Рецензия от Холмогорова: ностальгия «игрока» по восьмидесятым
29 марта в широкий прокат вышел новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Сайт телеканала Царь Град опубликовал рецензию кинообозревателя Егора Холмогорова, где автор чётко обрисовывает атмосферу картины — реквием по 1980-м. Почему этот фильм для зрителей 30+? Читаем, смотрим и делаем свои выводы.
Перед нами антитрамповская агитка одного из друзей Барака Обамы – Стивена Спилберга, сделанная конечно менее топорно, чем его же политизированное «секретное досье», но, по сути, о том же самом. Белый бизнесмен пытается не останавливаясь не перед чем, включая применение виртуального ядерного оружия, захватить власть в игровом мире, но его побеждает образцово мультикультурная компания подростков из трущоб и всеобщее восстание игроков, с позволения сказать – народная революция. То есть именно то, о чем сейчас мечтают американские демократы-радикалы. «Первому игроку приготовиться» — это просто попытка знаменитого кинофабриканта продать в очередной раз всё тот же политический продукт в блестящей упаковке от видеоигры.
Спилберг – титан либерально-американского соцзаказа, будь то «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», «Шпионский мост» или что еще. Он, безусловно, блистательный профессионал, работает со скоростью пулемета и он мастер превращать бюджет в километры более-менее смотрибельной плёнки. Но большинство его проектов страдает тем, чем и должны страдать при такой скорострельности – вторичностью, шаблонностью, доминированием технического мастерства над страстью большого художника. В этом смысле, если когда-то, в эпоху «Индианы Джонса» он был на переднем крае кинематографа, то сегодняшнего Спилберга сравнивать всерьез с Джеймсом Кэмероном или Кристофером Ноланом попросту невозможно.
И «Первому игроку приготовиться» мучит тебя нарочитой вторичностью. Всё это ты когда-то где-то уже видел. Чистенько, снято старательно, но бедненько, не захватывает. Фильм ориентирован на подростков, но для того, чтобы передать настоящую подростковую атмосферу он слишком ходульный и стерильный, никакого «smell like teen spirit» в нем нет и в помине. Аккуратная пара героев – Парсифаль и Артемида, слишком уж похожи на Валериана и Лорелин из прошлогоднего фильма Люка Бессона (да и сама атмосфера «мира, где возможно всё», где всё виртуально, расцвечено яркими красками, но который хочет захватить злой белый менеджер, слишком уж совпадает в обоих фильмах, так что у европейцев год форы).
Очень чувствуется, что это кино с рейтингом «12+» снято семидесятилетним стариком для ностальгирующих сорокалетних, а потому пронизано ностальгией по 1980-м. Собственно фильм весь пронизан отсылками к эпохе, когда самому режиссеру было всего 35-40, он был на гребне волны и определял культурные тренды. Нам в России, жившим по ту сторону не вполне проницаемого железного занавеса, понятны далеко не все отсылки, но основные, типа «Сияния» узнаем даже мы. Выглядит это всё странновато. Как высказался один язвительный критик: «Представьте себе Иосифа Кобзона, который вышел бы на эстраду в косухе и рэперских штанах и стал бы петь хиты Цоя, Земфиры и репера Гнойного, причем одновременно».
Самое анекдотичное в этой ностальгии по поп-культуре 1980-х в том, что все восьмидесятые Америка управлялась республиканцами, причем большую часть этого времени – ненавидимым либеральными демократами типа Спилберга Рональдом Рейганом – консерватором, христианином, милитаристом. Именно этот президент является героем для трампистов, включая их идеолога Стивена Бэннона. И что же, теперь получается, что именно в период правления этого монстра, который едва не вернул молитву перед уроком в американские школы, расцветала та самая веселая поп-культура, которую теперь берут за образец – именно при актере в белом доме снимались «Индиана Джонс», «Терминатор» и «Кошмар на улице вязов», а вот при демократах началась унылая пустота и упадок. Парадокс получается. К тому же наводящий на крамольную мысль (если бы зрители умели думать): а вдруг власть республиканцев – это хорошо для культуры, по крайней мере – поп?
Полный текст рецензии читайте на сайте телеканала Царьград.