Расправьте плечи, господа: один вечер в «Театре угнетённых»
Театр – это живой организм, зеркало, отражающее стремительно меняющееся время. Однако он не всегда даёт ответы на все беспокоящие нас вопросы. Но сегодня в театральном пространстве появляется множество форматов, благодаря которым максимально сокращается дистанция между действом и зрителем. Форум-театр, или «Театр угнетённых», основоположником которого ещё в 70-е годы прошлого века стал бразильский режиссёр Аугусто Боаль, сегодня в России стремительно набирает популярность. Но для Севастополя это совершенно новое направление. 25 августа руководитель студии «Театральная кухня» Наталья Слепченко и режиссёр Светлана Ханжина решили испытать этот формат на наших зрителях.
Перфомансы, поставленные по технике Аугусто Боаля – это, по сути, срез нашего пульсирующего времени. И, что самое главное, форум-театр полностью стирает границу между сценой и зрителем, предлагая ему окунуться в историю, где нет верных и неверных ответов. В процессе продавливаются самые болезненные точки современного общества – темы насилия и угнетения. Поэтому такой формат театра, предложенный Аугусто Боалем и получил название «Театр угнетённых». По ходу действия, зрители должны найти выход из ситуации, представленной артистами. Каждый желающий в любой момент может выйти на сцену и заменить актёра, разыграв свой вариант развития событий, который приведёт главного героя к счастливому финалу. А весь процесс модерирует Джокер – человек, не являющийся частью представления, но активно общающийся с залом.
«Ситуация, которую мы решили разыграть на севастопольском форум-театре, взята из жизни наших артистов и, в целом, близка городу, – рассказывает режиссёр постановки Светлана Ханжина. – Это ситуация в строительной фирме, где происходит угнетение главной героини. Я, как человек приезжий, поняла, что сфера строительства для Севастополя сейчас очень актуальна».
Светлана признаётся, что ей было очень интересно изучить, чем живут местные жители, что их волнует, какие у них проблемы. По её словам, первую часть трёхнедельной лаборатории, посвящённую спектаклю, она со студийцами потратила на то, чтобы прощупать почву и понять, как угнетение проявляется именно здесь, в Севастополе.
«Когда мы начали работать, я не понимала, что это за люди, откуда они пришли, каков у них социальный статус, – вспоминает режиссёр, – но оказалось, что все они ходят на работу, состоят в каких-то рабочих отношениях и ситуация угнетения в коллективе близка большей части группы. Поэтому мы решили взяться именно за эту тему. Ребята сами написали текст сцен, которые они играют. После этого мы осваивали актёрское мастерство, чтобы сыграть написанное. А теперь, вместе со зрителем это будет ещё и освоение импровизации».
Интерес к спектаклю, поставленному в новом для Севастополя формате, определённо зашкаливал. В премьерный вечер под куполом «Театральной улицы» были заняты практически все стулья. Зрители охотно принимали правила игры и начинали вместе с актёрами существовать в предложенных обстоятельствах. Их симпатии (как собственно, и антипатии) склонялись то в сторону главной героини, придавленной изматывающей работой и бытом, то в сторону мужа, обвиняющего супругу в нежелании заняться семьёй. Были и те, кто оправдывал начальника, нарушающего субординацию, отмечая, что он просто одинокий мужик, занимающийся нелюбимым делом и истосковавшийся по женской ласке.
Зрители активно вступали в дискуссию, предлагая свои варианты решения проблемы. А от слов переходили к действиям – уже на сцене, где могли влиять на историю, добавляя в неё новые события и даже персонажей. Это как раз разрешено правилами форум-театра. Запрещено – вступать с актёром в физический контакт и нецензурно выражаться.
Инициатором такого увлекательного сценического эксперимента стала руководитель студии «Театральная кухня» Наталья Слепченко.
«Я исследовала форум-театр в теории, но понимала – чтобы взять эту технику с актёрами в работу, нужно быть хорошо подкованным, – делится Наталья с ForPost-Афишей. – И тогда у меня как раз родилась идея, что нам нужен специалист, эксперт по форум-театру, который сможет свой опыт передать на практике. Я сама нашла Светлану в социальных сетях, увидела её работы, оценила её компетенцию и решила, что это идеальный вариант. Написала ей и мне сразу пришёл ответ, что было бы здорово вместе поработать. И я поняла, что это сама судьба нас ведёт за руку».
В постановке «ЗАменяYOU» учувствуют выпускники «Театральной кухни» разных лет. Наталья предложила им на несколько недель полностью погрузиться в формат форум-театра. Результат этой лаборатории вы можете оценить в самое ближайшее время – 28 августа, в парке им. Анны Ахматовой, под куполом «Театральной улицы». Вход на мероприятие осуществляется по пригласительным, которые можно получить по ссылке.
Важно ещё отметить и то, что «угнетённый» — это, зачастую, и стиль жизни человека, решившего по каким-то причинам закрыться от мира и людей. По признанию Натальи Слепченко, в её театральную студию нередко приходят люди именно с такой «болезнью».
«Запросы у большинства участников нашей студии – это избавление от страха выступления, снятие запретов на выражение себя и обретение своего собственного личного индивидуального голоса, – говорит Наталья. – В какой-то момент происходит психологический блок, связанный с обстоятельствами жизни, и они становятся тихими и незаметными, но очень хотят избавиться от этого. И как раз наша театральная студия позволяет приобрести воодушевление жизнью и начать ярче проявляться, быть ярким во всём: в поступках, в выражении своих мыслей, в способе жизни. Такие эмоции и впечатления они переносят потом в свою основную жизнь и очень часто по итогу мне признаются, что она поменялась кардинально».
Поэтому очевидно, что совместный проект с руководителем тюменского театрального центра «РяДом» Светланой Ханжиной, стал для Натальи Слепченко вполне логичным витком как в профессиональном, так и в духовном развитии. Ведь если вдуматься, «Театр угнетённых» — это условное название нашего современного общества; это болезнь, которая распространяется с пугающей скоростью, незаметно пожирая нас день за днём. И, слава Богу, что среди людей искусства сегодня есть те, для кого слова «расправить плечи», «выпрямить осанку», «говорить громко» — это не пустой звук, а стиль жизни. И они готовы эту жизнь показать каждому из нас. Было бы желание.
Арсений Веденин
Фото автора