Русская сказка: чем вдохновлялся Dior и другие бренды
Хороводы, берёзки, кружево. Именно так выглядит рождественская промоакция коллекции Dior Cruise 2023. Хотя изначально директор модного дома вдохновлялась Испанией, в рекламе пользователи увидели отголоски нашей сказки «Морозко». О неоднозначном кампейне и русских народных мотивах на подиуме поговорим сегодня.
Горячий дух Испании
Показ Марии Грации Кьюри прошёл летом этого года на родине танца фламенко — в городе Севилье на юге Испании. «Иконой коллекции была La Capitana, также известная как Кармен Амайя», — рассказывает модельер. «Это артистка, совершившая революцию в своё время. Её уникальный стиль не подчинялся никаким правилам. Она была первой танцовщицей, которая одевалась в мужскую одежду, сочетая силу и хрупкость. Это воплощение духа Испании».
Во время работы над коллекцией Кьюри активно обращалась к местным ремесленникам. Подвески, серьги и другие украшения с розами (любимыми цветами Кристиана Диора) — дело рук Orfebreria Ramos. Эти мастера занимаются реставрацией церковных интерьеров. В коллекцию также вошли костюмы с узкими брюками и короткими жакетами, многослойные юбки и кружевные платья, подпоясанные широкими кожаными ремнями с крупными металлическими пряжками.
Вышивку сложных традиционных орнаментов доверили ателье Jesús Rosado, работающему с богослужебными нарядами. В итоге по импровизированному подиуму прошлись настоящие тореадоры, а за ними — жгучие танцовщицы фламенко. Не хватало только чёрных испанских быков.
«Ой, мороз, мороз»
Однако горячее летнее настроение коллекции сменилось с приходом холодов. Для рождественского кампейна авторы выбрали только белое кружево, одежду и аксессуары с синим принтом. В объективе болгарского фотографа Элины Кечичевой модели кружились среди заснеженных берёз. «В этом ледяном царстве собраны неземные вещи, созданные Марией Грацией Кьюри, которые воплощают в себе чудеса праздничного сезона», — гласит подпись бренда в соцсетях.
Узнать изначальные идеи модельера в таком антураже оказалось непросто. Вместо «духа Испании», подписчики прониклись «сказкой русской зимы». «А-ля русс», «Russian style» и ещё тысячи комментариев на самых разных языках. В адрес Dior «посыпались» не только восторженные слова, но и обвинения. Анатоль Вовк, историк моды, высказался о неоднозначной рекламе в беседе с 78.ru.
По его словам, «здесь можно увидеть славянские мотивы, славянскую одежду, некоторые отсылки и к России, и к другим странам». Но официально авторы никак не подтверждали эти догадки. «Не только в России растут берёзки <…> а то, что люди пишут в комментариях — это не значит, что это правда», — заметил Вовк.
Русская коса — девичья краса
Это далеко не первый случай, когда Кьюри и другие законодатели мировой моды обращаются к традиционным орнаментам и вдохновляются фольклором. Дизайнерский дуэт Valentino исследовал чувственные портреты Вермеера и других голландских живописцев. Особый акцент коллекции Осень-Зима 2013-2014 был на аккуратных воротниках, украшениях в области шеи и плеч.
Однако в одежде Марии Грации Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли присутствовали и другие узнаваемые детали. По словам авторов, они адаптировали народную роспись в современные вечерние образы. Среди принтов зрители заметили делфтские узоры или русскую Гжель. Такие пейзажные, растительные и животные орнаменты в бело-синих тонах украшали вазы, подсвечники и посуду. Чёрные платья с вышитыми красочными цветочными букетами напомнили жостовские подносы. Славянский мотив подчёркивали лаконичные причёски моделей — косы с прямым пробором, уложенные набок.
«Любовь побеждает всё»
Через год итальянские дизайнеры вновь вернулись к национальному искусству. Девизом коллекции Valentino Couture Весна-Лето 2015 стала фраза: «Любовь побеждает всё». Посыл решили выразить через призму творчества авангардиста Марка Шагала. Он родился на территории современной Белоруссии в городе Витебск. Всю жизнь художник был предан одной единственной женщине, и даже после её смерти не переставал посвящать ей полотна.
Но на его картинах постоянным героем была не только Белла Розенфельд. Работы Шагала были пронизаны любовью к родным краям и фольклору. Кьюри и Пиччоли подробно изучили его живопись, чтобы передать не только эмоции, но также историю и традиции. Основой коллекции стали льняные ткани с контрастной вышивкой, многослойные сарафаны и жилеты из овчины. Необычным сочетанием показался дуэт лёгкого шифона и плотных шерстяных элементов. Палитра цветов, в особенности бордовый, поддерживала чувственное настроение и деликатность образов.
Кокошник от кутюр
Свою дань уважения к русским традициям выразил и модный дом Chanel. Более десяти лет назад в Москве прошёл показ, который надолго запомнился нашему зрителю. Карл Лагерфельд, занимавший пост креативного директора, дебютировал с коллекцией Paris-Moscou 2009-2010. Шоу-показ представлял собой настоящий русский бал. Его возглавила супермодель Саша Пивоварова — постоянное лицо рекламных компаний Prada и других брендов.
Суровые образы из чёрной кожи дополняли красные ремни, крупные стразы и золотые кокошники. Меховые шубки украшали вышивка и этнические узоры. Платья пестрили пайетками и сверкающей бахромой из перьев. Так в стенах Государственного Академического Малого Театра Лагерфельд продемонстрировал мастерство французских вышивальщиц, ювелиров и сапожников, которых всегда поддерживал модный дом.
Увлечения современных мировых брендов традициями неоднократно рождали не только свежие интересные наряды, но и возвращали в моду «народность». И хотя в это раз Dior изначально основывался на культуре Испании, белые кружева, берёзки и хороводы легко запутали пользователей сети. История моды помнит множество примеров, когда именно русский народный костюм был источником вдохновения. И поскольку она циклична, мы ещё не раз увидим флёр родных, знакомых образов на подиуме.
Таисия Сариева
Фото: dior.com, elle.ru, glamour.ru, valentino.com, vogue.com