Рецензия от Холмогорова: ностальгия «игрока» по восьмидесятым

17-04-2018 18:14

29 марта в широкий прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Сайт телеканала Царь Град опубликовал рецензию кинообозревателя Егора Холмогорова, где автор чётко обрисовывает атмосферу картины — реквием по 1980-м. Почему этот фильм для зрителей 30+? Читаем, смотрим и делаем свои выводы. 

Перед нами антитрамповская агитка одного из друзей Барака Обамы – Стивена Спилберга, сделанная конечно менее топорно, чем его же политизированное «секретное досье», но, по сути, о том же самом. Белый бизнесмен пытается не останавливаясь не перед чем, включая применение виртуального ядерного оружия, захватить власть в игровом мире, но его побеждает образцово мультикультурная компания подростков из трущоб и всеобщее восстание игроков, с позволения сказать – народная революция. То есть именно то, о чем сейчас мечтают американские демократы-радикалы. «Первому игроку приготовиться» — это просто попытка знаменитого кинофабриканта продать в очередной раз всё тот же политический продукт в блестящей упаковке от видеоигры.

Спилберг – титан либерально-американского соцзаказа, будь то «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», «Шпионский мост» или что еще. Он, безусловно, блистательный профессионал, работает со скоростью пулемета и он мастер превращать бюджет в километры более-менее смотрибельной плёнки. Но большинство его проектов страдает тем, чем и должны страдать при такой скорострельности – вторичностью, шаблонностью, доминированием технического мастерства над страстью большого художника. В этом смысле, если когда-то, в эпоху «Индианы Джонса» он был на переднем крае кинематографа, то сегодняшнего Спилберга сравнивать всерьез с Джеймсом Кэмероном или Кристофером Ноланом попросту невозможно.

И «Первому игроку приготовиться» мучит тебя нарочитой вторичностью. Всё это ты когда-то где-то уже видел. Чистенько, снято старательно, но бедненько, не захватывает. Фильм ориентирован на подростков, но для того, чтобы передать настоящую подростковую атмосферу он слишком ходульный и стерильный, никакого «smell like teen spirit» в нем нет и в помине. Аккуратная пара героев – Парсифаль и Артемида, слишком уж похожи на Валериана и Лорелин из прошлогоднего фильма Люка Бессона (да и сама атмосфера «мира, где возможно всё», где всё виртуально, расцвечено яркими красками, но который хочет захватить злой белый менеджер, слишком уж совпадает в обоих фильмах, так что у европейцев год форы).

Очень чувствуется, что это кино с рейтингом «12+» снято семидесятилетним стариком для ностальгирующих сорокалетних, а потому пронизано ностальгией по 1980-м. Собственно фильм весь пронизан отсылками к эпохе, когда самому режиссеру было всего 35-40, он был на гребне волны и определял культурные тренды. Нам в России, жившим по ту сторону не вполне проницаемого железного занавеса, понятны далеко не все отсылки, но основные, типа «Сияния» узнаем даже мы. Выглядит это всё странновато. Как высказался один язвительный критик: «Представьте себе Иосифа Кобзона, который вышел бы на эстраду в косухе и рэперских штанах и стал бы петь хиты Цоя, Земфиры и репера Гнойного, причем одновременно».

Самое анекдотичное в этой ностальгии по поп-культуре 1980-х в том, что все восьмидесятые Америка управлялась республиканцами, причем большую часть этого времени – ненавидимым либеральными демократами типа Спилберга Рональдом Рейганом – консерватором, христианином, милитаристом. Именно этот президент является героем для трампистов, включая их идеолога Стивена Бэннона. И что же, теперь получается, что именно в период правления этого монстра, который едва не вернул молитву перед уроком в американские школы, расцветала та самая веселая поп-культура, которую теперь берут за образец – именно при актере в белом доме снимались «Индиана Джонс», «Терминатор» и «Кошмар на улице вязов», а вот при демократах началась унылая пустота и упадок. Парадокс получается. К тому же наводящий на крамольную мысль (если бы зрители умели думать): а вдруг власть республиканцев – это хорошо для культуры, по крайней мере – поп?

Полный текст рецензии читайте на сайте телеканала Царьград.

 84 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Донецке состоялся премьерный показ фильма «Пункт пропуска»

В донецком кинотеатре «Звёздочка» состоялась премьера российского художественного фильма «Пункт пропуска». Он посвящён возращению российских военнослужащих из украинского плена. Показ был приурочен ко Дню провозглашения Донецкой Наро

«Чернобыль» на подходе: 10 фактов о новом фильме Данилы Козловского

Фильм «Чернобыль» Данилы Козловского, который выйдет в прокат 15 апреля, - пронзительная история большой любви, трагически разворачивающейся на фоне страшных событий 1986 года, история огромной человеческой драмы простого человека, который, сам того

«Встретимся в пути»: о фильме Хлои Чжао «Земля кочевников»

Два качества, которые определяют фильм «Земля кочевников»: умный и человечный. И если ум и человечность всё ещё высоко ценятся, это вселяет надежду. В российском кинопрокате идёт тихое и печально-счастливое кино от режиссёра Хлои Чжао. Не

Маргарита без Мастера: о фильме Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

На экранах российского кинопроката повеяло холодом: это дует «Северный ветер» от Ренаты Литвиновой. Большинство тех, кто фильм уже смотрел, сходятся во мнении, что «фильм очаровательный», но о чём он? «да чёрт его знает о чём». Глазами F

В Крыму пройдёт фестиваль этнографических фильмов

В эту пятницу, 26 марта, в концертном зале Симферопольского музыкального училища имени П.И. Чайковского состоится открытие кинофестиваля этнографических фильмов «Крымский Кадр». В этом году он вышел н

Новости ForPost

Метки

дети День ВМФ Михаил Булгаков История шоу музыка Фонд «Живая классика» выставка Дворец культуры рыбаков ДКР Море современное искусство театр Луначарского Театральная улица День рыбака Эрмитаж Григорий Лифанов конкурс выставки Санкт-Петербург творчество Сергей Шнуров Театр им. Кукол Ольга Панкратова театр драмы "Психо Дель Арт" Севастополь СЦКиИ Опера в Херсонесе концерт балет Херсонес Лев Толстой Балаклава Крымская весна Театр имени Луначарского Музеи онлайн Конкурс красоты Клим Шипенко живопись фильмы Федюхины высоты опера СевТЮЗ группа Ленинград спектакли Молодёжь Мастер и Маргарита Крымская война 9 мая карантин Живая классика коронавирус благотворительность День Победы изоляция кинорецензия спектакль Импровизационный батл Картины фестиваль мастер-классы самоизоляция Севастопольский офицерский бал Достоевский поэзия онлайн-марафон Динопарк Золотая балка искусство кино книги арт-отель "Украина" Севастопольский военно-исторический музей-заповедник кинофестиваль Святой Владимир Афиша Севастополя Великая Отечественная война Херсонес Таврический театр танца Вадима Елизарова Кванториум праздник Психо Дель Арт художники Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс "Живая классика" художник Александр Петров Большой севастопольский офицерский бал #WineFest Крымский военно-исторический фестиваль Бесы Фёдор Достоевский вокал 75 лет Победы пандемия VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Анна Каренина Севастопольский ТЮЗ открытие сезона Россия театр