Раствориться в материале: «Словотворение» как доверительная беседа
21 марта. Театр имени Луначарского. Ещё немного, и стремительный поток минут словно повернётся вспять, возвращая привычную атмосферу, знакомые лица и лёгкий трепет. Как и год назад, на малой сцене переаншлаг. По сложившейся традиции председатель севастопольского отделения СТД Евгений Журавкин вступительным словом «разворачивает» полотно предстоящего вечера, на которое каждый из участников нанесёт свои штрихи и оттенки. Первый конкурсный день III фестиваля актёрских монологов «Словотворение» начался…
Суть этой истории — показать во всей красе пластику души актёра, его умение искренне любить материал в себе, а не себя в материале. В этом году организаторы пошли дальше и разбавили список участников артистами Театра танца им. В. А. Елизарова, умеющими говорить на языке тела не менее честно и эмоционально. Дмитрий Нестеров, Евгения Гордиенко и Анастасия Николенко украсили праздник Слова своими пластическими монологами. И надо отметить, что благодаря этому всё действо приобрело ещё большую контрастность.
На фоне этой «тонкой поэзии, затерявшейся в танце» потом было не так просто пропустить через себя «Тропик Рака» Генри Миллера, исполненный Робертом Салаховым. Он менял градус эмоций на бешеной скорости, и при всём при этом была видна практически безупречная актёрская техника.
Также на сильном контрасте после лирического танцевального соло сработала атмосфера повестей Василия Шукшина. Водка, гармошка да ломоть хлеба — этими штрихами Роман Папуш начертил образ деревенского мужика, рассказывающего историю «беспалого» Серёги Безменова.
Ну а когда после чувственного пластического монолога Евгении Гордиенко по сцене стал пускать молнии Вадим Ковалевский, читая Маяковского, зрители, по-моему, получили самую внушительную дозу контрастного душа.
Откровенно говоря, всё, что происходило на сцене, подталкивало к поиску. Когда находишь те самые глаза с особенным блеском, понимаешь, что в этом собеседнике готов раствориться — точно так же, как и он растворяется в своём материале. В чеховской «Палате № 6» ты бы никогда не заскучал, если бы там оказался участник «Словотворения» Семён Сковородин. Пусть бы он ставил под сомнение всю твою философию, но горящие глаза и непоколебимая вера в собственную правду делают своё дело — хочется просто слушать, слушать, слушать…
Путешествуя по советской антиутопии 60-х, ты бы с радостью взял в экскурсоводы ещё одного «словотворца» — Романа Рыбина. Человек-сатира, он всю «суету сует» братьев Стругацких преподносит очень празднично и легко.
Почти тут же праздничную лёгкость могут сменить тяжкие раздумья, когда видишь, как Олег Карасев проплывает «Реку жизни» Куприна за 10 минут. Но потом понимаешь, что с таким человеком можно отправиться в любое, даже в самое опасное плавание. Ведь видно невооруженным глазом, что отсутствие фальши здесь заложено не столько профессией, сколько самой природой.
Ну а когда пробивающая насквозь искренность Кирилла Ильина нанизывает на кол бытия совершенно жуткие образы, созданные феноменальным Олегом Грузом, чувствуешь ускоряющийся бег мурашек. А вместе с тем — сильное желание раскрутить этого собеседника на самые разные философские темы.
Вчера на «Словотворении» случилась большая доверительная беседа. Многим «собеседникам», что находились по ту стороны рампы, был склонен верить. По крайней мере, на 10 минут они тебя помещали в свою реальность, где грань между артистом и персонажем стирается. Ты просто существуешь в унисон с актёром — растворяешься в материале…
Арсений Веденин
Фото Ольги Бурцевой, Натальи Поповой