Российский мультпрокат: время подумать о «Душе»

20-03-2021 15:56

В российском прокате идёт мультфильм, уже собравший (вместе со странами СНГ) свыше 1 млрд. рублей. Ему прочат «Оскара», и эти ожидания вполне оправданы, если вспомнить, что его автор, Пит Доктер, уже является обладателем двух «Оскаров» за анимацию.

В чём же секрет такого успеха?

Американский компьютерный анимационный фильм производства студии Pixar Animation Studios «Душа» должен был выйти в июне 2020 года. Но из-за пандемии задержался, и у нас появился только в конце января. Режиссёр мульфильма — Пит Доктер, известный по таким работам как «Вверх» (“Up”, 2009 г.) и «Головоломка» (“Inside Out”, дословно с англ. — «Наизнанку», 2015 г.). Будучи большим поклонником аниме, одно время он даже работал с Хаяо Миядзаки. Вообще, Пит Доктер – весьма примечательная и неординарная личность, и стоит сказать о нём несколько слов.

Пит вырос в семье музыкантов, причём, две его сестры пошли по стопам родителей: одна из них – преподаватель игры на альте, другая играет на виолончели в оркестре «Метрополитен-Опера». Пит мечтал стать врачом, но поскольку при этом не выносил вида крови, ему пришлось заняться философией в Университете Миннесоты. Но надолго его не хватило, и через год Пит перевёлся в Калифорнийский институт искусств, где и нашел своё призвание в анимации.

Сам себя Доктер называл «малышом из Миннесоты», который «любит рисовать мультфильмы». Но (как причудливо иногда распоряжается нами судьба!) из-за головокружительного успеха собственных мультиков ему стало не до рисунков.

Фото: ridus.ru

«Как только вы в чём-то преуспеваете, оказывается, что вам не надо больше этим заниматься. Вы переходите на уровень, когда вы управляете другими людьми», — сетует Доктер.

Будучи интровертом и, по его собственному определению, «социально неловким человеком», мечтателем, он стал режиссёром во многом вынужденно или по незнанию… «Никто меня не предупредил, что мне придётся весь день бегать и разговаривать с людьми» – признаётся режиссёр.

«Разговаривать с людьми» действительно нужно долго, и это может быть утомительно: в среднем на один полнометражный мультипликационный проект уходит 3-4 года работы.

Конечно, «Душа» не стала исключением: работа над мультфильмом шла с начала 2016 года! Уже одно это даёт нам основание посмотреть его и подумать о том, что хотели нам рассказать его создатели.

Начнём с названия. На слух русского человека «душа» — это то, что мы «спасаем», например, добрыми делами или соблюдая пост. Сразу же оговоримся: в данном случае речь идёт не об этой душе. Хотя и об этой тоже, но не так, как это сделали бы у нас.

Фото: latimes.com

По-английски слово soul имеет два значения.

Первое из них — душа в прямом смысле этого слова; в мультфильме это преимущественно наша сущность, бесплотный дух, который может воплотиться в теле или выйти из него. И, конечно, переживания этого духа, его развитие через отношения с другими душами.

А во втором значении soul — это жанр популярной музыки афро-американского происхождения. Музыка соул отличается особой эмоциональной выразительностью, как бы мы сказали, «душевностью». Она напрямую вышла из блюза, а блюз – как часто любил повторять Луи Армстронг  –  «это когда хорошему человеку плохо». «Хорошему человеку» бывало часто плохо в период становления этого вида национальной музыки, так как хороший человек – это был чёрный человек. А чёрный человек – это был раб на американских плантациях. «Отверженность и одиночество, плачь и тоска, горечь жизни, приправленная жгучей страстью, от которой волнуется сердце» – так говорят о музыке, родившейся под спудом цепей рабства на чужбине.

Этот мультфильм исполнен легко, отличается милым юмором и самоиронией. И вполне подходит не только для взрослых, но и для детей. Напрямую в нём, конечно, ничего тяжёлого, никаких «цепей» и «рабства», никакой «чужбины» мы не встретим. Однако главный герой фильма, чернокожий 45-летний учитель музыки Джо Гарднер не случайно ищет «полного растворения в музыке», а в так называемой «реальной жизни» является попросту неудачником. И не случайно другой ключевой персонаж – нерождённая душа №22 – отчаянно не хочет рождаться на Земле: она воспринимает жизнь на ней как «рабство на чужбине», скованное цепями физического тела существование, унизительное и глупое.

Но как тогда найти смысл и цель в земной жизни? Как возжечь «искру», необходимую для рождения? И чем «искра» отличается от смысла, а смысл от цели? Вот такие непростые вопросы ставят перед зрителем создатели этого мультфильма. «Оправдание жизни» — ни больше, ни меньше.

Сюжет довольно необычен для западных мультфильмов. Хотя бы уже тем, что герой попадает в загробный мир, в котором и разворачивается большая часть действия. Правда, «мир ПОСЛЕ», к счастью, остаётся для нас скрытым. Мы поболтаемся вместе с Джо Гарднером между мирами, даже познакомимся с «астралом», и основательно погуляем по «миру ДО». То есть, тому миру, где души пребывают ДО рождения на Земле.

Фото: zen.yandex.ru/kinodom

Но, честно говоря, всё же смущает тот факт, что потустороннему миру придали форму бизнес-модели по-американски. Это и бесконечный конвейер по штамповке менеджеров всех мастей, и система наставников-тренеров, с развесёлыми и гиперэнергичными промо-акциями, рекламой, с системами поощрений и наказаний. Только вся эта свистопляска припудрена практической мистикой и выдержками из книг по психоанализу. По картинкам всё сделано весьма симпатично, но беззастенчиво по отношению к тайне рождения и к тому простому факту, что на Земле рождаются не только американские души. И вообще, что называется, «не чупа-чупсом единым».

Впрочем, не будем занудами.  В конце концов, в нашем «мире ДО» тоже были когда-то пионервожатые и «зарницы». А над «потусторонним миром» работали, по заявлению создателей, сотни людей – от экспертов по религии до шаманов и преподавателей йоги, – чтобы обсудить, откуда приходит душа.

Как бы то ни было, душа Джо Гарднера, добрая, но грустная, уже 45 лет томилась в чёрном теле. Джо мечтал играть джаз, но ему никак не удавалось посвятить себя любимому делу. Правда, героя фильма, наконец-то, взяли в преподавательский штат в школе, где он был учителем замены, и его мама (от которой он, видимо, полностью зависел) была вполне довольна. Трудное дитя, неуверенный в себе человек, жаждущий самостоятельности (а в его представлении самостоятельность – это свобода «растворяться в музыке» и не думать о хлебе насущном даже для себя, тем более, о возможности заботиться о ком-то ещё).

Фото: youtube.com

И на примере этого персонажа режиссёр фильма Пит Доктер поставил задачу помочь подросткам разобраться в своих эмоциональных проблемах. Что ж, пример получился идеальный. Заодно подросткам показали перспективу такого «растворения в мечте» в лице неудачника Джо. Бедняга настолько заждался свою удачу, что как только она пришла, он так опьянел от счастья, что не смог больше соблюдать правила дорожного движения.

По ходу этой интересной анимационной ленты нам покажут, чего стоит чрезмерный «кураж» на самом деле, расскажут об опасностях, подстерегающих упоённых графоманов и одержимых биржевиков, и что «искра» жизни возникает вовсе не там, где мы пытаемся ухватить её за хвост. А, например, там, где одна душа начинает думать о другой и хоть ненадолго способна забыть о себе.

Фото: twitter.com/Pixar

В целом, фильм можно смело рекомендовать к просмотру во время Великого поста – тем, кто его соблюдает, можно не бояться увидеть что-нибудь неподобающее, т.к. этот фильм не о мистике. Он действительно о душе. Как считают создатели, детям можно и нужно задавать серьёзные вопросы.

А Пит Доктер в этой работе, пожалуй, воплотил все свои призвания: в качестве доктора он предстал врачевателем душ; в качестве философа – создал сюжет с обширным полем для размышлений; а в качестве музыканта прожил жизнь своего персонажа Джо Гарднера.

Интересно, получит ли он теперь третьего «Оскара» в качестве режиссёра?

Наталья Барышева

Заглавное фото: zavvi.com

 555 Всего просмотров



Pixar, «Душа», Пит Доктер,

Поделиться:

Похожие посты

Возрождая традиции: конкурс красоты «Королева России – Крым 2022» подвёл итоги

В Севастополе состоялся отборочный этап национального конкурса красоты и грации «Королева России – Крым 2022». Конкурс проходит с 2015 года в тридцати городах России, а в Крыму мероприятие состоялось впервые. В качестве площадки мероприя

«Аллея кошмаров»: магия кино и никакого мошенничества

Знаменитый Гильермо дель Торо решил отойти от амплуа главного кудесника кинематографа: в этом фильме магия, напротив, разоблачается, а монстрами являются сами люди. Это делает новую картину ещё более жуткой. И оттого прекрасной. Авантюрист Стэн Ка

Куда пойти на выходных: эксклюзив «Уральских пельменей» и «взрывной» шпионский квартет

Казалось бы, праздники должны приходить строго по календарю. Обычно так и происходит. Но поклонники шоу «Уральские пельмени» твёрдо убеждены: праздник приходит, когда приезжают любимые артисты! На этих выходных юмористы выступят в Севастополе и предс

Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна

25 января отмечается День российского студенчества (Татьянин День). И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки п

Завораживающий мир воды: «Севкабель Порт» представил экологическую выставку

Для севастопольцев привычно созерцать буйство стихии. В Санкт-Петербурге такого не увидишь, но почувствовать единение с морем жители на Неве могут на выставке «Гидра» в "Севкабель Порт". Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта — Г

Новости ForPost

Метки

Виталий Либа Валерий Либа Музей-заповедник "Херсонес Таврический" театр Луначарского музыка Фонд «Живая классика» Григорий Лифанов Новый год Конкурс "Живая классика" Михаил Булгаков кино Ольга Панкратова СевТЮЗ Севастопольский театр оперы и балета Молодёжь Херсонес балет шоу опера театр танцы художники СЦКиИ Александр Петров праздник Международный день танца Театральная улица Живая классика Достоевский фестиваль Эрмитаж Картины Крымская весна онлайн-марафон выставки Золотая балка 9 мая самоизоляция Море Психо Дель Арт благотворительность Севастопольский военно-исторический музей-заповедник концерт выставка Мариинский театр Большой севастопольский офицерский бал ДКР История дети День ВМФ Таврида-АРТ карантин спектакли Клим Шипенко Сергей Шнуров Фёдор Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" изоляция Андрей Маслов Великая Отечественная война коронавирус День Победы Театр имени Луначарского Музеи онлайн Санкт-Петербург Большие гастроли Севастополь Театр им. Кукол Херсонес Таврический кинофестиваль Святой Владимир Балаклава арт-отель "Украина" Дворец культуры рыбаков поэзия Опера в Херсонесе Афиша Севастополя Анна Каренина искусство художник творчество Крым спектакль «Эхо БДФ» фильмы Zакрытый покаZ Театр Лавренёва пандемия 75 лет Победы Конкурс красоты Севастопольский ТЮЗ Федюхины высоты книги «Оперные вечера в Севастополе» Крымский военно-исторический фестиваль Сергей Безруков мастер-классы живопись Динопарк VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Лев Толстой