Рецензия от Холмогорова: ностальгия «игрока» по восьмидесятым

17-04-2018 18:14

29 марта в широкий прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Сайт телеканала Царь Град опубликовал рецензию кинообозревателя Егора Холмогорова, где автор чётко обрисовывает атмосферу картины — реквием по 1980-м. Почему этот фильм для зрителей 30+? Читаем, смотрим и делаем свои выводы. 

Перед нами антитрамповская агитка одного из друзей Барака Обамы – Стивена Спилберга, сделанная конечно менее топорно, чем его же политизированное «секретное досье», но, по сути, о том же самом. Белый бизнесмен пытается не останавливаясь не перед чем, включая применение виртуального ядерного оружия, захватить власть в игровом мире, но его побеждает образцово мультикультурная компания подростков из трущоб и всеобщее восстание игроков, с позволения сказать – народная революция. То есть именно то, о чем сейчас мечтают американские демократы-радикалы. «Первому игроку приготовиться» — это просто попытка знаменитого кинофабриканта продать в очередной раз всё тот же политический продукт в блестящей упаковке от видеоигры.

Спилберг – титан либерально-американского соцзаказа, будь то «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», «Шпионский мост» или что еще. Он, безусловно, блистательный профессионал, работает со скоростью пулемета и он мастер превращать бюджет в километры более-менее смотрибельной плёнки. Но большинство его проектов страдает тем, чем и должны страдать при такой скорострельности – вторичностью, шаблонностью, доминированием технического мастерства над страстью большого художника. В этом смысле, если когда-то, в эпоху «Индианы Джонса» он был на переднем крае кинематографа, то сегодняшнего Спилберга сравнивать всерьез с Джеймсом Кэмероном или Кристофером Ноланом попросту невозможно.

И «Первому игроку приготовиться» мучит тебя нарочитой вторичностью. Всё это ты когда-то где-то уже видел. Чистенько, снято старательно, но бедненько, не захватывает. Фильм ориентирован на подростков, но для того, чтобы передать настоящую подростковую атмосферу он слишком ходульный и стерильный, никакого «smell like teen spirit» в нем нет и в помине. Аккуратная пара героев – Парсифаль и Артемида, слишком уж похожи на Валериана и Лорелин из прошлогоднего фильма Люка Бессона (да и сама атмосфера «мира, где возможно всё», где всё виртуально, расцвечено яркими красками, но который хочет захватить злой белый менеджер, слишком уж совпадает в обоих фильмах, так что у европейцев год форы).

Очень чувствуется, что это кино с рейтингом «12+» снято семидесятилетним стариком для ностальгирующих сорокалетних, а потому пронизано ностальгией по 1980-м. Собственно фильм весь пронизан отсылками к эпохе, когда самому режиссеру было всего 35-40, он был на гребне волны и определял культурные тренды. Нам в России, жившим по ту сторону не вполне проницаемого железного занавеса, понятны далеко не все отсылки, но основные, типа «Сияния» узнаем даже мы. Выглядит это всё странновато. Как высказался один язвительный критик: «Представьте себе Иосифа Кобзона, который вышел бы на эстраду в косухе и рэперских штанах и стал бы петь хиты Цоя, Земфиры и репера Гнойного, причем одновременно».

Самое анекдотичное в этой ностальгии по поп-культуре 1980-х в том, что все восьмидесятые Америка управлялась республиканцами, причем большую часть этого времени – ненавидимым либеральными демократами типа Спилберга Рональдом Рейганом – консерватором, христианином, милитаристом. Именно этот президент является героем для трампистов, включая их идеолога Стивена Бэннона. И что же, теперь получается, что именно в период правления этого монстра, который едва не вернул молитву перед уроком в американские школы, расцветала та самая веселая поп-культура, которую теперь берут за образец – именно при актере в белом доме снимались «Индиана Джонс», «Терминатор» и «Кошмар на улице вязов», а вот при демократах началась унылая пустота и упадок. Парадокс получается. К тому же наводящий на крамольную мысль (если бы зрители умели думать): а вдруг власть республиканцев – это хорошо для культуры, по крайней мере – поп?

Полный текст рецензии читайте на сайте телеканала Царьград.

 244 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

К выпуску готовится первый сериал по сценарию нейросети

В России появится сериал, основанный на сценарии нейросети, обученной на комедийных хитах СТС, - сообщает Подробнее

Шаг в бесконечность: топ-5 фильмов про невероятный космос

Наша Вселенная полна загадок и необъяснимых явлений. Да что уж говорить — её размер уже сам по себе является тайной. В кинематографе тема исследования Вселенной отнюдь не нова. «Путешествие на Луну» — первый фильм о разведывании дальних уголков косми

«Мы воспитали зрителя в клиповом мышлении», — сценарист Александр Беланов о кино

«Голливуд» уходит из России. Сможет ли отечественный кинематограф стать альтернативой американской «фабрики грёз»? Актёр и сценарист Александр Беланов — о возможности возвращения к советскому кино, цензуре в искусстве и стандартах качества, которые п

Необыкновенное чудо Григория Лифанова

Григорий Лифанов свой новый, совершенно очаровательный и дивный спектакль «Обыкновенное чудо» посвятил Марку Захарову. «Учителю – великому режиссеру…» – такое признание мы читаем в программке к новой работе Севастопольского академического русского др

Магия «Обыкновенного чуда»: какой вышла музыкальная сказка театра Луначарского

Премьера «Обыкновенного чуда» в театре имени Луначарского стала одним из самых ожидаемых событий этого сезона. Ещё на стадии репетиций режиссёр Григорий Лифанов отмечал, что нас ждёт некое музыкальное хулиганство по пьесе Евгения Шварца. Хотя, в нача

Новости ForPost

Метки

Динопарк 9 мая театр Бесы Фонд «Живая классика» Музеи онлайн выставки театр Луначарского Мастер и Маргарита арт-отель "Украина" Виталий Либа коронавирус Эрмитаж Ольга Панкратова Балаклава Опера в Херсонесе Лев Толстой Херсонес Таврический Александр Петров фильмы Херсонес Большой севастопольский офицерский бал День Победы художники самоизоляция Золотая балка творчество Сергей Безруков История Большие гастроли книги Федюхины высоты Андрей Маслов Клим Шипенко VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Дворец культуры рыбаков Михаил Булгаков поэзия музыка Крым СевТЮЗ театр драмы "Психо Дель Арт" балет пандемия Таврида-АРТ спектакль мастер-классы «Оперные вечера в Севастополе» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставка карантин Театральная улица кинофестиваль Святой Владимир Море Фёдор Достоевский фестиваль Валерий Либа художник Крымский военно-исторический фестиваль Анна Каренина праздник дети кино Конкурс красоты Санкт-Петербург Севастопольский театр оперы и балета Конкурс "Живая классика" Театр им. Кукол Великая Отечественная война спектакли Музей обороны Севастополя концерт живопись Международный день танца Психо Дель Арт Россия изоляция 75 лет Победы искусство Театр Лавренёва Мариинский театр Zакрытый покаZ онлайн-марафон танцы Живая классика Севастополь Театр имени Луначарского Молодёжь Сергей Шнуров День ВМФ Достоевский Афиша Севастополя Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастопольский ТЮЗ опера ЦГБ им. Л.Н.Толстого Григорий Лифанов СЦКиИ ДКР Картины