. Он подарил нам русское деревянное зодчество, аналогов которого в мире нет. И нужно сохранять то, что ещё можно сохранить», — убеждена Юшманова.
Неудивительно, что Русский Север притягивал и притягивает талантливых композиторов, художников и писателей.
Проникновенно северную своеобразную природу Валаама раскрыл в своих полотнах известный русский пейзажист Иван Шишкин («Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам»). Он очень любил Карелию и подолгу гостил в её краях.
Художница Татьяна Юшманова уверена: если любишь Россию, чтобы лучше понять, почувствовать её, ещё успеть увидеть осколки прошлого, следует съездить на Север.
Гибель русской деревни и некогда многочисленных, а ныне брошенных деревянных храмов — большая беда России, которую остро переживает вместе с Татьяной и её муж, священник Алексей Яковлев, тоже всей душой полюбивший Русский Север. Он понял, что необходимо как можно скорее если не реставрировать, то хотя бы законсервировать разрушающиеся деревянные храмы и часовни, чтобы сохранить их для наших потомков. Так возник проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».
За четырнадцать лет существования проекта было организовано более 400 экспедиций. В итоге обследовано 360 храмов и часовен, в более половины из них проведены противоаварийные и консервационные работы.
Все, кто хочет своим личным трудом оказать посильную помощь в работах по сохранению и восстановлению северных храмов, могут принять участие в экспедициях. Координационный центр проекта находится при храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы (проезд Шокальского, дом 48).
«Поруганные и равнодушно брошенные деревянные храмы дошли до нас через века и устояли в ХХ веке. И теперь мы за них в ответе перед Богом, предками и потомками. Мы обязаны сохранить их хотя бы как символ нашей страны, так как живая нить наследования традиции и есть ось нации, без которой нам не выстоять», — считают супруги.
Живописная тема Татьяны Юшмановой не исчерпывается пространством, скорее, она социально-психологическая. Художнице нелегко видеть, как умирает в прошлом крепкая традициями русская деревня с последними народными мастерами. Она уходит безвозвратно! И именно об этом художница хочет рассказать по большей части в своих работах: о стариках, которые отказываются покинуть заросшие бурьяном опустевшие деревни; о людях, всю жизнь работавших для своей страны, лишаясь многого.
«Мне очень дорого это уходящее поколение, перед которым мы в неоплатном долгу. Это удивительные люди, которые прожили тяжелейшую жизнь. Они несут тепло, красоту, чистоту, смирение, любовь. Этому нужно учиться», — говорит Татьяна Юшманова.
Выставка проходит в рамках форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» до 14 октября. Стоимость — 100 рублей для взрослых, 50 рублей для учащихся, студентов старше 16 лет и пенсионеров.
Татьяна Руснак
Фото автора, пресс-службы форума «Золотой витязь»