Расправьте плечи, господа: один вечер в «Театре угнетённых»

27-08-2022 14:46

Театр – это живой организм, зеркало, отражающее стремительно меняющееся время. Однако он не всегда даёт ответы на все беспокоящие нас вопросы. Но сегодня в театральном пространстве появляется множество форматов, благодаря которым максимально сокращается дистанция между действом и зрителем. Форум-театр, или «Театр угнетённых», основоположником которого ещё в 70-е годы прошлого века стал бразильский режиссёр Аугусто Боаль, сегодня в России стремительно набирает популярность. Но для Севастополя это совершенно новое направление. 25 августа руководитель студии «Театральная кухня» Наталья Слепченко и режиссёр Светлана Ханжина решили испытать этот формат на наших зрителях.

Перфомансы, поставленные по технике Аугусто Боаля – это, по сути, срез нашего пульсирующего времени. И, что самое главное, форум-театр полностью стирает границу между сценой и зрителем, предлагая ему окунуться в историю, где нет верных и неверных ответов. В процессе продавливаются самые болезненные точки современного общества – темы насилия и угнетения. Поэтому такой формат театра, предложенный Аугусто Боалем и получил название «Театр угнетённых». По ходу действия, зрители должны найти выход из ситуации, представленной артистами. Каждый желающий в любой момент может выйти на сцену и заменить актёра, разыграв свой вариант развития событий, который приведёт главного героя к счастливому финалу. А весь процесс модерирует Джокер – человек, не являющийся частью представления, но активно общающийся с залом.

«Ситуация, которую мы решили разыграть на севастопольском форум-театре, взята из жизни наших артистов и, в целом, близка городу, – рассказывает режиссёр постановки Светлана Ханжина. – Это ситуация в строительной фирме, где происходит угнетение главной героини. Я, как человек приезжий, поняла, что сфера строительства для Севастополя сейчас очень актуальна».

Светлана признаётся, что ей было очень интересно изучить, чем живут местные жители, что их волнует, какие у них проблемы. По её словам, первую часть трёхнедельной лаборатории, посвящённую спектаклю, она со студийцами потратила на то, чтобы прощупать почву и понять, как угнетение проявляется именно здесь, в Севастополе.

«Когда мы начали работать, я не понимала, что это за люди, откуда они пришли, каков у них социальный статус, – вспоминает режиссёр, – но оказалось, что все они ходят на работу, состоят в каких-то рабочих отношениях и ситуация угнетения в коллективе близка большей части группы. Поэтому мы решили взяться именно за эту тему. Ребята сами написали текст сцен, которые они играют. После этого мы осваивали актёрское мастерство, чтобы сыграть написанное. А теперь, вместе со зрителем это будет ещё и освоение импровизации».

Интерес к спектаклю, поставленному в новом для Севастополя формате, определённо зашкаливал. В премьерный вечер под куполом «Театральной улицы» были заняты практически все стулья. Зрители охотно принимали правила игры и начинали вместе с актёрами существовать в предложенных обстоятельствах. Их симпатии (как собственно, и антипатии) склонялись то в сторону главной героини, придавленной изматывающей работой и бытом, то в сторону мужа, обвиняющего супругу в нежелании заняться семьёй. Были и те, кто оправдывал начальника, нарушающего субординацию, отмечая, что он просто одинокий мужик, занимающийся нелюбимым делом и истосковавшийся по женской ласке.

Зрители активно вступали в дискуссию, предлагая свои варианты решения проблемы. А от слов переходили к действиям – уже на сцене, где могли влиять на историю, добавляя в неё новые события и даже персонажей. Это как раз разрешено правилами форум-театра. Запрещено – вступать с актёром в физический контакт и нецензурно выражаться.

Инициатором такого увлекательного сценического эксперимента стала руководитель студии «Театральная кухня» Наталья Слепченко.

«Я исследовала форум-театр в теории, но понимала – чтобы взять эту технику с актёрами в работу, нужно быть хорошо подкованным, – делится Наталья с ForPost-Афишей. – И тогда у меня как раз родилась идея, что нам нужен специалист, эксперт по форум-театру, который сможет свой опыт передать на практике. Я сама нашла Светлану в социальных сетях, увидела её работы, оценила её компетенцию и решила, что это идеальный вариант. Написала ей и мне сразу пришёл ответ, что было бы здорово вместе поработать. И я поняла, что это сама судьба нас ведёт за руку».

В постановке «ЗАменяYOU» учувствуют выпускники «Театральной кухни» разных лет. Наталья предложила им на несколько недель полностью погрузиться в формат форум-театра. Результат этой лаборатории вы можете оценить в самое ближайшее время – 28 августа, в парке им. Анны Ахматовой, под куполом «Театральной улицы». Вход на мероприятие осуществляется по пригласительным, которые  можно получить по ссылке.

Важно ещё отметить и то, что «угнетённый» — это, зачастую, и стиль жизни человека, решившего по каким-то причинам закрыться от мира и людей. По признанию Натальи Слепченко, в её театральную студию нередко приходят люди именно с такой «болезнью».

«Запросы у большинства участников нашей студии – это избавление от страха выступления, снятие запретов на выражение себя и обретение своего собственного личного индивидуального голоса, – говорит Наталья. – В какой-то момент происходит психологический блок, связанный с обстоятельствами жизни, и они становятся тихими и незаметными, но очень хотят избавиться от этого. И как раз наша театральная студия позволяет приобрести воодушевление жизнью и начать ярче проявляться, быть ярким во всём: в поступках, в выражении своих мыслей, в способе жизни. Такие эмоции и впечатления они переносят потом в свою основную жизнь и очень часто по итогу мне признаются, что она поменялась кардинально».

Поэтому очевидно, что совместный проект с руководителем тюменского театрального центра «РяДом» Светланой Ханжиной, стал для Натальи Слепченко вполне логичным витком как в профессиональном, так и в духовном развитии. Ведь если вдуматься, «Театр угнетённых» — это условное название нашего современного общества; это болезнь, которая распространяется с пугающей скоростью, незаметно пожирая нас день за днём. И, слава Богу, что среди людей искусства сегодня есть те, для кого слова «расправить плечи», «выпрямить осанку», «говорить громко» — это не пустой звук, а стиль жизни. И они готовы эту жизнь показать каждому из нас. Было бы желание.

Арсений Веденин

Фото автора

Loading



«ЗАменяYOU», «Театр угнетённых», Наталья Слепченко, Светлана Ханжина, студия "Театральная кухня", Театральная улица, форум-театр,

Поделиться:

Похожие посты

«Мы не лошади, мы — люди»: разбираем финал сериала «Игра в кальмара»

27 июня на платформе Netflix вышел финальный третий сезон известного южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Чтобы заработать баснословную сумму, отчаявшиеся 456 человек участвуют в смертельно опасных состязаниях. После победы в первом сезоне игрок

Что такое аудиосериалы и почему это революция в мире аудиокниг

В последнее время аудиокниги становятся всё более популярны. Многие занятые книголюбы, у которых недостаточно времени на чтение бумажной книги, предпочитают слушать аудиовариант. Сейчас на рынке появился ещё один формат — аудиосериалы. Что это такое,

«28 лет спустя»: удалось ли возродить зомби-франшизу?

В международном прокате успешно показывают зомби-хоррор «28 лет спустя». Спустя более чем два десятилетия Дэнни Бойл и Алекс Гарленд возвращаются к своей культовой франшизе ужасов. Российские прокатчики символично поставили премьеру фильма на 28 июня

Красные мотоциклы и подростки со сверхсилой: «Акира» в российском прокате

Добро пожаловать в Нео-Токио, где спустя 31 год после Третьей Мировой войны люди так и не оправились от ядерного удара. Правительство подавляет любые попытки мятежа, а военные проводят в секретных лабораториях эксперименты над детьми. «Акира» — культ

«Кей-поп-охотницы на демонов»: чем цепляет новый анимационный хит

20 июня состоялась премьера нового анимационного фильма от Netflix и Sony Pictures Animation — «Кей-поп-охотницы на демонов». Он мгновенно стал хитом: зрители ликуют, соцсети заполнены эдитами, вырезками из проекта, ажиотаж не собирается стихать. Как

Новости ForPost

Метки

балет музыка праздник игры 2024 Charli XCX фестиваль мультфильмы 2024 театр драмы "Психо Дель Арт" фэнтези Севастопольский театр оперы и балета Мода концерт Конкурс "Живая классика" Обзор Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Новый год Херсонес Аниме фильмы аниме 2025 Marvel Модный показ российские фильмы выставка Александр Петров Афиша Севастополя спектакли кино мода и стиль фильмы ужасов Фильмы 2025 Netflix Российские сериалы Balenciaga выставки сериалы 2024 обзор аниме Федюхины высоты опера коронавирус хоррор СевТЮЗ BLACKPINK художники ЦГБ им. Л.Н.Толстого карантин аниме 2024 Дворец культуры рыбаков День ВМФ театр фильмы 2023 День Победы Сергей Безруков детектив афиша Севастополь игры 2023 куда сходить Севастополь Тейлор Свифт мультфильмы театр Луначарского комедия Dior музыка 2023 скандал Психо Дель Арт сериалы 2023 спектакль живопись Херсонес Таврический Театр Лавренёва изоляция Санкт-Петербург Крым "Кинопоиск" Григорий Лифанов СЦКиИ Клим Шипенко Обзор фильма рецензия фильмы 2024 ДКР Севастопольский ТЮЗ Андрей Маслов Неделя моды музыка 2024 Театр им. Кукол сериалы 2025 искусство мультфильмы 2023 Большой севастопольский офицерский бал 9 мая арт-отель "Украина" книги Театр имени Луначарского K-pop Золотая балка мастер-классы Театральная улица музыка 2025